Предисловие к Соду, 5 Разделу окталогии Ас-Сафи

Тебуев Шукур Шабатович
Бисми Лляхи р-рахмани р-рахим



Тебуев Шукур Шабатович (1944 – 2021) – актёр, поэт, прозаик, сценарист, кинорежиссёр, журналист. Выпускник Shota Rustaveli Theater and Film Georgia State University (1972). Актёр карачаевской труппы драматического театра КЧР (1972-1985). Главный режиссёр, редактор и журналист ГТРК "Карачаево-Черкесия" (1993-2007). Член Союзов журналистов (1996) и писателей (2020) России, заслуженный работник культуры КЧР (2012). Автор окталогии "Ас-Сафи" – эпической драмы с элементами лирики философско-дидактического содержания в 8 частях, 40 книгах, 124 тысячах бейтов – крупнейшего поэтического произведения мира, написанного одним человеком (346K). Окталогия ни в печатном виде, ни в электронном варианте не продавалась и не продаётся – находясь в свободном доступе для всего человечества.

Стратегическое соперничество Шукура Тебуева с монахом Вьясой закончилось тем, что "Ас-Сафи" превзошёл греческую "Илиаду-Одиссею" Гомера (29К), индийскую "Рамаяну" Вальмики (48К), персидское "Шах-намэ" Фирдоуси (120К) и индийскую "Махабхарату" Вьясы (180K), уступая кыргызскому эпосу "Манас" (500К) официальной публикацией оставшихся материалов Окталогии (800K+). Объёмами поэтического наследия Шукур Тебуев уступает испанцу Лопе де Вега (предположительно, 1M+ строк в 2 тысячах пьесах, по большей части утерянных), превзойдя рекордсмена книги рекордов Гиннеса англичанина Джона Брэдберна (169,925).

История мира с момента сотворения Аллахом и до Судного Дня, восточные газели и рубаи, западные сонеты и собственные хайдары с шамилями, аланы и гунны, асы Одина и великие отшельники, Пророки и святые, Гъариб (чужак) и Сакрадеми (Самая Красивая Девушка Мира), а также другие эпизоды и персонажи – всё это "Ас-Сафи", или "Аль-Бустан", карачаевского поэта с Кавказа. Направляющегося в кыргызскую степь, чтобы сразиться в древней борьбе на поясах с эпосом "Манас" за звание крупнейшего поэтического произведения мира в "абсолютной весовой категории".
... Не каждый дух вступит в битву с эгом, чтобы быть разгромленным или победить. Но каждой человеческой сути придётся выбирать – или бренное, или вечное, или Бог. Об этом "Ас-Сафи".

Ас-Сафи (второе название Аль-Бустан)
Раздел I. Аутад. Книги 1-4. Бейты 1 – 8,000
Раздел II. Два Имама. Книги 5 и 6. Бейты 8,001 – 10,000
Раздел III. Четыре Султана. Книги 7-11. Бейты 10,001 – 16,000
Раздел IV. Фикх (в трёх томах). Книги 12-19. Бейты 16,001 – 28,495
+ Полотно Фикха. 601 сонет (бейты вне общей нумерации)
Раздел V. Сод (в десяти томах). Книги 20-29. Бейты 28,496 – 77,600
+ Прощание с Содом. 214 сонетов (бейты вне общей нумерации)
Раздел VI. Апология (в четырёх томах). Книги 30-33. Бейты 77,601 – 100,500
+ 135 тысяч Маснауи. Четыре моря и Океан (бейты вне общей нумерации)
Раздел VII. Функция (в пяти томах). Книги 34-38. Бейты 100,501 – 112,750
Раздел VIII. Индукция (в восьми томах). Книги 39 и 40. Бейты 112,751 – 124,000


Раздел I. Аутад

Книга 1. Бейты 1 – 1,831. История карачаевцев с древнейших времен. 7,248 строк
Книга 2. Бейты 1,832 – 4,256. Философские газели и рубаи. 7,244 строки
Книга 3. Бейты 4,257 – 6,069. Сотни-пирамиды, размышления. 6,878 строк
Книга 4. Бейты 6,070 – 8,000. Путь к Городу Любви. 2,366 строк

