Эпизоды О НАС Рождество Канада

Саша Юшина
   
   РОЖДЕСТВО в FOREST  HILL            

                На  Warren Street,
                углом на Heath,
                Живёт Волшебник
                синих искр.

Он ими деревце убрал,
Ночным Владыкой  Света стал.
И льются блики василька,
В индиго втягивая взгляд.

Они мерцают и струят
И завораживают нас.

А рядом ёлочка стоит, -
Она как редкий малахит
С прожилками из хрусталя
Так разукрашена, свежа!

И для оленя, белочки, ежа –
Нарядным Домом Рождества
На время Праздника и Торжества
Признательности всех людских сердец
Христу,- Исусу в День Его Рожденья -
Огнями  Света расцвела,
Собрала всех зверушек в круг,-
                они танцуют и поют...

И даже музыка струится  - танцевать!
                И – да!
 Им весело, они мерцают огоньками,
 И подпевают, славят,
 Светом лучезарным славят!

И Светом полнится душа!  Моя...

                26.12.2013

                На следующий день родилась моя долгожданная внученька


                РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ВСТРЕЧИ

  Опять декабрь, и опять я прилетела в Канаду на Рождество, но уже в Торонто.
 Первый раз этот праздник мы провели вместе, когда я впервые посетила своих новоявленных "канадцев" спустя год, как они обосновались в Оттаве, чтобы строить дальше свою жизнь. Дочь уже заканчивала Колледж, где она училась на воспитателя дошкольников, имея дальнейшие планы продолжать учёбу на детского психолога. Мой младший сын сразу начал работать в итальянском ресторане, куда его приняли без проблем, так как в Израиле он 10 лет работал начальником смены в ресторанах, одновременно учился в Колледже "Тадмор", в Герцлии, на профессию повара.
  Алёша всегда был очень деятельный, склонен к развитию себя как наполнению знаниями, так и в разных видах спорта. По приезде в Израиль, где абсолютно не было дефицита ни в чём, мы были поражены обилием всего, что раньше нам было просто недоступно. Мы стали покупать книги. Первую книгу Мэнли Пальмер Холла,- толстую энциклопедию с совершенно уникальным материалом по эзотерике, он купил ещё до моего прилёта в Израиль (я задержалась от них на год по причине устройства нашей квартиры в надёжные руки, - тогда были очень тревожные времена). Следующим его серьёзным приобретением были 4 тома греческого мыслителя Платона. И что удивительно, он прочёл их все вдумчиво и внимательно. Потом мы покупали книги регулярно, и у нас подобралась оригинальная библиотека.
 Для того, чтобы пройти иммиграцию в Канаду, нужно было хорошо знать историю страны, разговаривать на английском языке, и делали они это без моего участия. Они как - то сразу стали очень взрослыми и самостоятельными во всём. Сами искали работу и находили, сами ставили себе цели и успешно их осуществляли. А я? Я, конечно же, была несказанно рада, что мы вырвемся, наконец, из этой удушающей жары,- и наша жизнь опять оденется и в осень, и в зиму, и в холодные дожди, и в прекрасные вёсны.
  Дочь выбрала Оттаву, так как там смогла поступить в колледж. Оттава, столица Канады, милый  спокойный город с величественными католическими соборами, где колокольный звон нёсся совсем рядом строго по назначенному времени.            
  Дети жили прямо в центре города, в частном двухэтажном домике, в которых проживают многие канадцы среднего достатка. Нижний этаж снимала компания корейцев, которые тоже учились в этом колледже.
  В двух шагах был рынок, Парламентский Дворец, у которого королевские гвардейцы в красной форме и высоких чёрных меховых шапках несли службу;  и смена караула  всегда была как театральное действо, - вызывала жгучий интерес прохожих.

