Обращение к Ас-Сафи. Средисловие Первое

Тебуев Шукур Шабатович
Бисми Лляхи р-рахмани р-рахим



Тебуев Шукур Шабатович (1944 – 2021) – актёр, поэт, прозаик, сценарист, кинорежиссёр, журналист. Выпускник Shota Rustaveli Theater and Film Georgia State University (1972). Актёр карачаевской труппы драматического театра КЧР (1972-1985). Главный режиссёр, редактор и журналист ГТРК "Карачаево-Черкесия" (1993-2007). Член Союзов журналистов (1996) и писателей (2020) России, заслуженный работник культуры КЧР (2012). Автор окталогии "Ас-Сафи" – эпической драмы с элементами лирики философско-дидактического содержания в 8 частях, 40 книгах, 124 тысячах бейтов – крупнейшего поэтического произведения мира, написанного одним человеком (346K). Окталогия ни в печатном виде, ни в электронном варианте не продавалась и не продаётся – находясь в свободном доступе для всего человечества.

Стратегическое соперничество Шукура Тебуева с монахом Вьясой закончилось тем, что "Ас-Сафи" превзошёл греческую "Илиаду-Одиссею" Гомера (29К), индийскую "Рамаяну" Вальмики (48К), персидское "Шах-намэ" Фирдоуси (120К) и индийскую "Махабхарату" Вьясы (180K), уступая кыргызскому эпосу "Манас" (500К) официальной публикацией оставшихся материалов Окталогии (800K+). Объёмами поэтического наследия Шукур Тебуев уступает испанцу Лопе де Вега (предположительно, 1M+ строк в 2 тысячах пьесах, по большей части утерянных), превзойдя рекордсмена книги рекордов Гиннеса англичанина Джона Брэдберна (169,925).

История мира с момента сотворения Аллахом и до Судного Дня, восточные газели и рубаи, западные сонеты и собственные хайдары с шамилями, аланы и гунны, асы Одина и великие отшельники, Пророки и святые, Гъариб (чужак) и Сакрадеми (Самая Красивая Девушка Мира), а также другие эпизоды и персонажи – всё это "Ас-Сафи", или "Аль-Бустан", карачаевского поэта с Кавказа. Направляющегося в кыргызскую степь, чтобы сразиться в древней борьбе на поясах с эпосом "Манас" за звание крупнейшего поэтического произведения мира в "абсолютной весовой категории".
... Не каждый дух вступит в битву с эгом, чтобы быть разгромленным или победить. Но каждой человеческой сути придётся выбирать – или бренное, или вечное, или Бог. Об этом "Ас-Сафи".

Ас-Сафи (второе название Аль-Бустан)
Раздел I. Аутад. Книги 1-4. Бейты 1 – 8,000
Раздел II. Два Имама. Книги 5 и 6. Бейты 8,001 – 10,000
Раздел III. Четыре Султана. Книги 7-11. Бейты 10,001 – 16,000
Раздел IV. Фикх (в трёх томах). Книги 12-19. Бейты 16,001 – 28,495
+ Полотно Фикха. 601 сонет (бейты вне общей нумерации)
Раздел V. Сод (в десяти томах). Книги 20-29. Бейты 28,496 – 77,600
+ Прощание с Содом. 214 сонетов (бейты вне общей нумерации)
Раздел VI. Апология (в четырёх томах). Книги 30-33. Бейты 77,601 – 100,500
+ 135 тысяч Маснауи. Четыре моря и Океан (бейты вне общей нумерации)
Раздел VII. Функция (в пяти томах). Книги 34-38. Бейты 100,501 – 112,750
Раздел VIII. Индукция (в восьми томах). Книги 39 и 40. Бейты 112,751 – 124,000


