Шедевры создает электрод. Сообщение ТАСС. 1983год

Павел Панченко
Донецк, 14 марта, 1983 г. /корр. тасс-ратау с. савченко/.
Рубрика/Народных талантов родник/.

ШЕДЕВРЫ СОЗДАЕТ ЭЛЕКТРОД

Необычная художественная выставка открылась сегодня в Донецком физико-техническом институте АН УССР. Здесь экспонируются изделия первой в стране скульптурно-прикладной гальванопластической мастерской, которую возглавляет энтузиаст М.П.Панченко.
...Статуэтки нимф, выдержанные в строгом стиле классицизма, зеркальные оправы в пышном убранстве времён барокко, чаши, кубки, отливающие золотистым цветом. Такое впечатление, что попал на выставку шедевров из фондов наших лучших музеев. И трудно поверить, что всё это изготовлено буквально за несколько дней до открытия выставки с помощью электрода.
  Долгие годы технология создания объёмных фигур с помощью гальванопластики считалась утерянной. Из физики мы знаем, что гальванопластику открыл случайно ещё в 1838 году Б.С.Якоби. Однажды в банке с электролитом он оставил на какое-то время под электрическим напряжением электроды. Коково же было удивление будущего академика петербургской академии наук, когда он обнаружил, что на одном из электродов появился металл, который можно было легко отделить. Так появилась идея делать с помощью этого металла отпечатки любых форм. А вскоре появился и завод, на котором работали около двух с половиной тысяч рабочих и ... хранились секреты производства.
  До сих пор можно встретить копии, созданные русскими умельцами этим необычным способом. Разгадать секреты мастеров ХlХ века взялся сотрудник донецкого физико-технического института М.Панченко, которого поразили их работы. Много лет занимался он расшифровкой тайн необычного метода создания скульптур. Вместе со своим единомышленником С. Петренко сделал простейшее оборудование - сварили из пластика ванну, получили на базе дистиллированной воды электролит. Пришлось прочитать и много специальной литературы.
  И вот большая художественно-исследовательская работа успешно завершена. С её результатами и можно было ознакомиться на выставке. Здесь же был организован демонстрационный сеанс. Мы увидели, как Панченко и его помощники "колдуют" в своей мастерской. С оригинала - небольшой скульптуры - делается форма из гипса. Застывший  гипс по кусочкам снимается с оригинала, а затем соединяется вновь. В образовавшуюся пустоту заливается воск, и получается восковой дубликат оригинала. Его покрывают токопроводящим слоем и опускают в электролитическую ванну. Подключают к электросети электроды, опущенные в ванну. Один из них - как раз "восковка", на которую и осаждается металл. Через некоторое время произведение искусства, которое не отличить от оригинала, готово. Председатель правления союза художников УССР академик А.М.Лопухов, увидев работы Панченко, назвал их "невероятными. Среди тех, кого восхитили труды донецкого подвижника, - генерал Лелюшенко, космонавт Кизим, академик Митропольский, Тимур Гайдар, Фидель Кастро ...
  - Производство наше безотходное, практически не требующее затрат, - говорит Михаил Павлович, - А можно оперативно и с высокой степенью точности воссоздать антикварные, существующие в единственном экземпляре уникальные вещи, имеющих сложную конфигурацию. И стоить они, в отличие от оригиналов, будут недорого. Кстати, нашему методу можно найти применение и в промышленности - например, в изготовлении сложных форм для кондитеров или дорогостоящих форм для детских игрушек, которые зачастую закупаются за границей.
  Сегодня увлечение Панченко выросло в целое производство, которое приносит доход институту. Мастерскую заметили. Появились заказы от союза писателей СССР, других организаций.
  Плакетки и скульптуры мастера и его учеников из Донецка можно увидеть в сувенирных магазинах. Но Михаил Павлович не думает замыкаться на тиражировании произведений искусства прошлого. Уже сейчас в его творчество всё смелее вторгаются темы современного гражданского звучания. Задумана серия памятных медалей, посвящённых конкретным героям борьбы за мир. Создаются и работы по антиалкогольной пропаганде.

  ВИЗА С.ГАСАНА