Трагедия в Кохассете

Григорий Марговский
Вчера я посетил симпатичный прибрежный городок Кохассет, к югу от Бостона. Сначала я обратил внимание, что река под мостом, совершая крутой вираж, втекает в океан с большой скоростью. «Наверное, это как-то влияет на безопасность бухты», - подумал я. И оказался прав: потому что вслед за этим я заметил вдали маяк, торчащий прямо из воды. Местные объяснили мне, что он воздвигнут в память о потерпевших здесь кораблекрушение ирландцах, спасавшихся от захлестнувшего их страну Великого голода и надеявшихся причалить к заветному берегу, где их ждало бы благополучие и процветание.

Произошло это 7 октября 1849 года, на Хэллоуин: на палубе корабля вовсю шло празднование, сверкали цветные огоньки, взрослые в зловещих масках плясали, а дети привычно вымогали сладости. Вдруг поднялась ужасная буря. Капитан брига «Сент-Джон» Мартин Оливер приказал немедленно бросить якорь. Но железные крючья не достали до дна. Корабль бросило на скалу Грампус-рок, его корпус разорвало в клочья (теперь я знаю, почему соседний городок называется Hull - “корпус»). 99 человек погибло: и стар, и млад. Так, например, Патрик МакСуинни утонул, тщетно пытаясь спасти свою жену и девятерых детей. Лишь двадцати пассажирам (среди которых оказался и хорошо умевший плавать капитан) удалось добраться до берега.

Несколько дней спустя писатель Генри Дэвид Торо со своим другом поэтом Эллери Ченнингом посетил этот район. Он писал об опустошении, свидетелем которого стал, в июньском номере журнала "Патнэм" за 1855 год. В Бостоне он видел листовки с надписью: "Смерть! 145 человек лишились жизни в Кохассете!” (цифра оказалась завышенной из-за недостатка информации), и решил, что поедет посмотреть на трагические последствия. Торо увидел, что город все еще находится в состоянии замешательства, а волны от шторма все еще бьются о скалы. По дороге к месту крушения он заметил кладбище с "большой ямой, похожей на погреб, только что вырытой там" и увидел несколько фургонов, идущих от берега, нагруженных грубо сколоченными ящиками. На склоне холма у самой воды он увидел тела: "мраморные ноги и спутанные головы", окружавшие его с "широко открытыми и пристально смотрящими глазами". Считается, что из воды к этому времени было извлечено только 28 тел.

В память об этой страшной трагедии установлен не только маяк в бухте Кохассета (ему, кстати, около ста лет): в 1908 г., спустя 59 лет после кораблекрушения, местная религиозная община воздвигла на кладбище двадцатифутовый кельтский крест... Вообще, американцы традиционно очень чутко относятся к жизни и смерти своих сограждан. Это вам не шиитский Иран - где на демонстрации протеста могут запросто убить полторы тысячи человек, а потом ещё и угробить десятки невинных пассажиров авиалайнера, . Вот такую историю я узнал вчера и тут же решил вам поведать. В Бостоне в воскресенье было 18 градусов тепла, я видел купальщиков: и в специально утеплённых костюмах, и без. Люди умеют и должны пользоваться каждым шансом насладиться жизнью, которую даровал им Всемогущий Господь!