Чудеса становятся явью Гл. 9

Людмила Лукьянцева
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

   В пять утра следующего дня отец с сыном тихонько, чтобы не разбудить родных женщин, отправились на рыбалку. Мужчины приехали на озеро, быстро накопали червей. Нанизали их на крючки шести удочек и забросили лески с червяками в воду. Положили удочки на берег, чтобы их в воду не утянула рыба, придавили большими камнями. Разложили походные брезентовые стульчики и уселись на них, с наслаждением вытянув ноги.
   - Ты, сынок, подремли ещё немного, а я послежу за поплавками. Как рыба начнёт клевать, так разбужу.
   - Нет, батя, утренний сон улетел... Я его к дочке направил, пусть досматривает. Посмотри: заря на светлеющем небе Жар-птицей занимается. Слышишь, как птицы зазвенели, её прославляют, где тут уснёшь.
   А над водой какая красотища: парит сказочный туман. Показывает фее воды разные образы: то богатыря, то лебедя, а вот орёл с распахнутыми крыльями полетел. Чудеса, глаз не отвести! Люблю Лебяжье озеро за его волшебные картины.
   - Согласен с тобой, сын, такую красоту надо в себя впитывать. Наполнять ею душу, чтобы она вместе с птицами зазвенела. Стараться получить неописуемую радость от чудного озера: сказочных объятий феи воды и тумана. Принести полученную радость домой и подарить дорогим сердцу людям.
   - О, да, ты у нас, Михаил Сергеевич, романтик! Так красиво и правдиво выразил мысли об окружающей нас природе. Я просто заслушался. Да, батя, давно хотел тебя спросить: до моего отъезда в институт, это озеро называлось не Лебяжьим, а Карасёвским. Что за случай привёл к переименованию его названия?
   - Ты, Арсений, не поверишь, привёл случай шибко трагический.  В тот год, когда ты уехал в Москву на учёбу, по весне впервые к нам на Карасёвское озеро прилетела стая белых лебедей. Жители села им были очень рады. Их удивляла забота, любовное внимание птиц к друг другу.
   Особенно нравилась одна пара: крупный лебедь-вожак и его лебёдушка. Все лебеди подчинялись его зову беспрекословно. Никто не пытался с ним вступить в драку, как это делали между собой гусаки. Казалось, его власть, суровость должна была распространяться и на его половинку - самочку, но нет.
   Они были неразлучны, самец нежно перебирал клювом на её шее белые шёлковые перья, клал свою голову ей на спину. Прикасался мощным клювом к её клюву, словно целовал. Видно было, какая мощная, не разрывная связь была между ними.  Возле них постоянно плавали их повзрослевшие птенцы - самец и самочка. Родители опекали птенцов и беззаветно любили.
   Мой друг зоотехник Юрий Крылов оберегал лебедей, как своих детей. Сходил в школу, выступил перед учениками. Рассказал какие это благородные, красивые, и преданные друг другу птицы. Попросил ребят приглядеть за ними, чтобы чужие браконьеры их не убили. 
   Ученики в конце мая пошли на каникулы, с утра и до позднего вечера не выходили из воды. Купались, но про задание Юрия не забывали. Кормили стаю лебедей хлебом, кукурузой и зерном.  Птицы стали им доверять: спокойно выходили на берег и буквально из рук брали пищу. Это доверие их и сгубило.
   Весть о появлении на озере лебединой стаи быстро разнеслась не только по нашему селу, но и по Кировскому району. Как-то, в один из выходных, на озеро приехала из района группа подвыпивших молодчиков - пьяных и нахальных. Разделись догола и полезли в воду, увидели в камышах лебедей и кинулись их ловить руками.
   Стая, привыкшая к доброте людей, сразу не улетела на другой конец озера. Птицы просто взлетали над водой и поймать их пьяным гулякам в полёте не удавалось. Тогда один из парней побежал к машине, схватил ружье и выстрелил в самку лебедя-вожака. Раненая в крыло птица упала в воду.  Оголтелый подонок достал её из воды и закричал:
   - Братва, разводи костёр, сейчас жареного лебедя под водочку жрать будем!
   Наши сельчане, наблюдавшие эту безобразную картину, будто очнулись ото   сна. Скопом навалились на пьяных парней, ремнями от брюк связали им руки и повели в село на сельский суд. Юрий Крылов в тот день тоже отдыхал на озере.  Именно, он первым бросился спасать лебёдушку.
   Поднял раненую птицу, брошенную парнем в страхе на землю, положил её голову себе на плечо и на мотоцикле повёз к нам.  Знал, что у нашей матери, всегда дома хранились нужные медикаменты.  Как врач, она может в трудный момент оказать экстренную помощь.
   Юрий удивился тому, что лебедь летел следом за ним. Он даже приземлился в нашей ограде. Бегал по ней, пронзительно кричал и бил крыльями по земле.  Мы с Марией, к счастью, были дома.  Юра попросил Машу осмотреть птицу: обезболить, чтобы хоть на какие-то мгновения, облегчить её мучения.
   Маша, я и Юрий закрепили деревянную шину на простреленном крыле.  Кровь, текущая струйкой из раненого крыла, остановилась.  Мария поставила лебёдушке обезболивающий укол.
   Через несколько минут самочка пришла в себя. И, вдруг, так пронзительно вскрикнула, что у нас на глазах непроизвольно на выступили слёзы. Нам показалось, что она услышала зов любимого лебедя и последним криком попрощалась с ним навсегда.
   - Милая, хорошая моя, живи! Прошу, тебя, живи, - шептала плачущая Машенька, - я вылечу твоё крыло, и ты снова соединишься со своим любимым.
