Этика

Арсений Ж-С
Ne travaillez jamais!
            Guy Debord

Блог Между Ног. Третий сезон, эпизод второй. Этика

Конечно, приезжай. Мои двери всегда открыты.

Что ты рисуешь? Рыбу. Рыбу? Рыбу. А зачем ты рисуешь рыбу? Я думала что-то по работе. Я и работа? Кстати, хотел тебе предложить. Что? Хочу нарисовать про тебя комикс. Если ты мне поможешь, если мы просто посидим вечерок, попридумываем вместе композицию, раскладку, реплики. И о чём ты хочешь сделать комикс? О твоём разочаровании. О Новогодних каникулах. О том, как ты гостишь эти несколько дней у меня.

Тук-тук. Кто там?

Говорю, не отрываясь от рисования рыбьей головы, которая одновременно пенис. А как бы начинался этот комикс, не пойди вся  история по ****е? Психогеография и дрейф по городу, преломления сквозь среды, как солнечный луч, диалоги и диалоги о сексе и отношениях, подрывающие всё сказанное рядом лидеров мнений, слишком сильные обобщения и слишком откровенная конкретика. Конструирование ситуаций, игра с импровизацией и перенаправление шаблонов. Короче, сплошная культурная революция. Но нет, ничего такого не будет. Настоящие бунтари не продаются и бьют по щам таким продажным летописцам, как Семечка, готовым из самого личного сделать продукт, ради того только, чтобы потешить своё непомерное эго. Вот так этика превратит эту историю из подрывной в скучный перечень ничего не раскрывающих обрывков худших из наших с тобой диалогов.  Всё важное так и останется моей чужой тайной.

Кто там?

Через десять дней после ниженеописанной истории, решаю всё же сделать комикс. Один. Без твоей помощи. Рисую. Отправляю обложку и краткое описание: как подал, что утаил, от кого отвёл подозрение.

Тук-тук, у тебя с головой всё в порядке? Этика? Что ты можешь говорить об этике, Арсений? Со своими двойными стандартами. Нет. И нет значит нет. Не ожидала от тебя такого. Ничего не отвечая, спокойно улыбаюсь по ту сторону переписки. Конечно, мерзавец. Даже не собираюсь оправдываться. Лера - феминистка-сатанистка - считает меня нарциссом. О, как я люблю других! И разве виноват, что долго оставаться в моей стеклянной мастерской никто не может.

У меня нет тайн, кроме чужих. Но это ведь не спасает. Когда начинаешь говорить и действовать прямо, надеешься, что с этого момента больше не будет никакой двойной жизни. На полке стоят смазки и парочка мастурбаторов, подаренных на отраслевой выставке производителями. Иногда я употребляю наркотики. Крайне редко, поскольку люблю ясный ум. Не  “за компанию”. Могу провести всю ночь в окружении двадцати человек, которые от заката до рассвета будут долбить всё, что только можно: кокс, кет, мет, дурь - мешая и раздельно. И за всю ночь не выпить и пива и не затянуться косячком. И при этом не чувствовать себя белой вороной, а с наслаждением слушать интересных людьей. Даже, если это истории того, как и в чём можно провозить. Но ведь увлекательные истории! Со страстью рассказанные! Если ты хороший рассказчик, плевать, в каком ты сейчас состоянии, я весь твой, если не будешь настаивать, чтобы  присоединился. Что ещё? Спроси, что угодно, и я прямо отвечу. Ничего интересного, так что такое “спроси” нужно не как практика, а как сама возможность. Может, просто пустоту легко не скрывать? Но потом ты сталкиваешься с чужими тайнами. И начинаешь их хранить. В этой самой пустой комнате. Только вынесите из комнаты зеркала. Я устал клепать автопортреты. Этот парень упарывается всем, что только можно, но он публичная личность. Эта девушка работает в офисе, а потому не афиширует свою любовь натягивать парней на страпон. Этот мужичок влюблён в того мужичка. Но ты его наперстник, и это: тссс - никому. И всё твоё желание не фильтровать свою речь и спокойно быть  накрывается медным тазом. У меня нет тайн, кроме чужих. Но у меня слишком много чужих тайн. Кто там?

