Книжная полка. 3 Е. Некрасова. Калечина-малечина

Единомышьленники
Привет всем авторам и читателям площадки Единомышьленники.

На проекте "Книжная полка" встречаются люди и книги, люди и размышления, но главное - общаются читатели и будущие читатели.

Зима- время для интересных книг.

Сегодня АНТОН ФЛАЙ  поделится впечатлениями о прочитанной книге Евгении Некрасовой "Калечина-малечина".


«Калечина-малечина» - новый бестселлер, он ворвался в литературу, покорил читателей и критиков,  попал в короткие списки премий “НОС”, “Национальный бестселлер” и “Большая книга”. Я никогда не был ханжой, но могу сказать однозначно, мне жаль и критиков и читателей, которые потратили свое время и часть души на эту книгу.

И меня жаль, вплоть до того, что хочется сшить куклу Вуду из заблудившегося носка и направить ее на расправу со своими врагами. Оказывается, такой метод — единственно правильный нынче, если роман так всем понравился.
Начну по порядку излагать свои аргументы.

Язык повествования  витиеватый, необычный и вязкий. Зачем детей называть на протяжении всей книги «невыросшие», а взрослых «выросшие»? Я не нахожу в этом никакого умного, потайного авторского хода. Все герои — и взрослые, и дети, редкостные негодяи, потому можно было и не писать о них как о «невыросших» и «выросших», заставляя читателя спотыкаться. 

Главная героиня — Катя, у нее проблемы аутического спектра, которые не видны родителям, учителям и одноклассникам, но видны нормальным читателям. Окружающие видят умственную отсталость ребенка, и только.

У Кати колтун в волосах, она не может делать элементарные мыслительные операции, варежку на уроке трудов вяжет месяц, не понимает смысла прочитанного в учебнике. Ничем не интересуется: не рисует, не читает, не слушает музыку, не играет в куклы, не смотрит телевизор. Она только качается на качелях во дворе, пока ее не прогонят. Ни кота, ни собаки, ни хомяка.

 У нее есть родители, которые  живут  своей несчастливой жизнью, обеспечивая ребенку лишь питание и кров. Они ежедневно уезжают в город на заработки, оставляя полуголодного и не согретого любовью, запуганного ребенка в одиночестве.
Она живет в мире с хулиганами-одноклассниками, педофилами-взрослыми и садистами-учителями. Подруга ее предает, дети над ней издеваются.

Большую часть книги ты исследуешь унылый ужас ее жизни и понимаешь, что это страшно, но... не интересно. Вот «Чучело» - это интересно, это глубоко, это на многие десятилетия. И на каждой странице «Калечиной-малечиной» повторяется по три раза присказка героини «Катя катится-колошматится». Вспоминаю чернушный фильм «Волчок», в котором девочка положила ёжика на рельсы, его переехал поезд, а она идет домой и твердит: «И не нужны мне никакие ёжики даже», потому что на маму обиделась.

Я не хочу в девяностые, я не хочу чернухи! Дайте мне надежду, авторы Нацбестов! Нет, говорят они мне, и во второй части книги появляется  Кикимора, живущая за плитой на кухне. Девочка сунула голову в плиту, чтобы покончить свою жизнь, на это ее ума хватило, но Кикимора говорит ей: «Будь спок, щас наладим всё». И варежка связалась, и подружка пожалела о своей подлости, и мальчика-хулигана машиной сбило, и дядьку-педофила кондратий хватил. Все умерли, ура!
Вообще, можно Кикимору и не придумывать, автомат Калашникова намного эффективнее действует с 1947 года и книгу не надо писать, достаточно будет уголовной хроники в три строки.

У Стивена Кинга есть «Кэрри», там тоже все умерли. Сначала издевались над подростком, а потом — перестали. Есть роман «Ярость», о том же. Что отличает от книги Некрасовой? Читать интересно, а не трупнину жевать, ни одной новой мысли в «Калечине -малечине» я не прочел. Откуда эти восторги? Классику жанра не читали? Печально все это.
 
Конец книги напоминает как раз саму уголовную хронику: все смято, скомкано,  сухо  перечисляются факты.  Сказка закончилась, и автор, усталый от беспросветности бытия к концу книги закруглился.

В чем секрет успеха? Окончть сценарный факультет Московской школы нового кино (МШНК), издать книгу в известном издательстве «АСТ, редакция Елены Шубиной», наладить массовую рассылку баннеров на сайты, организовать пиар-компанию, кричать со страниц каждого издания об этой книге. Ура — известность обеспечена.
 
Можете меня бить, но я скажу в конце своего эссе вот о чем.

В № 9 за 2019 г. журнала «Сибирские огни» вышла повесть нашего Мышалета «Сами вы жертвы!» Так вот, книга примерно о тех же проблемах подростка, что в  «Калечиной-малечиной». Только написана она живо, без чернухи, прекрасным языком, грустно и смешно. О девочке, которая не нужна неблагополучному отцу и благополучной матери, занявшейся устройством своей личной жизни.
О девочке, пережившей нападение педофила, уголовный процесс, переставшей верить взрослым, ставшей объектом ненормального внимания СМИ и жителей города. О том, как она возвращается в  нормальную детскую жизнь благодаря любви и дружбе, бескорыстной помощи простых людей, важному делу, в котором находит себя. Светлая, добрая повесть, после которой хочется жить.
 Но премии за такие книги не дают.