Раздел I. Аутад

Книга 1. Бейты 1 – 1,831. История карачаевцев с древнейших времен. 7,248 строк
Книга 2. Бейты 1,832 – 4,256. Философские газели и рубаи. 7,244 строки
Книга 3. Бейты 4,257 – 6,069. Сотни-пирамиды, размышления. 6,878 строк
Книга 4. Бейты 6,070 – 8,000. Путь к Городу Любви. 2,366 строк

Раздел II. Два Имама

Книга 5. Бейты 8,001 – 8,629. Любовные газели. 1,258 строк
Книга 6. Бейты 8,630 – 10,000. Философские газели. 2,742 строки

Раздел III. Четыре Султана

Книга 7. Бейты 10,001 – 11,200. Размышления. 4,800 строк
Книга 8. Бейты 11,201 – 12,400. Фундаментальные основы духовного пути к Богу. 4,800 строк
Книга 9. Бейты 12,401 – 13,600. Размышления в поле метафизики. 4,800 строк
Книга 10. Бейты 13,601 – 14,800. Пророк Мухаммад и сотворение всего мироздания из его Света. 4,800 строк
Книга 11. Бейты 14,801 – 16,000. Атрибуты Бога и Его поминание-зикр. 4,800 строк

Раздел IV. Фикх

Книга 12. Бейты 16,001 – 17,295. Пророки Адам, Шис, Идрис и другие. 5,180 строк
Книга 13. Бейты 17,296 – 18,695. Пророки Нух, Худ, Салих, Зулкъарнай, Хызыр и другие. 5,600 строк
Книга 14. Бейты 18,696 – 20,095. Пророки Ибрахим, Лут, Исмаил, Исхакъ, Якъуб, Юсуф, Аюб, Зу-ль-Кифль, Шугъайыб и другие. 5,600 строк
Книга 15. Бейты 20,096 – 21,495. Пророки Муса, Харун, Юшагъ, Хизкил и другие. 5,600 строк
Книга 16. Бейты 21,496 – 22,895. Пророки Ильяс, Шамъуиль, Дауд, Сулейман, Лукъман, Шагъйа, Армийа, Даниял, Гъузейр, Балукъия и другие. 5,600 строк
Книга 17. Бейты 22,896 – 24,295. Пророки Гъиса, Закария, Яхъя, Юнус, Джарджис и другие. 5,600 строк
Книга 18. Бейты 24,296 – 26,395. Более 90 тысяч чудес Пророка Мухаммада. 8,400 строк
Книга 19. Бейты 26,396 – 28,495. Характер и описание внешнего вида Пророка Мухаммада. Список 15. 8,400 строк
Полотно. Сонеты 1 – 601, вне общей нумерации. Сонеты на вольные темы. 8,414 строк

Раздел V. Сод

Книга 20. Бейты 28,496 – 33,927. Пророк Мухаммад. 21,728 строк
Книга 21. Бейты 33,928 – 36,367. Любовные и философские газели. 4,937 строк
Книга 22. Бейты 36,368 – 40,000. Праведные Халифы Абу Бакр, Умар, Усман и Али. 14,532 строки
Книга 23. Бейты 40,001 – 43,402. Имам Шамиль. 13,608 строк
Книга 24. Бейты 43,403 – 47,955. Святые духовного пути Накъшбанди. 18,214 строк
Книга 25. Бейты 47,956 – 56,993. Имена Аллаха, Пророка Мухаммада и Бадриюнов. Описание Судного Дня, Рая и Ада. 620 строк
Книга 26. Бейты 56,994 – 60,459. 7 путешествий Тиннина. 206 строк
Книга 27. Бейты 60,460 – 66,200. 400 Шамилей, размышления (том 1). 719 строк
Книга 28. Бейты 66,201 – 71,900. 400 Шамилей, размышления (том 2). 28,500 строк
Книга 29. Бейты 71,901 – 77,600. 400 Шамилей, размышления (том 3). 28,500 строк
Прощание с Содом. Сонеты 1 – 214, вне общей нумерации. 2,842 строки

