Притяжение. 3. Лепота

Юрий Смирнов 11
На земле, и впрямь, было очень хорошо.
Прозрачное голубое небо. Чистый воздух. Яркое и тёплое солнышко благоприятствовало активному росту молодой зелени. На разные голоса распевали пичуги. Вольготно прогуливался тёпленький ветерок. Весна величавой поступью шла по горам Южного Урала.
 
После полёта все пассажиры умиротворённо отдохнули на лужайке, и, прихватив свой скарб, побрели в сторону села. Братья, накинув на плечи тяжеленные рюкзаки, стали спускаться по обросшему лесом склону вниз к реке. Косогор становился всё круче, круче, и, вот уже, весьма крутым. Ноги всё больше скользили по земле как лыжи. От резкого юза оберегали только растущие деревья. Спуск с тяжёлыми пухлыми рюкзаками стал опасным и невозможным. Туристы, еле переставляя ноги, пришли к скалистому обрыву. По крутому склону виделись проторенные животными многочисленные тропы.
- Кто эти тропы смог натоптать по такой круче? - спросил запыхавшийся и мокрый от обильного пота Анатолий.
- Явно не коровы. Скорее всего, козы, - предположил Юрий.
- Зря мы пошли напрямую по этому склону. Только намучились. Прежде чем идти, надо было расспросить местных. Теперь, возвращаться будет ещё тяжелее. Вот, что значит не следовать разумной пословице – «не зная броду, не суйся в воду». Как козлы неразумные по горам скачем, - ворчал и кряхтел Анатолий.
- Не зная броду… не зная броду… До воды-то ещё не дошли, - отшучивался Юрий, - Но, ты прав – путь подлежит возврату. Поползли.
 
В гору еле-еле выползли на четвереньках. Сбросили рюкзаки и плюхнулись на землю. Отдыхали минут двадцать. Потом встали, нагрузились и пошли обходом в сторону села. Минут через двадцать обошли утес и пришли к той самой, почти отвесной, скале. По ней спокойно лазали козы.
- Что их заставляет осваивать эти скалы, и как они удерживаются на них? – то ли ворчал, то ли удивлялся Анатолий.
- Возможно, привлекает быстро растущий на солнечной стороне корм. Скалы хорошо прогреваются днём и долго остаются тёплыми в ночное время, а трава любит тепло и растёт из щелей быстрее, чем в других местах, - неуверенно высказал предположение Юрий.
- Есть ещё и другое мнение – будто, они выбирают безопасное от хищников место. Вон, смотри, где стоит, - Анатолий ткнул пальцем поднятой руги в воздух, - попробуй к нему подберись.
- Возможно, и этот фактор играет определённую роль. Так или иначе, козы приспособились лазать по самым отвесным скалам. Альпинисты, даже завидуют их силе, ловкости и осторожности. Популяция горного кавказского козла «тур» дала название башням из камней, выкладываемых на покорённых вершинах. Вовнутрь туров помещают капсулы с записями имён покорителей вершин. У коз хорошо развиты чувства равновесия, координации движений, отличное зрение. Козы мягкими подушечками, расположенными рядом с копытцами, хорошо ощущают опоры, и если они их не устраивают, то, тут же отталкиваются и прыгают на другие площадки. Так и передвигаются по скалам - прыжками. По гладким скалам козы не ходят.
- А, я читал, что в Марокко козы научились забираться на верхушки высоких плодовых деревьев, чтобы питаться их плодами. - Не переставал удивляться Анатолий.
-Плоды фруктовых деревьев – это хорошая пища. Молоко от съеденных плодов будет полезнее. Удивляет ещё один факт - почему козы любят жевать сигареты? Помнишь, в детстве мальчишки давали козам жевать окурки и они с удовольствием это делали. Как объяснить такое их поведение?
- Помню, как Мирон глумился над козой соседки бабы Маши? Увидит «бычок» и тащит его к козе. Ткнёт ей в мордочку, и она с удовольствием его жуёт. А, нам - оболтусам, становилось смешно. «Коза курит». Не знаю, вреден ли козам табак? – Рассуждал Анатолий.
- Говорят, что они могут его употреблять только при недостатке в организме некоторых питательных веществ. Табак – это тоже растение и некоторые животные его употребляют в пищу. Ещё говорят, что у коз нет желчного пузыря, и они едят горечи для улучшения пищеварения.
- Похоже, так оно и есть.
- Козлами и козами полюбовались, обсудили их пристрастия, теперь пришла пора заняться походными делами, - сказал Юрий, - сейчас пообедаем всухомятку и займёмся приготовлением к сплаву. Вечером сварим чего-нибудь горяченького.
Обед выдался не обильным, но сытным. Колбаса полукопчёная, сало собственного посола и чай из термоса с пряниками утолили зарождавшийся голод.
 
