Нешто не понимаем. Да ну, ну, да...

Docking The Mad Dog
     Марсель Дюшан (Marcel Duchamp, 1887-1968) – французский и американский художник, шахматист, теоретик искусства, стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма. Если вы пока не знакомы, то чуть больше информации (подборка из различных источников).
 
     Фонтан (англ. Fountain, фр. Fontaine) – арт-объект, представленный Марселем Дюшаном в 1917 году, который является обыкновенным писсуаром с подписью «R.Mutt». Он был представлен как «фонтан» для выставки Общества независимых художников в Нью Йорке. Далее разгорелись жестокие споры, можно ли считать данный объект искусством вообще и т. д. Позднее выходка породила несколько подражаний (другими художниками было сделано восемь фонтанов-писсуаров, которые представлены в разных общественных фондах: Индианском университете в Блумингтоне, музее современного искусства Сан-Франциско, художественном музее Филадельфии, национальной галерее Канады, центре Помпиду и Тейт Модерне).
     Сам Дюшан в ответ на то, что его произведение стало пользоваться высокой популярностью, через много лет ответил следующим образом:

     "Я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством".

     В декабре 2004 года в результате опроса среди британских профессионалов по искусству, работа Дюшана «Фонтан» была признана самым великим произведением XX века, набрав 64 % голосов и опередив тем самым картину Пикассо «Авиньонские девицы». Представители журнала The Independent отметили в 2008 году, что Дюшан таким образом изобрёл концептуальное искусство и «навсегда разорвал традиционную связь между трудом художника и заслугами за работу». (Это был опрос среди 500 самых влиятельных людей из мира искусства Великобритании. Нужно было выбрать пять произведений ХХ века, которые изменили мировое искусство и наиболее сильно повлияли на дальнейшее его развитие. В окончательном списке оказались две картины Пабло Пикассо – «Авиньонские девицы» и «Герника», «Красная комната» Анри Матисса и диптих «Мэрилин» Энди Уорхола.)

     В ноябре 1999 года на аукционе Сотбис одна из восьми копий «Фонтана» 1964 года была продана за 1,7 миллиона долларов.

* Концептуальное искусство или концептуализм. В концептуализме концепция произведения важнее его физического выражения, цель искусства – в передаче идеи. Концептуальные объекты могут существовать в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий, аудио- и видео- материалов. Объектом искусства может стать любой предмет, явление, процесс, поскольку концептуальное искусство представляет собой чистый художественный жест. (из Википедии)

     В статье "Писсуар Дюшана – шах и мат искусству" Келли Гровье (BBC Culture) отмечает:

     "Появившись на свет более ста лет назад, "Фонтан" Марселя Дюшана изменил правила игры в мире искусства.
     В апреле 1917 года все изменилось безвозвратно. По крайней мере в мире искусства.
     Именно тогда легендарный французский художник авангарда и озорник от культуры Марсель Дюшан создал вещь, такую противоречивую по своему замыслу и значению, что она навсегда изменила правила игры в искусстве.
     ...Дюшан своим "Фонтаном" поставил шах и мат пониманию искусства. Его появление ознаменовало собой конец одной игры и начало другой.

          Эпоха Дебоша
     Когда речь идет о созерцании "Фонтана", зрители должны переосмыслить традиционный подход к эстетическому объекту и отбросить привычные предубеждения относительно природы художественного мастерства.
     Впервые в истории значимость произведения искусства была полностью отделена от роли художника в его создании.
     ...
     Формотворческий и сенсационный, "Фонтан" Дюшана стал мерилом, которым впоследствии в искусстве будут оценивать бесчинство как эстетическое качество."
Источник: https://www.bbc.com/ukrainian/vert-cul-russian-44684744

* Мона Лиза с усами. Марсель Дюшан заявил о своем отношении к произведению Леонардо, нарисовав на открытке-репродукции с Моной Лизой карандашом эспаньолку, усы и дав своему произведению название «L.H.O.O.Q.» (на французском фраза произносится как «Elle a chaud au cul», что можно перевести примерно как «У нее там горячо»).
     Портрет – символ женственности – приобрел мужские черты, кроме того, художник заявил: «She is a man». Ниспровергая священный образ, Дюшан ставит вопрос о соотношении эстетики и искусства. В течение всей жизни художник не раз возвращался к этому вопросу и сделал 38 версий «L.H.O.O.Q.» разных размеров и в разных техниках.

В общем, "искусство по-прежнему в большом долгу".

Кто-то из теоретиков написал:
     «Ибо художнику самому решать, что является произведением искусства, а что нет. Позиция Дюшана заключалась в следующем: если художник, сознавая контексты и смыслы, объявил свою работу произведением искусства, то так оно и есть».

     Здорово, правда? По этой универсальной методике и всё, что написано в столбик можно с лёгкостью назвать "стихи", и "произведение искусства".
~=~=~=~


     Нешто не понимаем

"Фонтан" Марселя Дюшана. Ну да, ну да...
Нешто не понимаем?
Искусство. Концептуально.
Опрометчиво кто-то скажет, мол, "Ерунда!"
"Писсуар перевёрнутый, разве это нормально?"

Споры, ярость, истерики в прессе, комси комса.
Ничего, что я по-французски про эмпиреи?
Писсуар перевёрнут. Попробуй в него посс.ть –
он помочится на тебя же. Ну, как затея?

И потом понеслась душа! Ах, какая прыть!
Мона Лиза с усами (раз 38) и прочее...
Это концептуально. И лучше, чем лес валить,
чем копать канаву, или мешки ворочать.


       13.01.2020
________________
* Иллюстрация – фотография оригинала работы Дюшана, сделанная Альфредом Стиглицем (Public Domain).