Раздел VI. Апология

Книга 30. Бейты 77,601 – 83,300. 400 Шамилей, размышления (том 4). 28,500 строк
Книга 31. Бейты 83,301 – 89,000. 400 Шамилей, размышления (том 5). 28,500 строк
Книга 32. Бейты 89,001 – 94,700. 400 Шамилей, размышления (том 6). 11,700 строк
Книга 33. Бейты 94,701 – 100,500. 400 Шамилей, размышления (том 7). 498 строк

Маснауи. Четыре моря и Океан

Моря бытия: Китабуль-Абъяд. Бейты 1 – 20,000, вне общей нумерации (том 1). 4,000 строк
Моря бытия: Китабуль-Ахмар. Бейты 20,001 – 40,000, вне общей нумерации (том 2). 2,400 строк
Моря бытия: Китабуль-Асъуад. Бейты 40,001 – 60,000, вне общей нумерации (том 3). 2,000 строк
Моря бытия: Китабуль-Ахдар. Бейты 60,001 – 80,000, вне общей нумерации (том 4). 2,000 строк
Океан небытия: Аль-Китаб. Алиф. Бейты 80,001 – 100,000, вне общей нумерации (том 5). 2,000 строк
Океан небытия: Аль-Китаб. Ба. Бейты 100,001 – 120,000, вне общей нумерации (том 6). 2,000 строк
Океан небытия: Аль-Китаб. Джум. Бейты 120,001 – 135,000, вне общей нумерации (том 7). 2,000 строк

Раздел VII. Функция

Книга 34. Бейты 100,501 – 102,950. История ВОВ (том 1). 5,726 строк
Книга 35. Бейты 102,951 – 105,400. История ВОВ (том 2). 28 строк
Книга 36. Бейты 105,401 – 107,850. История ВОВ (том 3). 98 строк
Книга 37. Бейты 107,851 – 110,300. История ВОВ (том 4). 0 строк
Книга 38. Бейты 110,301 – 112,750. История ВОВ (том 5). 700 строк

Раздел VIII. Индукция

Книга 39. Бейты 112,751 – 120,000. Хайдары, традиционная история мира (тома 1 – 7). 2,040 строк
Книга 40. Бейты 120,001 – 124,000. Маснауи, размышления о вечном. 8,000 строк


YouTube
https://www.youtube.com/@assafipoetry
Стихи.ру
http://stihi.ru/avtor/shukurtebuev
Medium
https://medium.com/@shukur_tebuev
Яндекс Дзен
https://zen.yandex.ru/id/5f4b9a4152ad3101b4020e51
Автор.Тудэй
https://author.today/u/shukurtebuev
Wattpad
https://www.wattpad.com/user/shukurtebuev
Penfox
https://penfox.ru/author/shukurtebuev/
Readli
https://readli.net/profile/686167540/books/
Litsovet
https://litsovet.ru/user/106468
Yapishu
https://yapishu.net/user/shukurtebuev
Библиотека Поэзии
https://poems.su/authors/shukurtebuev/
СИ
http://samlib.ru/t/tebuew_s_s/



Одобрено Председателем исполкома координационного центра мусульман Северного Кавказа и Муфтием Ставропольского края Мухаммадом-хаджи Рахимовым