Раздел II. Два Имама

Книга 5. Бейты 8,001 – 8,629. Любовные газели. 1,258 строк
Книга 6. Бейты 8,630 – 10,000. Философские газели. 2,742 строки

Раздел III. Четыре Султана

Книга 7. Бейты 10,001 – 11,200. Размышления. 4,800 строк
Книга 8. Бейты 11,201 – 12,400. Фундаментальные основы духовного пути к Богу. 4,800 строк
Книга 9. Бейты 12,401 – 13,600. Размышления в поле метафизики. 4,800 строк
Книга 10. Бейты 13,601 – 14,800. Пророк Мухаммад и сотворение всего мироздания из его Света. 4,800 строк
Книга 11. Бейты 14,801 – 16,000. Атрибуты Бога и Его поминание-зикр. 4,800 строк

Раздел IV. Фикх

Книга 12. Бейты 16,001 – 17,295. Пророки Адам, Шис, Идрис и другие. 5,180 строк
Книга 13. Бейты 17,296 – 18,695. Пророки Нух, Худ, Салих, Зулкъарнай, Хызыр и другие. 5,600 строк
Книга 14. Бейты 18,696 – 20,095. Пророки Ибрахим, Лут, Исмаил, Исхакъ, Якъуб, Юсуф, Аюб, Зу-ль-Кифль, Шугъайыб и другие. 5,600 строк
Книга 15. Бейты 20,096 – 21,495. Пророки Муса, Харун, Юшагъ, Хизкил и другие. 5,600 строк
Книга 16. Бейты 21,496 – 22,895. Пророки Ильяс, Шамъуиль, Дауд, Сулейман, Лукъман, Шагъйа, Армийа, Даниял, Гъузейр, Балукъия и другие. 5,600 строк
Книга 17. Бейты 22,896 – 24,295. Пророки Гъиса, Закария, Яхъя, Юнус, Джарджис и другие. 5,600 строк
Книга 18. Бейты 24,296 – 26,395. Более 90 тысяч чудес Пророка Мухаммада. 8,400 строк
Книга 19. Бейты 26,396 – 28,495. Характер и описание внешнего вида Пророка Мухаммада. Список 15. 8,400 строк
Полотно. Сонеты 1 – 601, вне общей нумерации. Сонеты на вольные темы. 8,414 строк

Раздел V. Сод

Книга 20. Бейты 28,496 – 33,927. Пророк Мухаммад. 21,728 строк
Книга 21. Бейты 33,928 – 36,367. Любовные и философские газели. 4,937 строк
Книга 22. Бейты 36,368 – 40,000. Праведные Халифы Абу Бакр, Умар, Усман и Али. 14,532 строки
Книга 23. Бейты 40,001 – 43,402. Имам Шамиль. 13,608 строк
Книга 24. Бейты 43,403 – 47,955. Святые духовного пути Накъшбанди. 18,214 строк
Книга 25. Бейты 47,956 – 56,993. Имена Аллаха, Пророка Мухаммада и Бадриюнов. Описание Судного Дня, Рая и Ада. 620 строк
Книга 26. Бейты 56,994 – 60,459. 7 путешествий Тиннина. 206 строк
Книга 27. Бейты 60,460 – 66,200. 400 Шамилей, размышления (том 1). 719 строк
Книга 28. Бейты 66,201 – 71,900. 400 Шамилей, размышления (том 2). 28,500 строк
Книга 29. Бейты 71,901 – 77,600. 400 Шамилей, размышления (том 3). 28,500 строк
Прощание с Содом. Сонеты 1 – 214, вне общей нумерации. 2,842 строки

Раздел VI. Апология

Книга 30. Бейты 77,601 – 83,300. 400 Шамилей, размышления (том 4). 28,500 строк
Книга 31. Бейты 83,301 – 89,000. 400 Шамилей, размышления (том 5). 28,500 строк
Книга 32. Бейты 89,001 – 94,700. 400 Шамилей, размышления (том 6). 11,700 строк
Книга 33. Бейты 94,701 – 100,500. 400 Шамилей, размышления (том 7). 498 строк