Это отвратительное липкое чувство из детства. Родственник один рассказывает всё, что думает про родственника два. Только это никому - понял? - это между нами. Потом ситуация зеркально повторяется. Я бы мог вырасти хорошим политиком. Если бы не испытывал к этому отвращения. Вынесите из комнаты зеркала.

Всё, что я бы мог сделать, выпустить твою историю с белыми пропущенными листами. Но была бы она хоть немного интересна с таким умолчанием? Заставить их следить за героиней, лишённой любых индивидуальных черт, любых указаний на общие знакомства и ту среду, где мы когда-то встретились.

О чём я нарисовал комикс? О, это была великолепная графическая новелла! Иронично высмеивающая каноны рождественских сюжетцев со счастливым концом.


Но вместо этого: героиня с “разбитым сердцем”. Достаточно общая и пошлая черта портрета, чтобы стереть её лицо до "никакой" - обобщённой, опредмеченой - фона, декорации для обрывков ничего не открывающих реплик. Правило сексуального торшера Келли Сью ДеКонник: можно ли заменить героиню на торшер без потерь для сюжета. Теперь - да. Будем считать, что в моей мастерской на некоторое время появился прикроватный торшер, ради только того, чтобы высветить какие-то черты нарцисса. Посмотрите, вот этот торшер мне привезли из Новгорода Великого. Перегорела лампочка. Иногда из провинции стоит скататься в Питер. Это же тоже часть канона рождественской сказки.


Я не сторонник всякой там физиогномики, а то, что глаза зеркало души, повторяют лишь плоские идиоты, в чьих глазах по их логике только на коньках кататься, но всё же… С ним? Ты же говоришь, что эмпатка просто высочайшего уровня. Как так? Кто там?

А тогда? Возможно, у меня просто привычка бросаться с головой в человека. Значит, дело не в нём. Мне нравится метафора метро. Иногда едешь с любимым человеком из дома по разным делам. И ветка у вас одна, и в одну сторону. А выходить на разных. И просто наслаждаешься теми несколькими остановками, которые вам по пути. Даже в самой красивой истории про “на всю жизнь” - умирать каждому на своей станции, и кто-то продолжит ехать один. И если вне зависимости от степени чувства к попутчику, у тебя нет своей конечной станции, куда ты сейчас едешь - для себя, то тебя ожидает пустота после того, как он или она выйдет. Куда-то надо ехать самому. А пока другим с тобой по пути, это просто приятно. Моя бабушка жила ради мужа. Ради сына. Теперь ей семьдесят восемь, и она живёт ради внука, моего двоюродного брата. А тот, в свою очередь, изо всех сил старается сделать всё, чтобы и его она пережила. И уехала в тёмное депо. Никуда. Свет в конце туннеля - это просто зеркало.

Героиня делает то, чего никогда не делала раньше. Срывается в незапланированную поездку. Впервые решает отпраздновать Новый Год не со своей семьёй в Новгороде. Перед тем, как купить билеты, обговариваем детали её у меня проживания. Чужие границы святое, так что не переживай: ты сказала, что в коконе, значит в коконе. Я абсолютно и совершенно в твою сторону бесполое существо. Всё, что я предлагаю: небезразличное к тебе пространство, где можно спать, есть и мыться,  и, в той мере, в какой захочешь, свою компанию. Не нужна компания, проводишь время как, где и с кем хочешь. За мои границы в любой из сфер не беспокойся, нарушить их у тебя при всём желании не выйдет. Всё, что я хочу делать, я буду делать. Всегда. Меня можно пытаться оскорблять. Если есть желание. Даже публично. Если это не практика унижения, на которую я дал согласие и желаю быть сломленным (о, как я это люблю), то не надейся, что сможешь хоть на сантиметр сдвинуть меня с точки равновесия.  Кормить и поить обещаю. Как бы мы ни поссорились или ни взбесили друг друга, выгонять тебя на улицу или оставлять голодной не стану. Данное мной обещание - это железно. От тебя мне ничего не нужно, так что никаких ответных обещаний не требуется. Вот и все правила проживания. Если устраивает, заказывай билеты.