Размышления



Илиада-Одиссея – Рамаяна – Шах-Намэ – Махабхарата – Манас?..
Да. Сейчас – так. Но начиналось всё совсем иначе…
Итак, с чего же и как всё это начиналось? Где-то уже в стихотворной форме было сказано мазками в определение текущих аспектов понимания темы на тот момент. Ибо с течением времени происходили постоянные изменения, которые невозможно было предотвратить. Небо всегда делало всё – сообразно Плану. Пусть, неизвестному обитателям Земли.
29 – 48 – 120 – 180-220 – около 500. И это всё – в тысячах строк.
К чему вся эта математика в мире, где цифры и числа служат, а не определяют? Не очень понятно. Возможно, потому, что такие книги читают и те – в чьём мире всё иначе.
Язык чисел – неумолим.
И даже гению не удаётся скрыться от них. Ведь мир – дуалистичен. И от этого никуда не уйти. Когда в весовой категории всё просчитано – даже малейшие детали начинают учитываться, чтобы определить сильнейшего.
Сильнейшего?..
Неформальный (более того, официально запрещённый) чемпионат продолжается. Пусть, только в умах. Пусть, – в мечтаниях. Или ещё где-то. Поэтому Ас-Сафи сразу поместили в эту среду. Не так уж и сразу – где-то с середины Третьего Раздела.
Когда была ещё надежда остановиться на 4 000-й Строфе.
Тогда не было ещё термина собственно Окталогия в представлении грандиозности необозримых горизонтов.
Не было названий Разделов.
Не было цельного понимания в определении задач сочинения.
На днях было придумано общее определение данному труду:
 
Ас-Сафи – это сочинение в стихах из Восьми Разделов философско-дидактического содержания.

Наджиб Первый.
Раздел 1-й, Книги 1-4
Посещение (историко-философский роман)
Султан (газели и рубаи)
Ахрам (сотни-пирамиды)
Весна (восточно-западные бейты)
Наджиб Второй.
Раздел 2-й, Книги 5 и 6
Сакрадеми (сборник газелей)
Величины (сборник газелей)
Наджиб Третий.
Раздел 3-й, Книги 7-11
Начало, Солнце, Пустыня, Правда, Свет
(пять сборников поэзии философского содержания)
Наджиб Четвёртый.
Раздел 4-й, Том I, Книги 12-14
Адам, Унух, Ибрахим
(истории Пророков, часть первая)
Наджиб Пятый.  / пока не завершён /
Раздел 4-й, Том II, Книги 15-17
Муса, Дауд, Иса
(истории Пророков, часть вторая)
Наджиб Шестой.  / пока не завершён /
Раздел 4-й, Том III, Книги 18 и 19
Мухаммад, Хатм
(истории Пророков, часть третья)
Наджиб Седьмой.
Раздел 5-й, Том I, Книга 20
Выявление
(жизнеописание Пророка мусульман)
Наджиб Восьмой.  / пока не завершён /
Раздел 5-й, Том II, Книга 21
Роза у изголовья (Найденная Сакрадеми)
(сборник газелей)
Наджиб Девятый.
Раздел 5-й, Том III, Книга 22
Прояснение
(жизнеописание Абу Бакра, Умара, Усмана и Али)
Наджиб Десятый.  / пока не завершён /
Раздел 5-й, Том IV, Книга 23
Утверждение
(жизнеописание Имама Шамиля)

Наджиб – это название собственно Тома внутри всей Окталогии. На момент написания Средисловия идёт работа сразу над 5-м, 6-м, 8-м и 10-м Наджибами. Уже имеется в наличии более 110 тысяч строк, с учётом строф из указанных выше рабочих проектов. Отметим, что 9-й Наджиб был завершён за 83 Дня…
Особенности же самих Разделов таковы:

1-й Раздел – самый Главный,
2-й Раздел – самый Глубокий,
3-й Раздел – самый Трудный,
4-й Раздел – самый Необходимый,
5-й Раздел – самый Драгоценный.

