Вокзал благородных девиц

Дмитрий Муравкин
В Описании всех народов государства российского, изданном в конце XVIII века, встречается неожиданное по контексту и написанию слово «воксгал». С одной стороны, не вызывает сомнения, что это – предтеча современного «вокзал», с другой – смысл его иной, а о написании читатель может судить самостоятельно.
В цитируемом источнике речь идет о девушках, которые в силу изменившихся нравов и моды, с младых лет приобщаются к европейским развлечениям, учатся петь, танцевать, изысканно одеваться, флиртовать и обольщать: «Обогащенная прельстительными оными дарованиями является в свете разряженная невеста! Обращает на себя глаза всех молодых людей и также зависть сверстниц, пересуды матерей их, холодное приветствие отцов, ездит на все собрания, на все балы, в спектакли, в клубы, воксгалы, маскерады, на редуты».
Ясно, что девицы ездили не на вокзалы в современном значении слова, так о чем же речь? Дело в том, что лет триста назад в Лондоне некая предприимчивая дама, но имени Джейн Вокс (Jane Vaux), превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и, построив там павильон, назвала его «Вокс-холл» (Vauxhall), т.е. «Зал госпожи Вокс». Со временем слово стало именем нарицательным: так стали называться вообще увеселительные заведения с садами.
В XIX веке «воксхолл», или «воксал», стало значить уже «концертный зал на железнодорожной станции». Славился, например, Павловский вокзал, в Павловске под Петербургом. Интересно, что в русском языке произошло и звуковое переоформление: последняя часть под воздействием содержания изменилась в «зал».
Еще через некоторое время развлекательные залы стали исчезать с железнодорожных станций, а их название перешло на обозначение  всего здания для пассажиров. В дальнейшем «вокзал» завоевал и другие виды транспорта: «автовокзал», «аэровокзал», «речной вокзал».
Слово «вокзал» дает нам пример того, как фамилии людей переходят на вещи, и таких случаев в языке известны десятки. Кроме того, на этом примере можно проследить трансформации смысла – семантические переходы, кардинально меняющие содержание лексики.