Как бы строилась каноническая рождественская история? В разобранном состоянии героиня приезжает в Петербург. Ничто не обещает, что её попытка убежать и обнулиться в этом городе будет иметь успех. Мастерская, в которой она поселяется, мало того, что не приспособлена для жизни, о комфорте я просто молчу, так ещё и наполнена раздражающе сексуальными образами. Ну какой, к чёрту, секс. Даже на картинах. Ты где-то выставляешься? Зачем? Тук-тук.  Друг, предоставивший ей это пространство, занудный и раздражающий в быту тип, вечно с серьёзным ****ьником и несмешно шутит. Благо, всегда можно надеть наушники и уйти в просмотр роликов в сети, и он, как и обещал, не обидится. В Питере пусто и скучно. Думаешь, дело в городе? По утрам медитировать. Хоть убей, не понимаю, что это за медитация такая, если всё равно: работа раздражает, отношение к романтическим переживаниям - ураган, все вокруг уроды. Что тогда медитация даёт? Погода дрянь. Канун Нового Года, а на улице моросит и мерзкий влажный ветер. Героиню ждёт ряд встреч с самыми разными людьми, и каждая встреча как-то по-новому подсвечивает для неё её исходную историю, её персональную драму. Не лечит, а именно поворачивает той или иной гранью. И каждый раз, перед тем, как героиня опишет свои чувства - короткая пауза. Чтобы читательница задумалась. А что бы сейчас чувствовала я? Как бы поступила?

А зачем тебе я, чтобы нарисовать такой комикс? Ты вполне это можешь сделать и сам. Зачем тебе соавтор? Я не умею читать мысли. А самое главное в этой истории, как раз вот они. Чтобы подрывать каждую ситуацию изнутри. Не то, что ты видишь или слышишь. А то, что в этот момент приходит в голову - здесь зёрна революции.

 Забавно, насколько народный жанр сетевых комиксов, сделанных на коленке, наследует старому доброму дочеховскому театру, когда тот или иной персонаж может обратиться с речью в сторону, в зал. Я  Семечка, и вот что я сейчас чувствую.

Ого! Ты что, отдраила мой чайник и раковину?! Тебя это удивляет? Поверь, тут удивление не сиюминутное. За три года накопившееся удивление, да ещё и не моё. Как это? Ну я же больше трёх лет жил с Николаем. И он, как кого ни пригласит в гости, даже просто подругу школьную. Она тут же нет-нет да и сделает что-нибудь по дому. А ко мне только правоверные феминистки ходили. Он и бесился постоянно. Я ему: схерали она что-то должна, я ж пригласил, она гостья. Так что это не она за собой посуду не вымыла, а я за нами. Так же, как когда за собой, что тебя не раздражает обычно. И вот, значит, стоило ему окончательно от меня съехать, буквально на следующий день - сюрприз!

Давай в Розовый Кролик зайдём. Зачем тебе?

Единственное, в чём я завидую секс-блогерам, это партнёры для тестов. Сам характер отношений: приезжай, у меня новая игрушка, хочу её попробовать. Для бабочек в животе легко найти. Для страданий ещё проще. Даже для секса ради секса. Но вот у меня есть несколько идиотских задумок, которые я хочу попробовать. Просто потестить. Сводишь меня в Академию Штиглица? Это где на безработных учат? Ну ты же не безработный. Разве? Вы открытки рисуете. Дизайн там какой-то делаете. Я делаю только то, что хочу. Иногда мне за это платят. Но редко и мало.