  Вечером в определённые дни, когда позволяла погода, на огромной стене Парламента показывали цветной фильм об истории и природе Канады. В выходные дни мы гуляли  по городу, посещали музеи, и я очень быстро освоилась и полюбила этот город, так неумолимо похожий на мой родной Питер и величественностью гранитных зданий, и широкой полноводной рекой, перепоясанной мостами. Река так же носила название Оттава.*
  Один мост был настоящий, того ещё "замеса", как говорится, весь в мощных заклёпках. Я его называла «поющий мост», так как под холодные пронизывающие ветра он звенел и выпевал что – то своё, одно ему ведомое.
  По нему, совершенно близкому к нашему проживанию, мы ходили в Музей,который располагался на другом берегу реки. Он был построен в дар городу в виде огромного каное в несколько этажей, одним очень богатым индейцем, и являлся жемчужиной этого красивого города.
  То, что я там видела, быстро не рассказать, нужно видеть своими глазами!
В Ленинграде тоже, учась в институте, я ходила  в Эрмитаж, особенно я любила Русский Музей, но такого великолепия, что было в этом «КАНОЕ» даже и не передать!
  Одни индейские (настоящие!) стэллы из огромных обработанных стволов деревьев с вырезанными на них масками, сценами индейской лесной жизни, разукрашенные красками, чего только стоили!

  Вот, после такого подробного вступления хочется рассказать о первом впечатлении встречи с американским континентом. Она была незабываема! В неё вошли новые города, новые люди, чудо природы Ниагарский Водопад, Niagara - Foll, куда привёз нас автобус из Монреаля. Города, где мы, засыпанные снегом, бродили целый день и знакомились со столицей Квебека, французской частью Канады, где звучит французская речь и в облике города сохранён французский колорит.
 Всё в эти Рождественские дни было обильно украшено гирляндами из многочисленных композиций светящихся разноцветных лампочек и сценами лесных животных, - оленей, зайчиков, медведей и прочего лесного люда, искусно выполненных из проволоки в мелких гирляндах. Иногда все это было сделано умельцами "в живую", то есть, фигуры двигались, кланялись головами и били копытцами, звучали трели птичек. Почти в каждом открытом ко взору прохожих дворике были сооружены небольшие постаменты с красиво убранной Мадонной с Младенцем на руках. Это Рождественская традиция католиков.
  Потом, насмотревшись на умело подсвеченные воды, немного гуляли по почти безлюдным в эту пору, окрестностям знаменитого туристического *чуда света* - Ниагарского  Водопада, рождённого неумолимой судьбой равнинных вод, которые тысячи лет срываются в огромную расщелину земли, чтобы продолжить свой путь дальше. Это естественное чудо природной стихии привлекает огромные массы туристов своей мощью, своей  неожиданностью, своими нескончаемыми радугами в лучах солнца, своими мельчайшими брызгами, настолько полными невидимой энергии, что волосы на головах встают наэлектризованным шаром, напоминая нам о школьных, поучительных уроках физики про тайны магнетизма и электричества.
 Было холодно, мы, наконец, дали себе отдых и пошли в туристический отель.
А утром было всё так, как задумала моя мудрая дочь: в окно с 21 – го этажа Ниагара была видна как на ладони. Было пасмурно, ветрено, но ниагарским водам это не мешало. Они катили широко и величаво по неизменному маршруту, чуть отливая стальным блеском в вечных движениях своих волн. И я опять прониклась благодарностью к моей уже жизни, к её удивительным моментам.
Следующий наш маршрут пролегал в Америку, где нас ожидали родные, с которыми мы давно не виделись.

 Был 2006 год. Америка помнила страшную трагедию уничтожения "Близнецов" злобными силами, где погибло более 3000 невинных американцев. Власти ужесточили въезд в страну. Впервые необходимо было снимать обувь на пограничном пункте и проходить более тщательную проверку. Таким пограничным пунктом был Ниагарский Водопад, где территория Канады переходила в территорию Америки.
 Автобус подвозил туристов по мосту через Ниагару к приёмному пункту, где масса людей в полицейских формах деловито выполняла свою работу. У нас были израильские паспорта "даркон", и мы без осложнений ступили на землю другого государства, где тоже нас ждали удивительные приключения, и откуда дети провели меня на самолёт в Израиль, а сами вернулись в Оттаву.
 Время неслось с невообразимой скоростью. Я продолжала жить в Израиле, работала, но при очередном отпуске не отказывала себе в удовольствии летать к детям. Они уже сменили место жительства и переехали в огромный мегаполис Торонто, так как сын начал учиться в Колледже фильмейкеров, куда давно стремилась его душа,  выдержав конкурс при поступлении 120 человек на место! 
 Дети ждали меня, готовили новые маршруты, посещения своих друзей. Но вот  однажды моя дочь прислала удивительную открытку с наклеенной фотографией - просветкой растущего существа в своём организме, то - есть первое фото моей долгожданной внучки! Конечно, я сразу стала собираться в путь. Время опять выпало на Рождественские дни.

