О некоторых парадоксах

Игорь Родос
Парадокс 1.
Поиск истины (и справедливости, как разновидности истины) есть непрерывный выход из зоны умственного комфорта. Нахождение истины - цементирование нашего присутствия в зоне комфорта.


Парадокс 2.
По мере развития науки и техники средние показатели интеллекта современного человека неуклонно снижаются. Разрыв между умнейшими индивидами и основной массой землян непрерывно растет по экспоненте. Печально? Или радостно вам?


Парадокс 3.
Усредненный человек помнит о главных задачах и целях менее 1-2% времени. Соответственно этим цифрам происходит и распределение сил и ресурсов. Машина (ИИ) не имеет столь значительных издержек, какие несет человек, следовательно в области линейных решений машина вне конкуренции.


Парадокс 4.
Большинство выводов, которые делают для себя люди из каждого важного (научного) открытия, откровения гения (или пророка), крупного исторического события и т.д., не только не может служить ступенькой в дальнейшем развитии этого общества, но, напротив, ровным счётом никуда не годится.


Парадокс 5.
Именно преодоление мертвой точки обычно мобилизует максимум жизненных сил.


Парадокс 6.
Пустота – самый несжимаемый материал.
Вот почему пустые головы труднее всего наполнить.


Парадокс 7.
Истина – обычно лежит где-то посредине, на пересечении двух встречных полос… всмятку раздавленная…


Парадокс 8.
Основа самого разнузданного релятивизма: человек есть мера абсолютно всех вещей!..


Парадокс 9.
Лента Мёбиуса наглядно показывает, как, придерживаясь одних и тех же взглядов, легко можно оказаться на противоположных сторонах баррикад.


Парадокс 10.
Поразительный баланс всех «за» и «против» в решении ключевых вопросов философии наводит на мысль, что пора бы уже распространить антропный принцип с онтологии – через гносеологию и логику – на область должного.
Возможно, в свете этих предположений новая формулировка антропного принципа будет иметь следующий вид:
Развитие всех сфер общественной жизни и общественного сознания (включая науку и философию) происходит таким образом, чтобы человек в моральном измерении не совершенствовался (в сравнении с человеком времен самых ранних письменных источников). Таким образом, моральное состояние общества можно рассматривать если не как историческую константу, то как аттрактор.


                осень 2017 года