А что они прям верующие-верующие? Да. Только он православный, а она католичка. Ого, ничо себе. Вот так. А ты был уже в их квартире? Был, и мне до сих пор стыдно за это. А мне очень редко бывает стыдно. Что такое? Да, колина подруга хорошая из Китая приезжала, собрались посидеть все. Выпили. Слово за слово про секс-вечеринки мои. Про то, каково это голым в клубе танцевать, когда это не эпатаж, а простая норма для всех присутствующих. В голову пнуло пузыриками. Начал всякие непристойности нести. И в оконцовке плясал без штанов. Перед лучшим другом и крёстным своего сына, его девушкой-католичкой и его близкой подругой. Стыдно. Не за отсутствие штанов, разумеется. За неуместность.
 
Ну что, красивая межконфессиональная пара, с наступающим вас. Завтра вы где отмечаете? Здесь же посидим. Может и мы к вам заедем. Как там наши открыточки, Коль? Хорошо продаются? После двадцать пятого на спад пошло. Туристы же в основном брали. А у них главный праздник прошёл. А вы ходили на службу? Да, в костёл. Давай я заберу несколько открыток. Мне после пятого к родственникам во Псков, приложу к подаркам. Хорошо. Пополам разделим, чтобы ты своим тоже. А это что? Это открытка с Владимиром Владимировичем на фоне Кремля. Я их кучу наделал в туристические точки. Клюква же.

Ой да, это было на первом курсе. Мы тогда всю ночь что-то рисовали, остались у моей бабушки. Разложили кресла. Спим параллельно. Утром Коля на меня смотрит косо как-то. Оказалось я всю ночь активно так наяривал. Вот такой Семечка лунатик. А я не понял, что ты не спишь. Ну да? Ага, стал бы я двенадцать лет назад при тебе дрочить. А сейчас?

Ты уже спать ложишься? Хорошо, я пойду на кухне порисую. Кстати, забирай. Во-первых, вакуумный клиторальный вибратор, потом шарики гейши, и вот сертификат на тысячу из Кролика. Мне на ЭроЭкспо надавали. Как ты понимаешь, делать мне с ними нечего. Только сертификат до 31 декабря. Надо завтра потратить. Как раз к той штуке скидку себе сделаешь. Спасибо. А косточку свою можешь мне подарить, если чо. Раз она всё равно тебе маловата. Зачем тебе. Греться об неё буду, зачем же ещё анальные пробки. Об живых людей лучше грейся. Нет так нет, как скажешь.

Слушай, часов в девять буквально подморозило и мелкий снежок пошёл. Прямо к празднику. К кому ты сегодня ездила? К друзьям. Художники, театралы. Очень весёлые классные ребята. Умные невероятно.  Всё на постиронии. Постиронии? Это что такое? Я человек глупый и необразованный, так что поясни, что за постирония такая. Ну это когда они делают всё то же, что и обычные люди, с абсолютно серьёзным лицом, речь Путина, например, слушают с советским шампанским в руках, но при этом это всё стёб. Ясно. А простая человеческая ирония тогда что такое? Ой, всё не начинай. Не сейчас. Мы успеваем? Можно заказать такси прямо к выходу из метро. Чтобы подняться и сразу рвануть.

Алло, Коленька, мы несёмся. Не знаю, успеем ли. Без четырёх минут, а навигатор показывает пять минут дороги. Летим. Молодой человек, а сделайте радио погромче.

Мы с вами на пороге уже третьего десятилетия XXI века. Мы живем в бурное, динамичное, противоречивое время, но мы можем и должны сделать все, чтобы Россия успешно развивалась, чтобы все в нашей жизни менялось только к лучшему. От усилий и вклада каждого из нас зависит ее настоящее и будущее, будущее наших детей. Только вместе мы решим задачи, которые стоят сегодня перед обществом и страной. Наше единство — основа достижения любых самых высоких целей. От всей души поздравляю с новогодними праздниками фронтовиков и тружеников тыла, людей старшего поколения, всех, кто прошел через тяжелейшие испытания ради нас с вами, ради будущего нашей Родины. Низкий вам поклон! Пусть счастье взаимопонимания навсегда поселится в вашем доме, поможет преодолеть все трудности, сплотит поколения. Пусть родители будут здоровы и всегда чувствуют ваше внимание, а каждый ребенок знает, что он самый любимый. С праздником! С Новым, две тысячи двадцатым Годом!

