Фотография и сопоставление природных стихий

Евгений Гольдендрут
Процесс развития изобразительного и фотографического искусства трудно отделить от попыток интерпретации природных явлений. Это легко объяснимо, ибо природа окружает человека с первых дней его существования. Издавна с ней увязывалось большинство жизненно важных событий. Однако, в отличие от других живых существ, именно человеку была дана способность к художественному восприятию окружающей его среды. Примечательно, что в этом процессе присутствует не только подсознательное преклонение перед красотой и величием гор, морей, лесов и т.д.

С давних времен людям было свойственно проводить параллели между природными и психологическими состояниями. Вероятно, не будет ошибкой отнести подобное сопоставление к поэтическому видению. Действительно в литературе, живописи и музыке можно найти бесчисленные примеры удивительных по красоте и утонченности образов и состояний, навеянных мотивами природы. А может ли природа стать источником отражения эмоционального состояния в работе фотографа?

На первый взгляд может показаться, что практически любая фотография природы способна нести в себе эмоционально - психологическую составляющую. Однако, на практике дело обстоит не так просто. Главная трудность в данном случае состоит в том, что (в отличие от живописи) реальные природные состояния не поддаются влиянию со стороны фотографа. Так, художник способен изобразить природные образы в соответствии со своим индивидуальным видением. Таковы например работы Лоррена, Тернера, Айвазовского, Левитана и многих других выдающихся мастеров пейзажа. В то же время в распоряжении фотографа имеется лишь камера и весьма ограниченный набор световых фильтров. Поэтому, эмоционально выразительный снимок природы – всегда находка, редкость и удача для его автора.

Какие снимки можно отнести к категории эмоционально выразительных? Чтобы ответить на этот вопрос следует прежде всего разобраться с тем, что влияет на восприятие в кадре. Наряду с композицией, сюжетом и иными параметрами съемки эмоцию на снимке природы формируют контрасты ее стихий. Подобно древнему учению фен-шуй, можно выделить 5 основных ее составляющих. При этом особое значение приобретает их сопоставление.

Важно иметь в виду, что каждая стихия соответствует определенным состояниям души человека. Именно по этой причине присутствие в кадре воды и гор, как правило, будет более эмоционально выразительно, чем просто воды и т.д. С другой стороны в этом вопросе важно соблюдать меру. Вряд ли стоит стремиться включить в кадр больше 2-3 стихий, поскольку это лишь затруднит восприятие. Таким образом именно сопоставление различных природных стихий способно стать тем средством, которое позволит делать захватывающие снимки природных состояний, соотносящиеся с эмоциональным и психологическим настроем человека.

17.08.2015 г.