Отец

Галина Арцибашева
             ОТЕЦ.

   Эту историю мне рассказала одна моя знакомая. У Вали заболел отец, его с работы на скорой помощи увезли в больницу. Валя уже взрослая девушка, студентка. Отец сам позвонил из больницы и сказал номер палаты. Утром Валя не пошла на занятия, решила навестить отца в больнице. Отец был бледный, лежал на кровати. Валя взяла стул и села рядом с отцом. Руки у отца были холодные. Дочь не помнит, чтобы отец болел, а тут не может встать с кровати, отказался от угощения. По его глазам было видно, он что-то хочет рассказать дочери.
 - Папа расскажи, не мучай себя? Тебе будет легче, что случилось?
   Валя знала, отец и мать выросли в одной семье, но они не родственники. Они жили в глухой Сибирской тайге, в деревни было около двадцати домов.
   У папы Вали были родители и две сестры. В деревни каждая семья имела свое хозяйство: лошадь, корову, свиней, курей.
Сами хозяева сеяли зерно и убирали урожай.
 - Папин отец с матерью как-то поехали на санях в лес за дровами, и папа больше не видел отца. Вечером папу забрали к себе соседи, сестры у папы были старше его.-
   Не видел Ваня, как хоронили отца, ему позже рассказали, что отца в лесу придавило деревом. Пока мать бегала в деревню за помощью, отец умер в лесу. Только на следующее утро мать забрала Ваню домой.
Мать все плакала, гладила Ваню по голове. К вечеру у матери поднялась температура. Тетя Маша соседка, днем приходила, накормила мать и детей.
   Целый день девочки бегали на улице, а вечером сразу улеглись спать. Мать просила воды пить, девочки не хотели вставать или не слышали. Утром мать уже не могла сама встать, бредила во сне, просила пить, но сестры убежали на улицу. В доме была только одна комната и русская печь, где спали девочки, там было так тепло. В комнате стояли две кровати, на одной лежала больная мать.
   Ваня пытался напоить мать, нашел кружку, но не мог кружкой достать воду из ведра. Ведро стояло на лавке, лавка была высокая. В таежных деревнях нет стульев, там есть лавки и скамейки. Возле лавки стоял стол сделанный отцовскими руками.
   Тогда мальчик взял чугунок и перевернул, встал на его и почерпнул кружкой воду из ведра. Такой был счастливый мальчик, но не удержался, чугунок поехал в сторону. Ваня успел ухватиться за ведро, вся вода из ведра вылилась на пол. Ваня лежал в луже воды и плакал.
   У матери сил хватило подняться и положить сына на кровать, рядом с собой. Мальчик был мокрый, замерз, но возле матери согрелся и уснул. Больше мать Ваня не видел. Пришла соседка сонного мальчика отнесла домой. Как хоронили мать, Ваня не видел.
   Ваня жил у соседей, сестер отправили в детский дом. Часто мальчик приходил в свой пустой дом, плакал, звал отца, мать, сестер.
   У соседей была дочь Аня, на два года младше Вани. Мать Ани растила мальчика, как своего сына. Ваня и Аня вместе росли, учились, поженились. Ваня стал судьей, Аня работала в школе учителем.
   Отец рассказал:
 - Привезли на суд девушку, ей было 20 лет, она жила вместе с матерью. Девушка пила, курила, часто била
мать. Один раз так сильно дочь избила мать, что она попала в больницу. Мать пролежала в больнице целый месяц. Соседи заявили в милицию, мать девочки никогда бы не обратилась в милицию. Дочь была красивая, наглая, на суде все отрицала. У всех в зале эта девушка вызвала неприятное чувство. Последнее слово дали матери. Женщина сказала, что упала сама. Были свидетели, утверждали, что видели, как часто дочь била мать. Вдруг женщина упала в обморок, к ней вызвали скорую помощь.-
   Отец подошел к женщине, кого-то она ему напомнила. Эта женщина так была похоже на портрет, что висел над его кроватью. Портрет отца и матери из дома он забрал с собой в другой дом, где жил.
   Первое время родители Ани писали письма в детдом для сирот, потом девочек перевили в другой город, и переписка оборвалась. Когда папа уже встал взрослым, разыскивал сестер. Из одного детского дома ему написали, была девочка Маша, но она умерла. Про старшую сестру ничего отец не смог узнать.
   Отец подошел к женщине, скорая уже приехала, женщина еще была жива. На шее у нее висела серебреная цепочка, она что-то напоминала отцу.
 - Не зная почему, - рассказывал отец, - у меня вырвалось
слово “Вереск”.- 
   Отец повторил это слово два раза, женщина открыла глаза.
 - Ваня, моя  дочь, - только успела она сказать, и силы ее покинули. Отец все понял, мать просила брата помочь ее дочери. Отец вспомнил, мать старшею сестру называла
“Вереск ”
   Был суд, отец был судьей, ему нужно было вынести
приговор.
   Мой отец повез сестру в больницу, но по дороге к больнице она умерла.
   Отец сам не мог сказать девочке, что мать ее умерла. Ей сказал ее защитник. Отец наблюдал, как отреагирует дочь на смерть матери, дочь улыбалась.
   Отец решение суда сам объявил.- «Десять лет тюрьмы»!- Девочка побледнела, закричала, а отцу вызвали скорую помощь.
   Отец вызвал меня в больницу и все мне рассказал, просил не винить его.
   Своим решением, он погубил племянницу и себя. Через два дня отец умер. Мы нашли могилу его сестры и похоронили отца рядом с его сестрой.