Бом. Бом. Да, вот здесь остановите, пожалуйста. Бом. Выходи, побежали. Какая у них квартира? Стой. Иди, обниму. С Новым Годом.

На гимн успели. Держите бокалы. Так, проходите. У нас тут шуба, бутербродики. А мы Путина смотри, как слушали, на фоне открытки, я сфотографировал даже Ну, что пора дарить подарочки. Эльфы их долго делали. Держи, Семечка. Это же… Да. Футболка с твоей графикой. мы долго думали, какую из твоих картинок взять. Взяли автопортрет, где ты голый танцуешь. Логично. А поехали все на Марсово поле!

Смотри, звёзды видно. В городе видно звёзды. Ну да, для Питера это редкость. А дерево, посмотри, так подсвечивается, ветки смотрятся к небу, как светлое на тёмном, а ствол наоборот, хотя небо ровное одного, тона. Безумно красиво. Мёрзнешь?

Говорю вечером малому: я поеду сейчас к дяде Коле, а утром под ёлкой ты найдёшь подарок от Деда Мороза. А он мне выдаёт: а давай лучше дядя Коля переоденется Дедом Морозом, подарит мне подарок сейчас, а я сделаю вид, что поверил. Правда-правда сделаю вид. Вот они, современные дети. А мне нравится. Сколько говна в жизни произошло от этого с детства воспитанного ощущения чуда и того, что волшебный, один на весь мир чудо-старик, знает лично тебя, следит за твоими успехами и наградит за хорошее поведение.

Так, а в чём будет стёб над каноническим сюжетом о новогоднем чуде? В том, что никакой сказки не случится. И что в этом интересного? Это, как фокус. Что интересного в монетке на ладони? Ничего по сути. Вопрос в том, как фокусник работает с вниманием зрителя. Как зрителю кажется, что он понимает, что происходит и к чему всё ведёт, куда смотреть. Но не замечает деталей, которые буквально были у него под носом.

Держи, а это твой подарочек. Ещё раз с Новым Годом. Спасибо. Давай уже спать ложиться, четыре утра. Хорошо. Только посиди на кухне минут двадцать. Мне сейчас надо полностью раздеться и помастурбировать, а потом я голый прошлёпаю в душ. Если тебе очень нужно лечь, можешь ложиться и сейчас, меня ты не смутишь никак. Но, если не хочешь никак это видеть, то лучше посиди с закрытой дверью и в наушниках: я очень громко и радостно это делаю, а кончаю так совсем в голос. Я лучше на кухне посижу. Хорошо.

Доброе утро. Доброе.
 
Какие планы? Я сдала свой билет на пятое. Уеду ближайшим завтра. Ладно. Значит, в Штиглица не сходим, революционизировать преподавателей не будем. Это даже хорошо, я тогда сразу с мелким во Псков рвану к маме. Если что, ты знаешь, мои двери всегда открыты, это пространство готово быть заботливым к гостям. Как твоя поездка? Удалась? По-разному. Какие-то вещи понравились, какие-то нет. Всё, как в жизни. Да и… Я не хочу делать с тобой совместный комикс. Почему? Не хочу превращать свои чувства в фокус. Превращать то, что для меня важно в простое развлечение для зрителя.  Хорошо, твой выбор. Если что-то конкретное, что тебе не понравилось, вертится на языке, советую сказать прямо и вслух. Во-первых, меня никак и никакой критикой ты не заденешь, а выговориться всегда хорошо. Во-вторых, мне приятнее будет услышать это от тебя, чем потом услышать рассказы, как ужасно ты погостила. Хотя и это норм. Разрешаю.  Ну как? Есть, что высказать мне в лицо? Говори.