Из рюкзаков вытащили надувные лодки, быстро пере укомплектовали продукты и тёплую одежду. То, что не терпит влаги, уложили в плотный полиэтиленовый мешок и хорошо завязали в одном из рюкзаков. Всё остальное - в другом. Лодки накачали, в носовых частях расстелили полиэтиленовые пленки, в которые упаковали рюкзаки. Сняли с себя одежды, комфортно разместились в лодках, оттолкнулись от берега и вперёд.
 
Греби, любуйся красотами родной природы.
Весенние бурные потоки быстро понесли надувные лодки вниз. Гребцы чётко контролировали меняющуюся ситуацию и ловко успевали управлять вёслами. Каждый поворот открывал для них новые великолепные картины и новые ещё неизведанные ощущения. Огромные валуны по берегам и камни, отшлифованные горными потоками, скалистые горы, обросшие высокими вечнозелёными деревьями, сказочные утёсы, уютные горные полянки, солнечные блики перекатов, прозрачное голубое небо и многое иное в неповторимом разнообразии не могут не волновать трепетные души истинных туристов. Река течёт – картины меняются. Вот, только что, устрашал на стремнине прижим течения к скале, еле успели отгрести а, теперь тихий плёс - отдыхай, фотографируй. Как говорят моряки- «суши вёсла».
 
Вечерело. Через четыре часа неторопливого сплава причалили к левому пологому берегу у звонкого и чистого ручейка. На противоположном берегу красовались амфитеатром высокие скалы.
- Здесь хорошее местечко для ночёвки, - заметил Анатолий.
- Согласен. Давай тут, и переночуем, - согласился Юрий, - времени до захода солнца ещё много. Пошли, покидаем спиннинги. Может быть, поймаем рыбки для ухи.
 
Кидать спиннинги пришлось недолго. Клёв товарного окуня на маленькую вертушку-«байкалку» был отменный. Щука пока не клюёт – болеет после нереста. На ушицу наловили быстро и принялись к разбивке лагеря.
На колышки поставили «Памирку» - четырёхместную старинную палатку, обустроили кострище, собрали для костра сухого валежника. Ночлег готов.
Затем вдвоём почистили рыбу и картошку.

Варили уху не торопясь, по старому излюбленному рецепту. В кипящую воду запустили, почти все, составляющие ухи: рыбу, нарезанную картошку, чуточку пшена, целую не разрезанную очищенную головку репчатого лука.
Рыба сварилась быстро. Её вытащили из бульона, дали немного остыть и отделили мясо от костей. К этому времени доварились остальные составляющие ухи. Мясо рыбы раздробили и вновь, запустили в бульон. Добавили половину мелко нарезанной зелени лука и укропа. Тут же сняли котелок с костра. Дали ушице вольно настояться. Всё. Уха готова. По вкусу, уже в чашки, добавили оставшуюся зелень и черный перец.

- Вот, это вкус! На свежем воздухе… Не хватает ста граммов… - радовался забывшимся за зиму ощущениям Анатолий, - Достать?
- Доставай, - согласился Юрий, - так, тому и быть. Примем по маленькой за благополучное начало сплава по любимой реке.
«По маленькой» разливал Анатолий в большие эмалированные кружки.
Ели, полулёжа, на раскинутом по земле легком одеяле. В меру насытившись вкусной ухой, души братьев охватило блаженство.
- Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек, - отложив ложку и отведя в сторону правую руку, с пафосом пропел довольный Анатолий.
- Лепота, – оглядывая красивые отвесные скалы, поддержал брат брата.