Тоскующий взгляд человека,
Знающий, что он скоро умрёт…
За семь дней до того мгновенья
Писал Репин портрет, пряча боль!
Взъерошены волосы, больничный халат,
Но… гордый при этом поворот головы,
И кажется – жизнь развернётся вдруг вспять…
О, как призрачны бывают порою мечты!
«Хованщина»… Мусоргский… Неразрывны теперь!
Мятежность композитора чувствуется в ней…
Но как несправедлива бывает судьба –
Опера при жизни автора – не шла!
Как тонко подметил Репин в портрете
Дух мятежа в композиторе этом! -
Он не сдавался до последнего вздоха,
Хотя тернистой была его жизни дорога….
«Невероятно, как этот превосходно воспитанный гвардейский офицер, с прекрасными светскими манерами, остроумный собеседник в дамском обществе, неисчерпаемый каламбурист ... вскоре оказывался в каких-то дешевых трактирах, теряя там свой жизнерадостный облик, уподобляясь завсегдатаям типа „бывших людей“, где этот детски веселый бутуз с красным носиком картошкой был уже неузнаваем. Неужели это он? Одетый, бывало, с иголочки, шаркун, безукоризненный человек общества, раздушенный, изысканный, брезгливый...» — так описывал Репин несчастливую долю великого композитора.
Портрет был выполнен за четыре дня — 2-5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя. Репин писал близкого ему человека, уже зная, что Мусоргский болен неизлечимо и его кончина близка — Мусоргский умер 16 марта (по др.источникам - 13-го) того же года. В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося «перед лицом вечности», наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое «сословное амплуа».
Бестрепетность, с которой Репин фиксирует черты больного лица, в полной мере компенсируется деликатным и умным живописным решением портрета. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица; яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи.
Владимир Стасов посвятил этому портрету целую статью, где, помимо собственных похвал, привел слова Ивана Крамского: "Этот портрет писан Бог знает как быстро, огненно — всякий это видит. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано! Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты".
На симке - "Мусоргский Модест Петрович". Портрет написан Репиным в 4 сеанса, в 1881-м году в городе Санкт-Петербурге. Портрет находится в Третьяковской галерее, г.Москва.