Маснауи. Четыре моря и Океан

Моря бытия: Китабуль-Абъяд. Бейты 1 – 20,000, вне общей нумерации (том 1). 4,000 строк
Моря бытия: Китабуль-Ахмар. Бейты 20,001 – 40,000, вне общей нумерации (том 2). 2,400 строк
Моря бытия: Китабуль-Асъуад. Бейты 40,001 – 60,000, вне общей нумерации (том 3). 2,000 строк
Моря бытия: Китабуль-Ахдар. Бейты 60,001 – 80,000, вне общей нумерации (том 4). 2,000 строк
Океан небытия: Аль-Китаб. Алиф. Бейты 80,001 – 100,000, вне общей нумерации (том 5). 2,000 строк
Океан небытия: Аль-Китаб. Ба. Бейты 100,001 – 120,000, вне общей нумерации (том 6). 2,000 строк
Океан небытия: Аль-Китаб. Джум. Бейты 120,001 – 135,000, вне общей нумерации (том 7). 2,000 строк

Раздел VII. Функция

Книга 34. Бейты 100,501 – 102,950. История ВОВ (том 1). 5,726 строк
Книга 35. Бейты 102,951 – 105,400. История ВОВ (том 2). 28 строк
Книга 36. Бейты 105,401 – 107,850. История ВОВ (том 3). 98 строк
Книга 37. Бейты 107,851 – 110,300. История ВОВ (том 4). 0 строк
Книга 38. Бейты 110,301 – 112,750. История ВОВ (том 5). 700 строк

Раздел VIII. Индукция

Книга 39. Бейты 112,751 – 120,000. Хайдары, традиционная история мира (тома 1 – 7). 2,040 строк
Книга 40. Бейты 120,001 – 124,000. Маснауи, размышления о вечном. 8,000 строк


YouTube
https://www.youtube.com/@assafipoetry
Стихи.ру
http://stihi.ru/avtor/shukurtebuev
Medium
https://medium.com/@shukur_tebuev
Яндекс Дзен
https://zen.yandex.ru/id/5f4b9a4152ad3101b4020e51
Автор.Тудэй
https://author.today/u/shukurtebuev
Wattpad
https://www.wattpad.com/user/shukurtebuev
Penfox
https://penfox.ru/author/shukurtebuev/
Readli
https://readli.net/profile/686167540/books/
Litsovet
https://litsovet.ru/user/106468
Yapishu
https://yapishu.net/user/shukurtebuev
Библиотека Поэзии
https://poems.su/authors/shukurtebuev/
СИ
http://samlib.ru/t/tebuew_s_s/



Одобрено Председателем исполкома координационного центра мусульман Северного Кавказа и Муфтием Ставропольского края Мухаммадом-хаджи Рахимовым



