Мир полон предательства

Марина Артюх
    


        "Мир полон предательства" - так говорил Джордано Бруно...

      Когда я смотрю на "предполагаемые" лица Парменида и Зенона, я сразу же думаю вот о чём: У Христа был Иуда, а у Парменида был Зенон; можно предать любовь, но что нужно для этого сделать? - ничего особенного, достаточно отнестись к священному для человека, к его сердечному - меркантильно, и готово; а что нужно сделать, чтобы предать мысль? - пожалуй, тоже ничего особенного - взять и представить часть мысли, единой и неделимой - привязанной к чему-нибудь статичному, представить мысль как только её часть, которая уже потеряла возможность двигаться, выдать мысль, имеющую свою часть лишь как фрагменты своего же движения, за "вещь", за "вещь" среди вещей, покоющуюся наряду с "вещами".
      Уж больно мне лица Парменида и Зенона напоминают лица с картины Джотто "Поцелуй Иуды" - они обращены друг к другу визуально, номинально, но на самом деле смотрят каждое в свои миры, и миры эти разные; не просто разные, как там - "у всякого свой", а принципиально разные. Тут какое-то скрытое напряжение и противостояние, какая-то "вечная борьба мира" с самим собой, что-то зловещее под внешней лёгкостью и соположеностью - с одной стороны и что-то глубокое и просветлённое с другой.
       Мы не умеем читать по лицам... - с таким убеждением я сталкивалась в каждом человеке. И каждому отвечала: не умеем, потому что не признаём, что всё равно читаем. А если бы признали - рано или поздно стали бы уметь...
       Ведь и здесь действует апория Зенона: когда люди говорят, что сразу человека не поймёшь, они предполагают, что можно его понять, суммируя множество, множество впечатлений о нём и что это будет вернее, чем впечатление "сразу", или считают, что поверяя его в испытании на соответствие каким-нибудь нормам, вскрывают его суть. Вот так - либо бесконечно складируя, либо взламывая отмычками
традиционных "ценностей". Но что делать, если сами "ценности" недалеко ушли? Как быть с той суммой, которая суммируется - сколько? - в чём, на каком основании? Если вы признаёте апории Зенона, то зачем же суммируете, ведь никогда не закончите, не достигнете результата?
      "Сразу" - не означает "мнить". Потому что "мнение" - это лишь ваш бок, который прикоснулся к человеку, и доволен или недоволен этим прикосновением, но всегда ещё и идеологизирован ( в ряде восприятие-представление-ценность). И вот, мы пытаемся такими не быть, говорим - "нет, нет" - нельзя сразу, будет плохо, будет неправильно. Но поэт видит "сразу", иначе он бы забыл "чудное мгновение". Но крик Аристотеля при вервом чтении Зенона - "это ложь!" - это не спешка, это не то, что вы принимаете за спешку. Это - "кони, которые меня несут, - доставили меня так далеко, как только может достичь дух" (Парменид). Это - "непогрешимое сердце, легко убеждающей истины!" (Парменид). Это - пройденный, невообразимым для вас способом, "бесконечный ряд" Зенона.

       И чем бы ещё был нетерпим мне этот Зенон? Даже если бы я не могла показать, я бы - ЗНАЛА. Но я могу и всё показать - почему нетерпим. И я покажу...

       Подлинные апории, которые ближе к "корню истины" мы находим у китайца Хуэй Ши, о котором я уже писала (помните? - "у величайшего нет ничего за пределами его самого..."), но эту апорию мы уже рассмотрели, даже она лучше зеноновской, но самая обострённая, будет другая, она звучит так: "То, что не имеет толщины - не может быть увеличино в толщине" - то есть нельзя суммировать конечные точки. Здравый человеческий рассудок, здравый да недозрелый, тотчас же уводит человеческую мысль от продумывания и этого, максимального близкого к истине, утверждения. И мы читаем массу благоглупостей, лихо пекущихся у нас как пирожки - "Худое не толстеет, толстое не худеет. Худое не станет толстым, толстое не станет худым."(Симликий Мирон "Моя жизнь с Зеноном"). Будто как раз об этом и хотел мыслить философ - чтобы нас позабавить побрякушной несуразицей. Да нет же, остолопы, он хотел выразить совершенно иное! Как у Григория Сковороды: "Стой, нетопыр! Вглядись приметнее!!!!
        Хуэй Ши хотел сказать вот что: что из точки вы никогда не получите линию, а из линии никогда не получите плоскость, а из плоскости никогда не получите пространства. И это - не хилая мысль!
        Вместо того, чтоб запутывать нас в бескрайних просторах дурного деления, как то делает Зенон, Хуэй Ши говорит: формально-логическим способом нельзя пройти расстояние от одной точки до другой. Сколько вы мысленно не будете конструировать линию как множество точек, вы линию не получите - если мыслить этот процесс, а не рисовать карандашом. И это - апория - достойная названия апории. Потому что наши математики сегодня представляют линии именно так: как сумму точек, как бесконечное множество точек, обладающих данной характеристикой. И не только линию, но и все остальные фигуры. И даже и это ещё не всё. Потому что сами древние греки мыслили геометрию совершенно иначе. И, следовательно, налицо - реальный клубок проблем, а не показательный номер Зенона в цирке.
         Хуэй Ши говорит: нельзя. А Зенон говорит: видите, у вас не выходит, дурачки. Но если не выходит, можно пытаться снова - вот и пытаются, годами, тысячелетиями - доказывают, что не дурачки. А ведь если бы умели слышать и видеть не "клоунов", а философов, то уже бы услышали: нельзя. Вот ТАК - как вы делаете - нельзя! Но это ещё не значит, что нельзя по-другому... Даже, наоборот, это нельзя, решительно освобождает нас от всех бесполезных действий на будущее и указывает - ищи, иди и смотри в другую сторону!
         Вот что делает Хуэй Ши, и вот что делает Зенон!
      Зенон - это не любовь, это не песня о любви, это "попсовая эстрада, поющая о любви". Клёво, конечно, "под попсу" и можно "позигать козлами", но нельзя извлечь ничего непреходящего о любви.

        Тут у нас налицо проблема самого познания, а повсюду ходят "крашенные девки", и мужской ум, если таковой ещё можно назвать таковым, влечётся ими, как и в обыденной жизни, - надёжно. Рисунки и схемы, придуманные к апориям Зенона, сами представляют бесконечный ряд Зенона. А ведь надо не рисовать, а думать - какие гносеологические данности сталкиваются тут в противоречиях. Необходима феноменологическая редукция, то есть редукция разных типов познания - формально-логического, математического, философского.

        Мне тут уже написали: Марина, вы полностью уничтожили Зенона.
    Нет, не полностью. Полностью я уничтожу его тогда, когда устранив всё лишнее, перейду непосредственно к постижению механической формы движения и специфики её осмысления математическим аппаратом, вот тогда я действительно, уничтожу Зенона полностью и он сам превратится лишь в бесконечно малую точку на своей бесконечной прямой.