Фотография и особенности человеческого восприятия

Евгений Гольдендрут
Вряд ли вызывает сомнение, что результаты работы фотографа адресованы человеческому восприятию. Будь то: портрет, пейзаж, натюрморт или репортажная съёмка – любое изображение апеллирует к разуму и эмоциональной сфере человека. Сегодня мы поговорим о том, насколько способно изменить восприятие снимка включение в него всего одного или двух случайных элементов.

В окружающей нас действительности можно встретить немало сюжетов, которые на первый взгляд не несут визуальной интриги. Вместе с тем, интерес может представлять даже самая обычная сцена, если подойти к ее восприятию творчески. Зачастую секрет создания привлекающих внимание изображений довольно прост. Порой для этого стоит лишь привнести в них 1-2 случайных элемента. Искусство фотографа в данном случае состоит в способности заранее оценить сцену и быстро принять решение о съемке, когда ее восприятие оживит нечто новое и значимое.

Так, для статичной архитектурной композиции подобным элементом может стать включение идущего или сидящего человека, а также животного или птицы, представленных крупным планом. При этом изменится и смысловое содержание фотографии, поскольку архитектурная среда окажется лишь фоном в кадре. Для усиления полученного сопоставления можно использовать световой контраст, эффект размытия фона и т.д.

Чтобы успешно снимать подобные сюжеты нет необходимости использовать дорогое студийное оборудование и свет. По существу речь идет о разновидности репортажной съемки. Но, в отличие от последней в данном случае фотограф принимает непосредственное участие в подготовке кадра. Оно проявляется в виде ожидания наступления того или иного события, или (что бывает реже) намеренного включения в сцену тех или иных сторонних объектов (в т.ч. людей).

Таким образом проявив творческий подход можно добиться создания весьма оригинальных изображений, имеющих вместе с тем отчетливое смысловое наполнение. Если же выработать универсальный подход к подобной практике появятся основания говорить об индивидуальном авторском стиле работы.

14.08.2015 г.