Сод – декатлон/десятиборье. Выражаясь современным языком, это собрание мастеров за первенство в абсолютном чемпионате атлетов. Где все составляющие, устремленные к достижению только одной цели и подразумевающие необходимый уровень во многих дисциплинах, должны быть отточены. Жизнеописание Пророка мусульман – это своего рода декатлон Духа, где в зачёт идёт итоговый результат, состоящий из многих аспектов общей мозаики. Собранные воедино разные направления и важнейшие магистрали должны создать единый универсальный план достижения главной цели – создание Совершенного Человека, способного достичь максимального успеха-счастья в любой точке Пространства-Времени и обладающего для этого всем необходимым багажом знаний, мудрости и способности. Таким в своё время и был Пророк Мухаммад.
Сод – продолжение Ас-Сафи, которое превратило его в окталогию. Объёмы работы переводят данный сборник в «открытые веса поэтического восьмиугольника», видимо, сопоставимые с самым крупным поэтическим произведением известной словесности «Манасом», насчитывающим в некоторых версиях более полумиллиона строк. Темы, которые освещались в данной работе, были очень непросты. Тысячелетиями лучшие представители рода человеческого неустанно трудились на этом нелёгком поприще. Нашей же задачей видится ознакомление ищущего пласта современности с достижениями древних при помощи сегодняшнего языка, образов и достижений развивающейся техногенно цивилизации. Так, Сод, по возможности, постарается рассмотреть повествование о жизни Пророка Мухаммада в свете осознанного фикха-понимания.
Сод – это своего рода квинтэссенция-выжимка всех достижений во всех важнейших областях человека-знания. Любой пласт общества способен отыскать в нём ответ на текущий центральный вопрос дня на том уровне понимания, который посчитает приемлемым для себя в этом. Панацея существует не только для верящего в неё. Хотя именно он в итоге получит максимальную пользу не от веры, а от её рационального использования. Пребывание в специализированном месте, лишённом специалиста – бессмысленно. Именно поэтому источником Сода выбрано воплощение живого понимания богобоязненности, в том значении, которое является оживляющим духом в мире сегодняшних ценностей совершенства пластмассовых манекенов, не способных ожить и выдаваемых сейчас за всегда искомое настоящее.
Сод – ; – это буква арабского алфавита, которой Познавшие Бога в своих книгах обозначают самого Пророка Мухаммада и его род. Подразделение окталогии на буквы совпало с разделом о жизни того, кого мусульмане всего мира чтят Посланником Аллаха и Печатью всех Пророков. Жизнь его, как и любое явление или событие бытия, трактуется по-разному сторонниками, противниками, остальными исследователями. Любящие его написали не одну работу, которую в народе часто называют Маўлид, ассоциируя жизненный путь, в первую очередь, с рождением того, кого все творения Аллаха ждали многие миллиарды лет со дня сотворения его Света. Согласно мусульманской традиции, Свет Пророка был создан первым и дал начало всему сотворённому миру, став причиной его появления.
Критерием успешности принято считать уровень влияния человека на окружающий мир с учётом грядущего его преобразования к лучшему. Непредвзятые исследователи, так же как и компьютерные программы, поставили Пророка Мухаммада на первое место в этом списке за всю историю человечества. И, если Иисус оживлял людей после смерти, то своего Пророка мусульмане считают оживлявшим целые народы. В Соде упор сделан на то, что не умевший читать и писать Учитель мироздания являлся лучшим врачевателем душ и сердец. Он передал эту эстафету своим наследникам, лучшие из которых смогли воплотить в себе явное и тайное знание, принесённое им от Бога.
Наиболее преуспевшим в чтении Сиры-жизнеописания всегда становится Наследник Пророка. Пророки не оставляли в наследство динары и дирхемы, но – Знания. Знания бывают двух видов – явными (тела) и скрытыми (сердца). Постигшие только первое находятся в ранге зауиль-архам в науке о наследовании – Мирас. Познавшие только второе вступают в права зауиль-фуруд. Тогда как владеющий обеими ветвями единого целого становится прямым наследником в ранге родного сына по крови. Вот такое образное сравнение приводили великие учёные прошлого. Именно такому Полюсу [притяжения для всех ищущих Бога душ своего времени или целой эпохи], или Къутбу, жизнь Пророка Мухаммада становится наиболее понятной с позиций исполнения обязанностей, возложенных в своё время Аллахом на Своего Любимца по отношению ко всему живому.