   В тот момент мы не знали самого главного: негодяй не только прострелил птице крыло, но, когда вылавливал её из воды, скрутил ей шею.   Юра бледный, как мел, проговорил:
   - Как же, больно сердцу от того, что теперь мы больше ей ничем не поможем.  С покалеченной шеей лебёдушка обречена. 
   - Не надо отчаиваться, - произнесла, всхлипывая Маша, - ещё может произойти чудо. Вы лучше держите вертикально её шею. К сожалению, никакие действия, предпринимаемые нами, уже не помогли - через полчаса птица умерла.
   Маша плакала навзрыд... Женщины, которые стояли под окном дома, поняли, что лебёдушки больше нет в живых. Тоже громко заплакали, не скрывая слёз друг от друга.
   Вдруг люди заметили, что с вожаком стаи происходит что-то непонятное... Он сел на землю, засунул голову под крыло, замер, словно превратился в камень. Казалось, самец даже не дышал. Неужели, почувствовал, что любимой больше нет?  К нам в дом направили делегата - подругу Маши, Катю Веснину, с просьбой вынести на скамейке погибшую птицу, чтобы вожак мог с нею проститься.
    Самое страшное, сынок, было впереди.  Когда лебедь услышал прощальный крик самки то, действительно понял, что лебедушка   умирает. Любимая собрала перед смертью последние силы и попрощалась с ним криком. Он не раз слышал смертельный крик птиц за свою жизнь.  Горе ослепило его: он знал, что без неё жить не сможет.   
   Мы с Юрой открыли дверь, вынесли скамейку с погибшей птицей и поставили по середине ограды.  Лебедь услышал шум, встал на ноги и подошёл к невысокой скамейке. Людей он не боялся, за время долгого общения к ним привык. Жители замерли, боялись шелохнуться.
   Вожак подошёл к скамье, вытянул шею и положил голову на спину верной половинки. Потом отодвинулся на полметра, издал пронзительный крик, очень похожий на крик погибшей.
   Взмахнул крыльями и взлетел над оградой высоко в небо. Присутствующие жители с замиранием сердца смотрели на уменьшающуюся точку.  Вдруг, точка замерла и камнем полетела вниз. Удивительно, но самец упал с большой высоты на скамейку рядом любимой, разбившись насмерть.
   Всё село: взрослые и дети искренне горевали над погибшими птицами и жаждали справедливого наказания бездушных варваров.
Мария сказала нам с Юрием:
   - Мужчины, попрошу вас сделать деревянный ящик и положить обех птиц вместе. Подключите нашего учителя по труду, Никиту Андреевича, пусть сделает деревянный памятник. Вырежет двух больших лебедей из фанеры, покрасит памятник бронзовой краской, а лебедей белой и закрепит эти фигуры на его вершине.
   Птиц похоронили на другом конце озера, куда они со стаей обычно уплывали на ночёвку. Наверное, птицам нравилось просыпаться среди белых лилий, по красоте очень схожими с ними. 
   После похорон каждый день дети, парни и девчата приносили к памятнику живые полевые цветы. Позже, кто-то из влюблённых прикрепил под лебедями большую медную табличку, на которой была выбита надпись: "Здесь вечно живёт любовь двух лебедей: Ромео и Джульетты".
   Подлых убийц на сельском собрании сотрудники полиции судить не позволили: побоялись народной расправы. Посадили в машину и увезли в район. Спрятали тогда их вовремя.  Местные парни узнали о смерти лебедей и на машинах бросились вдогонку за убийцами. Догнать не смогли, родители взяли деток под опеку. Обещали утром заплатить штраф в положенном размере.
   Потом мы узнали, что верховодил пьяной компанией сын влиятельного чиновника. Суд состоялся, парню, который убил птицу, занесённую в Красную книгу, дали один год условно. Остальные заплатили незначительный штраф. Отцы отправили своих избалованных деток из района в другие города. Кого к родственникам, а кого-то на учёбу.
   Жители нашего села захотели увековечить память о погибших птицах. Написали прошение в областную администрацию с просьбой переименовать село Карасёвское - в село Лебяжье. Руководство области знало трагическую историю, случившуюся с лебедями.  Не захотело лишней огласки и пошло сельчанам навстречу.  Уже восемь лет мы живём в селе Лебяжьем.
   Его название как-то само собой перешло и к нашему любимому озеру. Вот, сынок, такова история переименования нашего села и озера в Лебяжье. Хочу добавить, птицы продолжают прилетать на озеро, но теперь плавают только там, где похоронен их вожак с любимой лебёдушкой.
   Местные рыбаки заметили, что на закате из воды к памятнику выходит молодая пара лебедей: их дети. Садятся возле памятника, прячут головы под крыло и замирают в скорбной тишине.
   - Да, батя, история, действительно, трагическая. Растрогала меня до глубины души. Как только таких мерзавцев с чёрствыми сердцами мать-земля на себе носит?!  Прошу тебя, пожалуйста, проводи меня к этому памятнику, я нарву полевых цветов и возложу их моим любимым птицам.
   Мужчины сходили к памятнику и возложили цветы. Им показалось, что на душе стало легче.
   С Лебяжьего озера Ракитины с хорошим уловом, ивовыми прутьями отправились домой. Арсений всю дорогу думал о лебединой трагедии: "Если бы я тогда ещё жил в селе, то обязательно проголосовал вместе с селянами за переименование озера и посёлка в Лебяжье.
   Люди увековечили не только память о прекрасных птицах, но и поставили памятник великой Любви и Верности.