  19 декабря 2013 года мощный самолёт перенёс меня через океан, и я снова обняла их! Тот декабрь запомнился жесточайшим ice - штормом. Это стихийное явление природы хоть раз в год посещает те широты. Никто не знает, как оно формируется небом и обилием воды, которую безжалостная стихия внезапно обрушивает на некоторые районы Канады ледяными ливнями, которые тут же при страшном ветре, несущем резкое похолодание, немедленно превращают все вокруг в толстый слой льда. Под ним гнутся и ломаются вековые ветки деревьев, обрываются электрические провода, злорадно несётся смерть к живому населению зверушек, которых настигла стихия. Это случилось 25 декабря. Я уже удачно приземлилась и не могла насмотреться на будущую мать. Вдруг с утра природа разбушевалась, за окном всё потемнело, шквалы зловещего ветра бились в стекло. Неожиданно погас свет, значит и выключилось отопление. Квартира стала остывать. Лёшик зажёг свечи, укрылись поплотнее одеялами. Ночь прошла неспокойно. Утром свет в доме появился, хотя у многих жителей последствия ещё продолжались. В те сутки 500 000 человек остались без электричества! Страшно было подумать о тех, кого зловещая стихия застала вне дома! Все дороги были завалены искорёженными  деревьями и электрическими опорами с оборванными проводами. Шторм пронёсся по городу и ринулся дальше на лесные массивы. Сотни бригад мастеровых да и просто неравнодушных сильных мужчин вышли спасать свой город, растаскивая завалы и восстанавливая электричество, рискуя своими жизнями.
 На следующий день Всемогущая Мать Природа, пожурив своего буйного Сына Шторма, отослала его подальше от города. Она призвала своего любимого сына Солнышко, и вместе они своей Властью, заботой, щедростью и добротой стали наводить порядок. И Небеса опять засверкали синими озёрами - наоборот, лишь белые промытые облака, воображая себя каравеллами, плавно сменяли друг друга.
А следующий день был уже насыщен Рождественскими хлопотами. Дочь запекла индейку, - необыкновенно вкусное, традиционное блюдо в каждой канадской семье, сын приготовил традиционное советское блюдо салат "оливье", но время было неумолимо провозгласить ещё одно явление сверкающего Рождественского  чуда, - утром следующего дня открыла на мир свои сапфировые глазки наша долгожданная Радость,- и Свет Спасителя проник в её маленькое сердечко...

            ***    ***    ***


           О, ТЫ...
                Учителю Иссе*            

О, Ты!
Величественный, босоногий Царь!
В венке из полевых цветов.
В одеждах белых и простых
С Златой звездой в груди.

О, Ты!
Младой и сильный силой той,
Что льётся к людям с Высоты
Неудержимо, сквозь мечты
Возвышенных Владык –

Людское племя возродить
И к Свету привести.

О, Ты!
Замученный кагортой тьмы
Владык земных и мелочных сердец
Людишек глупых и смотрящих вниз,
Под ноги, - c каменной душой...

О, Ты!
Надежда возрождающихся снов
От жизненных убийственных оков –
Инакомыслящих под нож и плаху –
                истреблять!
И брат на брата  - в войнах смерти
                слать...

О, Ты!
Непостижимый, мудрый Царь!
Дай духу свет взойти на Твой Алтарь
И сердце в вере укрепи
И от себя самой - спаси!

Я исправляюсь, я себя тащу
                в игольное ушко
Чистейшей глубины...

И, молча, сердцем, я прошу Тебя –
Наполни всё Собой и светом тишины,
Мерцающей лишь праведным Огнём...
В Святые Руки жизнь мою возьми!


