Как несправедлива бывает судьба!

Зарина Морская
Тоскующий взгляд человека,
Знающий, что он скоро умрёт…
За семь дней до того мгновенья
Писал Репин портрет, пряча боль!

Взъерошены волосы, больничный халат,
Но… гордый при этом поворот головы,
И кажется – жизнь развернётся вдруг вспять…
О, как призрачны бывают порою  мечты!

«Хованщина»… Мусоргский… Неразрывны теперь!
Мятежность композитора чувствуется в ней…
Но как несправедлива бывает судьба –
Опера при жизни автора – не шла!

Как тонко подметил Репин в портрете
Дух мятежа в композиторе этом! -
Он не сдавался до последнего вздоха,
Хотя тернистой была его жизни дорога….


         «Невероятно, как этот превосходно воспитанный гвардейский офицер, с прекрасными светскими манерами, остроумный собеседник в дамском обществе, неисчерпаемый каламбурист ... вскоре оказывался в каких-то дешевых трактирах, теряя там свой жизнерадостный облик, уподобляясь завсегдатаям типа „бывших людей“, где этот детски веселый бутуз с красным носиком картошкой был уже неузнаваем. Неужели это он? Одетый, бывало, с иголочки, шаркун, безукоризненный человек общества, раздушенный, изысканный, брезгливый...» — так описывал Репин несчастливую долю великого композитора.

         Портрет был выполнен за четыре дня — 2-5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя. Репин писал близкого ему человека, уже зная, что Мусоргский болен неизлечимо и его кончина близка — Мусоргский умер 16 марта (по др.источникам - 13-го) того же года. В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося «перед лицом вечности», наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое «сословное амплуа».

          Бестрепетность, с которой Репин фиксирует черты больного лица, в полной мере компенсируется деликатным и умным живописным решением портрета. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица; яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи.

          Владимир Стасов посвятил этому портрету целую статью, где, помимо собственных похвал, привел слова Ивана Крамского: "Этот портрет писан Бог знает как быстро, огненно — всякий это видит. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано! Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты".

         На симке - "Мусоргский Модест Петрович". Портрет написан Репиным в 4 сеанса, в 1881-м году в городе Санкт-Петербурге. Портрет находится в Третьяковской галерее, г.Москва.