Они говорили о религии

Ансарова Тина
Этому меня  учили в школе. Это я конспектировала
по истории КПСС в институте и зубрила.

"На пути России к светлому коммунистическому
будущему всего три преграды - религия, буржуазия
и студенты Горного. Последнее, без сомнения,
самое чудовищное (конец 1897 г.).“ — 
В.И. Ленин, [ПСС, Полное собрание сочинений] 
5-е изд, т. 2, с. 462.

«Марксист должен быть материалистом, т. е. врагом
религии, — писал В. И. Ленин, — но материалистом
диа­лектическим, т. е. ставящим дело борьбы
с религией не абстрактно, не на почву отвлеченной,
чисто теорети­ческой, всегда себе равной проповеди,
а конкретно, на почву классовой борьбы, идущей
на деле и воспиты­вающей массы больше всего
и лучше всего».

"Либо вы не принимаете этих последовательных
требований свободы, — и тогда, значит, вы всё ещё
в плену у традиций инквизиции, тогда, значит, вы
всё ещё примазываетесь к казённым местечкам и
казенным доходам, тогда, значит, вы не верите
в духовную силу вашего оружия, вы продолжаете
брать взятки с государственной власти, — тогда
сознательные рабочие всей России объявляют вам
беспощадную войну.

Революционный пролетариат добьется того, чтобы
религия стала действительно частным делом для
государства. И в этом, очищенном от средневековой
плесени, политическом строе пролетариат поведет
широкую, открытую борьбу за устранение
экономического рабства, истинного источника
религиозного одурачения человечества".

75) См. статью Ф. Энгельса “Эмигрантская
литература” (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения,
т. XV, 1935, стр. 228). — 145.

"Бог есть (исторически и житейски) прежде всего
комплекс идей, порожденных тупой придавленностью
человека и внешней природой и классовым гнетом, —
идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих
классовую борьбу.

Было время в истории, когда, несмотря на такое
происхождение и такое действительное значение
идеи бога, борьба демократии и пролетариата
шла в форме борьбы одной религиозной идеи
против другой. Но и это время давно прошло.

Теперь и в Европе и в России всякая, даже самая
утонченная, самая благонамеренная защита или
оправдание идеи бога есть оправдание реакции".

В.И.Ленин, ПСС, Т.48, С.232

* * *
(Отрывок из труда)

"Что же такое религия, каково ее значение, по мнению
вождя мирового пролетариата? Он отвечает на это так:

«Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего
везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной
работой на других, нуждою и одиночеством.

Бессилие эксплоатируемых классов в борьбе
с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру
в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе
с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса
и т. п.

Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия
учит смирению и терпению в земной жизни, утешая
надеждой на небесную награду.

А тех, кто живет чужим трудом, религия учит
благотворительности в земной жизни, предлагая им
дешевое оправдание для всего их эксплоататорского
существования и продавая сходной  цене билеты
на небесное благополучие.

Религия есть опиум народа. Религия — род духовной
сивухи, в которой рабы капитала топят свой
человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь
достойную человека жизнь».

Но почему же именно рабочий первый становится врагом
религий?

Потому, что условия жизни рабочего раньше просветляют
его сознание, раньше Толкают его на путь социализма,
коммунизма. Одно только ясное сознание своего
положения в обществе уже является наполовину
освобождением.

«Но раб, сознавший свое рабство и поднявшийся на
борьбу за свое освобождение, - наполовину перестает
уже быть рабом. Современный сознательный рабочий,
воспитанный крупной фабричной промышленностью,
просвещенный городской жизнью, отбрасывает от себя
с презрением религиозные предрассудки, предоставляет
небо в распоряжение попов и буржуазных ханжей,
завоевывая себе лучшую жизнь здесь, на земле.

Современный пролетариат становится на сторону,
социализма, который привлекает науку к борьбе
с религиозным туманом и освобождает рабочего
от веры в загробную жизнь тем, что сплачивает его
для настоящей борьбы за лучшую земную жизнь».

В то время в нашей программе отношение наше
к религии выражалось, в требовании полного
отделения церкви от государства и школы от церкви.

* См. Ленин. Полное собрание сочинений.
Том VII, ч. 1 ст. 47.

=Подборка Тины АНСАРОВОЙ