   * - Иса (Иисус Христос, мир ему) – особо почитаемый пророк и посланник в Исламе. В Священном Коране его имя упоминается 25 раз

                взято из Википедии


составила для "Литера"  17 ноября 2020 г.

______________________________________________________


 
       
   
 
 



 


Я пробежалась под вечер по глубокому снегу, который сыпал беспрерывно с самого утра, - казалось, он был упавшей тучкой, - хлопья иногда пролетали перед окном шириной в ладонь. Всё вокруг стало белым – бело; белочки не носились по высокому деревянному забору, как они обычно это делают.
   Виновница моего счастья тихо посапывала на руках мамочки, когда я, закончив шить батистовый чепчик, тихо собралась и выскользнула на нашу занесённую  чистейшим, первозданным снегом улочку. И быстрым шагом пошла по своему привычному маршруту. Обилие снега сбивало мою скорость, сугробы доходили чуть ли не до колен (ещё не вышли на трудовой фронт снегоуборочные машины), хотя пешеходные  тротуары  узкими тропинками сами владельцы этих дворцов и скромных домиков, соседствующих друг с другом  бок о бок,  заботливо расчищали, чуть присыпая специальным средством, которое, не портило обувь.  Я, во всяком случае, на своих ботинках этого не заметила.

  По лесной широкой ложбине я впервые шла вечером.  Она была только для пешеходов и  хорошо освещалась высокими яркими фонарями. Много любителей собак выгуливали своих питомцев; те носились по пушистому снегу в бессознательном восторге, ошалелые от зимних прелестей свободы, приобутые в яркие красные, синие клеёнчатые  ботиночки, многие были в ладно скроенных комбинезончиках и накидках. 
 В душе я была с ними солидарна, но приходится от них обороняться, когда они в порыве неуёмной радости кидаются чуть ли не до лица. Хозяевам – неудобно, они приветливо улыбаясь, извиняются.
  – It/s o/key! – смеюсь я; и наша компания на миг тонет в дружбе...
 
  Вообще здесь и пешеходы, и водители очень вежливые и внимательные, спешки – ни какой! Водители понимают, что люди, преодолевающие такие коварные снежные сугробы  - в большом напряжении.
  Они  дают нам возможность поиграть с равновесием и не шлёпнуться; они всегда предупредительны и милы.

  Мне интересна жизнь канадцев, я отличаю их в повседневной жизни, конечно, про себя сравнивая  со всеми теми людскими: племенами или потоками?, что уже много раз наблюдала в своих поездках и в Польше, где работала; и в Чехословакии, Париже, Риме, Греции, Нью – Йорке,  где уже была со своими взрослыми  детьми в туристических поездках.
  А в самой Канаде внутренние картины  Ниагара – Фолл**, летнего и зимнего; Монреаля; прелестной Оттавы, украшенной величием готических соборов с обязательным часовым звоном, неутомимо напоминающим: люди, - время! время! не спите! так много ещё непознанного и неузнанного!  - никуда из памяти не уходят.

  Столица Канады Оттава стоит на широкой полноводной реке Оттава, перепоясанной огромными мостами – трудягами, по которым мчатся потоки машин. Вот и мой сын всегда берёт напрокат (так экономичней) такие восхитительные авто (совсем не дорого, лишь  для  тиюля***), что один раз, увидев к вечеру сложное освещение задней части машины – ярко красные гирлянды лампочек на блестящем чёрном, у меня просто вырвалось: - Даже президенты в таких не катаются! -
 
  Конечно, я горжусь своими детьми, их победами, их слаженной дружбой и взаимоподдержкой: дочь – старшая, сын младший, разница в возрасте у них всего 4 года. Они похожи во всём, даже внешне природа дала им и одну окраску, и один цвет глаз, только у дочери – большие, карие, а у сына мягкие, медовые.
  Средний мой сын, синеглазый, и оригинальный от них в своей натуре и даже во внешности, - лунный, по гороскопу – Рак. И всегда: и в детстве, и теперь с ним нужно быть по - особому. Но мы с ним ладим, только  часто сержусь, что он не хочет ехать сюда жить.