Запах Востока и его особенностей в классификации? Может быть. Но они такие, как указано выше.
… Начиналось всё с желания познакомить читателей с историей небольшого народа из небольшого края в интервале до 7 000 строк.
Стоп. Вообще – всё записанное выше в Средисловии кого-то мне сильно напоминает по стилю и манере изложения. Тем более странно – давно ничего не читал, занятый делом. Но язык и стиль – явно не мои.
Понял это только сейчас, когда через месяц вернулся дописать Средисловие после завершения работы над Наджибом. Очень странно. Для чего Небо сделало такой шаг? Вряд ли, чтобы «умилостивить» кого-то. Впрочем, мне какая разница? По «плану» намечался критический само-анализ сочинения хотя бы в общих чертах. По моему, а не Его, плану. Но всегда случается только обратное. Здесь опять запахи «того» стиля. Что за наваждение? И чей это стиль?.. Что-то я отвык писать через точку с запятой. Типа, я такой крутой «поэт», что ли?.. Ну, «конечно». Погоня за Шах-Намэ и Махабхаратой затянулась, хотя изначально её и в помине не было. В моём помине, не Его… А тут ещё эта «путаница» с Томами, Наджибами, Книгами, Разделами, Бейтами, Станами – видимо, для того, чтобы исследователь или критик «зауважал» произведение. Хотя я сам часто путаюсь в нём и уже сам не помню где и про что было сказано. И что именно было сказано. Оглядываясь назад, очень радуюсь тому объёму работы, который уже освоен. Огромное количество ошибок и опечаток не смущает, ибо нет времени и желания сидеть и исправлять всё это. Всё, что сильно бросалось в глаза при первом не очень внимательном обзоре, было исправлено в меру сил. Остальное, надеемся, не испортит общего восприятия и не исказит суть. Хотя разрифмовки неизбежны, если были допущены ошибки. Я плохо разбираюсь в поэтической терминологии. Профессиональной. И называю вещи так, как, вероятно, их называли бы в простом народе, окажись они на моём месте. Но жившие до нас явно что-то Ему сказали, видимо, похваляясь «их» гением и достижениями, которые Он им и дал. А они присвоили всё это. Да ещё заявили, что они – такие-сякие. Ничем иным объяснить не могу. Кого-то явно хотят привести в чувство, пусть, даже на том свете. Поэтому и выбрали меня. Ничего из себя не представлявшего и не имевшего никаких особых заслуг или регалий. Чтобы укус был невыносимым. Как Ад. Наделили кучей образов и стратегий, от которых кружится голова у самого. Потому вспоминаю, что ко мне это вообще никакого отношения не имеет. Как – перевозчик. Ювелирных изделий. Который никакого к ним, этим самым очень драгоценным ювелирным изделиям, отношения не имел никогда и априори. Замечательно. Не придётся давать скучных, само-влюблённо-томных, интервью со стыдливым объяснением своей «значимости» и грандиозности всего Произведения, которое, между нами кроликами, вряд ли поймут даже в обозримом будущем из-за его «великолепия и мощи». Неужели, это предложение закончилось? Надо же. Надо было ещё пару-тройку вордовских строк долепить в него для пущей важности. Хотя вряд ли смог бы это сделать. Но сказать-то можно. В том всё и дело. Не надо говорить. Желание отдохнуть после завершения этого Наджиба гонит вперёд. Для этого надо дописать примерно с полстраницы в Средисловие, чтобы изобразить хоть какое-то подобие размышления хоть в чём-то. Хорошо, что нельзя ставить смайлы. Иначе – поставил бы их. Я и так их поставил бы, но не знаю – где их найти в ворде. И, слава Богу. А то сказали бы – что нет серьёзности, академичности. Ещё балаган бы вспомнили. Видимо, для таких мрачнейших метафизиков и заставили меня написать то самое «Рациональное доказательство существования Бога». Для пущей важности. Я его не думаю что сам смог понять в прозе. А тут ещё в стихи переложить. Это в Третьем Разделе было. Тот, что – Самый Трудный. И самый большой по объёму, кстати. История создания мира, тот самый космогонический сюжет, который стал десертом и основным блюдом любой философской посиделки бомонда, куда меня, слава Богу, не пригласили. Вот и отправил им смс. Ну, ещё абзац-другой – и можно точку ставить. Хотя вторая часть этого Средисловия тоже, на мой взгляд, чья-то стилистика и манера изложения. Только помягче – только сейчас уловил. Кто на этот раз? Не знаю. Я и того не смог узнать.


26.02.2018