Опыт осознания Светлые надежды и прошлое

Вадим Вохнин
                Светлые надежды и прошлое

Искусство предреволюционной и послереволюционной России, в особенности литература, изображала прошлое в таком черном цвете, что если бы это соответствовало действительности, то весь наш народ в кратчайшие сроки вымер бы от тоски и печали. Т.е. на фоне лучезарного коммунистического будущего и светлого советского настоящего прошлое могло выглядеть только беспросветным и ужасным.
То же самое наблюдается в сегодняшнем перестроечном искусстве, которое ужасным изображает советское время. Отсюда легко верится во многие десятки миллионов погубленных жизней и в беспредельный страх, которым были объяты советские люди. Удивительно, что народ ухитрился дожить до нынешних свободных времен.
По-видимому и то, и другое неверно. Во все времена народ не выживал, а жил, приспосабливаясь к той или иной форме правления, точно так же, как он приспосабливался к тем или иным погодным условиям, географическим особенностям. И вполне естественно, что в основном фон народной жизни был позитивен: всегда были свои радости. Сама трудовая деятельность в самых разных её формах большинству народа доставляла и доставляет удовлетворение, создает нормальный жизненный тонус. Постоянным источником радости было общение с природой и, сродни этому, общение с близкими.
Даже в военные времена стрессовая составляющая в наибольшей степени касалась тех, кто непосредственно участвовал в боях, но и там в перерывах между боями люди оттаивали душой в том же самом общении или в обыденных трудах. В тылу же стрессового напряжения было еще меньше.
Вспоминается опыт зоопсихологов: в зоопарке в соседних вольерах поместили козу и тигра, их хорошо кормили и тигр не проявлял никакой агрессивности. Однако, когда перегородка между вольерами была закрыта фанерной стеной, коза сохраняла свой вес и даже прибавляла в весе, когда же фанеру убирали, коза теряла в весе. Вывод очевиден - влияние психологического стресса. 
Любому человеку для выживания просто необходим позитивный настрой.
Есть одна удивительная особенность искусства: позитивное не эффектно - оно просто  и почти неощущаемо, как чистый воздух, чистая вода, и не может быть предметом привлечения и развлечения. Многие произведения искусства представляют собой или полностью, или в значительной мере выброс авторской эйфоричности и депрессивности. Они сильно возбуждают человеческую фантазию, чувства, но какого рода эти возбуждения?