  Так вот, продолжу. Вчера я наблюдала интересный момент, гуляя по этой лесной, пешеходной дороге. Сперва я услышала характерные постукивания.  Дятел! И я увидела его!  Действительно, он облюбовал высокое дерево и что – то сосредоточенно добывал из – под замёрзшей коры. Он был ярким, нарядным, и я остановилась полюбоваться его работой.
  Прямо под ним, у поваленного огромного дерева щуплый человек наклонился над терпеливо стоящей собачкой типа гончая. Он что – то делал с её задними лапами. Собака мелко дрожала. Я стала наблюдать. Мордочка её выказывала какое – то мучительное терпение, а хозяин  продолжал манипулировать её худыми, дрожащими лапками, обутыми в синие ботиночки, (здесь все собачки в таких гордо разгуливают, а некоторые дамочки даже возят своих питомцев в колясках, похожих на детские: так они удовлетворяют своё праздное неуспокоенное материнство).
  Хозяин просовывал ножки собаки в какую – то металлическую трапецию, прикреплённую к довольно большим тонким колёсам. Вдруг он справился со своим занятием. Собачка тут же потащила свою  «колесницу». Она бежала по снегу, передвигаясь передними лапами, а задние лежали безжизненно на повозке. Скорей всего задняя часть тела этой страдалицы была парализована...


               * -  Луга, дачный городок в 150 километрах от Ленинграда, где мой
                дед и отец построили небольшой дом сразу после окончания войны

              **  - Ниагара Фолл - знаменитый водопад, где проходит реальная граница (с полным досмотром) между Канадой и Америкой

               *** - тиюль (иврит) – отдых на природе


                *    *    *

        ПРИРОДА

Ветры осенние налетели,
Сквозь клёны и ели кружат.
Зимы приближают метели,
Воробышкам перья пушат.
А белки в неистовых хороводах
По веткам летают, спеша
Друг к другу в азарте любовном, -
На ушко звенит их «прощай!»

Суровой зимой выживает
Лишь тот, кто сам за себя.
Кто осень спешил приветить
Запасливой суетой,
Наполнить сладким орехом
Жилище в дупле высоко.
Живут они с лифтом, как в башне,-
Есть первый, второй этаж
В уютном стволе каштана.
Тепло, распрекрасно им там.

Кто норки там сделал? Когда?
Какой Дровосек потрудился?
Старался деревьев остов
Покрепче выбрать,- он знал,
Что тёплое дерево прочно
Укроет в пургу и в ливневый шквал.
Любил он всех птичек и белок!
И молча бродил по лесам,
Внимательным зорким оком
Всё видел и всё  замечал.

Волшебник, Хозяин леса,
Он мудро готовил свой край
Для всех обитателей. Часто
Он сверху на ветре летал
Проверить лесные завалы,
Что бури несли в ураган.

И малые деревцА,
Что буйных голов дубравами
Так скоро украсят леса,
Он зорко в завалах высматривал,
Чтоб оберечь  и вырастить.
И новая Жизнь в щебетанье
              их оживит волоса.

Бобры запрудят протоки
И сделают в "доме" тепло,
Они создадут дороги
К озёрам, речным затонам.
Лягушек хвастливое "караоке"
Усядутся слушать под вечер,
Отфыркиваясь и отдыхая
От бурных своих забот...

Природа – дышит! Поверьте!

Зимою никто не знает
Как звери себя спасают...
По грудь в снегах утопая,
Олени  выносят холод,
И сколько терпенья у них!

Весною – всё оживает! И дети
Лесов, океанов, и птиц
Нескончаемых стаями
Маршруты свои повторяют.
Бесчисленное, животворящее,
                ВЫЖИВАНИЕ!
Природе дающее шанс.

Люди! Им не мешайте!
Безмолвных - не убивайте!
        Так просит ЗЕМЛЯ!

                2014 - 2018
         
                Торонто


Документальные фильмы:  «Птицы» - film by Jacques Perrin  - Pandora film,

«Бобровая плотина», «Микрокосмос», «Процветание», «Непал» - National Geo,

«Дом», «Пурпурные крылья. Тайна  фламинго», «Королевские пингвины»


                (из готовящейся биографической книги)