Главной задачей любого творения является познание им его Творца (магърифат). Единственным препятствием для этого Бог создал эго. Среди 4-х функций нашего Пророка, с которыми он был отправлен милостью ко всем мирам, есть и «юзаккихим» – термин из Корана, означающий создание Совершенного Человека и подразумевающий духовную битву с эгом-нафсом, то есть его полнейшее очищение. Поэтому некоторые сподвижники Пророка ограничились лишь этим.  Пророк Мухаммад так объяснил людям: «Шариат – акъуаль [слова, сказанные устами], Тарикъат – афгъаль [соблюдение делами того, что сказали уста], Хакъикъат – ахъуаль [состояние души, являющееся плодом единения шариата и тариката], Магърифат – раъсуль-маль [основная цель служения Богу и познание Аллаха при помощи истинных знаний]». «Юзаккихим» принято называть Тарикъатом.
После одной из битв Пророк Мухаммад сказал своим сподвижникам, что теперь, после наименьшей битвы, они снова могут вернуться к Наивеличайшей Битве. Удивлённые Асхабы спросили тогда – что же является этой Битвой? В ответ они услышали – борьба со страстями эга. Если лучшие после Пророков Бога на земле люди, каковыми являлись Асхабы, нуждались в этом – неужели не нуждаемся мы?.. И в роли нашего наставника-тренера в этом Double M первенстве, как мы назвали это в Соде, выступит Наследник Пророка. Обладатель явного и скрытого знания, к тому же наделённый къудрату т-тазкия – способностью очищать эго. Такой силой Бог наделил Пророка Мухаммада, и она передаётся по цепи преемственности духовных путей-Тарикъатов. Особенность этой силы в том, что её нельзя выработать. Можно – получить от предшественника.
Каким будет Сод – сейчас трудно сказать. Работа предстоит долгая и непростая. Возможно, написание предисловия до завершения Раздела не кажется уместным. Но объёмы и особенности процесса представляются открывающими данную возможность.
В техническом плане, скорее всего, каждый из Томов (назовём это так) Сода будет состоять примерно из тысячи Станов или Трёх Легионов. Легионом в Ас-Сафи называется группа из около 4 320 стихотворных строк (по аналогии с комплектацией римских легионов в одну из эпох Рима), что составляет 309 Станов по 14 строк в каждом. Целесообразность изложения материала всегда определяла и определяет средства и правила, которыми руководствуется Ас-Сафи. Чтобы самый далёкий от всего читатель при наличии интереса и желания разобраться мог без труда понять и осознать самые важные аспекты пребывания на земле, что принято называть бытием.
Сознание человека не всегда готово долго и усидчиво воспринимать информацию. Обычно четверть часа – предел в этом. Поэтому эту проблему мудрецу прошлого и нашей современности надо решать. Не имея отношения к категории последних, с этой проблемой столкнулись и мы.
Человеку подготовленному будет казаться, что «налито воды» больше, чем необходимо. Другой посчитает, что «тяжёлых» тем больше, чем надо. Тем не менее, курс какого-либо предмета в академическом образовании подразумевает знакомство человека со всем объёмом информации вне зависимости от того – готов человек воспринять её или нет.
«Вычитка» лекций не есть кредо Ас-Сафи.
Не являясь сторонниками упомянутого выше академического образования, в котором, на наш взгляд, больше минусов, нежели пользы –  предлагаем старый метод. Который был испробован людьми ранее, когда Аристотель и Александр просто беседовали и за счёт общения и погружения в тему получали пользу. Ведь все великие в истории человечества люди бывают в начале своей жизни молоды и неопытны. Но их суть и тогда может быть интересна даже мудрецам, которые, возможно, и в пик своего расцвета могут быть лишены того, что даровано этим юнцам Небом уже в начальные стадии их пребывания в мире.
Не углубляясь в полемику, отметим, что именно так и были воспитаны Асхабы Пророком Мухаммадом. Не академически. И так же святые всех времён и народов продолжали воспитывать своих учеников подобно тому обучению и способу, который был применён по отношению к ним их наставниками. Именно в этом и видится слабость и недочёты современной цивилизации, которая, в погоне за дипломами и докторскими степенями, потеряла доступ к Реальной Силе. Силе – которая способна трансформировать. Делать счастливым и давать счастье. Всё более углублённое изучение и погружение в детали не прибавило прояснения общей картине мира, как об этом говорят ищущие и думающие представители сообщества учёных из области точных наук.
Ас-Сафи своим Содом делает скромную попытку внести маленькую лепту словами и делами людей, которые преуспели на этом поприще и являются авангардом тех, кто не сдался и ищет выход там, где его не ожидает найти никто.
Клад редко прячут в многолюдном месте. Для этого всегда выбирали районы, малодоступные для большинства неподготовленных искателей.

141-я газель Диуана Хафиза
3-й бейт
Пригласи лечиться хмелем всех певцов любви в Ширазе,
Чтоб никто из них с отвычки, зазевавшись, не дал маху!

Соду будем желать скромности, достойной самого Пророка.

141-я газель Диуана Хафиза
последний бейт
Скромен будь, Хафиз! Иначе – твой успех припишут спеси.
Не забудь, что злой завистник на тебя клевещет шаху…


P.S.
Сокол в небе, не удод, –
Сам Аллах направит Сод…


16.07.2017


Всем почитателям истинного с уважением

Шаккур Гъариб