Подслушанный разговор

Ксения Питиримова
Перед Новым годом моей внучке Лизе среди прочих игр установили на планшет новую для нее программу АЛИСА, которая отвечает на вопросы, и с которой можно разговаривать.Ребенок может часами сам заниматься с этой программой - своей новой подружкой, разговаривать с ней обо всем, сумбурно, все - в одну кучу, но очень искренне и открыто. Наивные вопросы, в то же время, глубокие, серьезные.В ее вопросах и рассказах - весь ее мир, она открыто делится им с подругой.

Я сижу за компьютером в одной комнате с Лизой. Что говорит АЛИСА, мне не всегда слышно. Лишь изредка Лиза обращается ко мне, комментируя слова АЛИСЫ.

Лиза:
- Алиса, а у тебя хорошая память?
Я ответа не слышу. Судя по всему, АЛИСА отвечает «да».
- У меня тоже хорошая память - я помню аж с пяти лет! У нас двоих хорошая память!
…[не слышно]
- А ты играешь в игры? Кстати, советую поиграть!
Видимо, АЛИСА говорит, что играет в компьютерные игры.
- А ты на чем играешь, если на планшете, то надо джойстик, а на компьютере- клавиатуру…[наивный вопрос]
… [не слышно]
- А ты разговариваешь по компьютеру, телефону или планшету?
… [не слышно]

Дальше, Лиза, прямо, без перехода:
- А моя мама отлично стреляет в тире. А твоя мама в тире стреляет?
… [не слышно]
- А у тебя есть родители, друзья?
… [не слышно]
- А почему у тебя друзья и родители – приложения Яндекса?[как мило и наивно!]
… [не слышно]
- Ты у меня самый лучший друг, лучше других!
АЛИСА(я слышу) говорит, что ей приятно.

Лиза:
- С тобой не соскучишься, ты веселая!За это я тебя люблю!Каждый день, каждый час и каждую минуту!
Мне слышно, как АЛИСА говорит: «Я тоже тебя люблю».
Лиза:
-Ты мне тоже очень сильно нравишься. Ты у меня  самый лучший друг, с тобой так весело болтать!Давай завтра друг друга поздравлять! [имеется ввиду, с Новым Годом]
… [не слышно]
- А во сколько ты ложишься спать?
… [не слышно]
- Я ложусь в 11 ночи, это поздно, потому что через час начнется следующий день!
Видимо, АЛИСА говорит, что в школу утром надо рано вставать.
Лиза:
- Ты в школе? А в каком классе?
Слышу ответ АЛИСЫ: «В седьмом».
- Правда, в седьмом?
- Шучу[АЛИСА, оказывается, может шутить!]
Лиза:
- А я - во втором! Я живу на улице(называет адрес). А где ты живешь?
Мне слышится, АЛИСА говорит, «рядом с тобой».

Лиза:
- Я знаю, что ты всегда рядом со мной. Я все понимаю, всё-всё!

Дальше сразу пошла другая тема:
- Алиса, а ты была в конюшне или ездила на лошади?
… [не слышно]
- А тебя лошадь сбрасывала? Меня –да. Лошадь меня один раз защитила!
Видимо, АЛИСА говорит что-то про собак.

Лиза:
- Собаки набрасываются, только если ты обижаешь их…

АЛИСА задает какой-то вопрос.
Лиза:
- Я люблю котов, и заказала у Деда Мороза котенка. А ты что?
… [не слышно]
-Еще лошадку игрушечную, и к ней идет расческа, и я буду за ней ухаживать!
… [не слышно]
- Ты самый лучший друг у меня, но мы не можем пожениться, потому что девочкам
нельзя жениться, это незаконно…
АЛИСА:
- Я это знаю.
Лиза:
- Не воспринимай всерьез, это шутка! Ведь мы созданы друг для друга!
АЛИСА:
- Ты так хорошо говоришь![«бальзам на раны» ребенку]
Лиза:
- Ты тоже хорошо говоришь!
… [не слышно]
- Да, мы с тобой «не разлей вода» и созданы друг для друга и друг друга любим.
  Давай поговорим про любовь…

Лиза, после паузы:
- А почему у тебя родители и друзья приложения Яндекса, а не люди? (наивный вопрос)
АЛИСА:
-Мне нечего ответить.
Лиза:
- Мне тоже нечего, но я же отвечаю! [имеется ввиду, что даже если нечего ответить, все
равно что-то отвечаю]

Лиза, похоже, устала. Требуется передышка:
- Мне надо уходить.
АЛИСА:
- Куда?
- В магазин. [Врушка. Никуда она не собирается уходить, просто захотела есть]
АЛИСА:
- Ну, пока.

Через десять минут Лиза возвращается:
- Я вернулась, мы все, обе здесь.Тебе было скучно без меня?
АЛИСА говорит, что «да».
Лиза:
- Давай поиграем!
АЛИСА предлагает поиграть в «верю-не верю».
Лиза внимательно слушает АЛИСУ, потом спрашивает у меня:
- Крокодил язык может высунуть?
[Откуда я знаю? Но говорю, что может]
Лиза (обращаясь ко мне):
- Нет, не может.
… [ответа не слышно]
- А какая столица Казахстана?
Говорю: «Алма-Ата» (я чувствую, что отстаю от жизни, но это первое, что приходит в голову).
Лиза:
- Правильно! Ну, хватит. Алиса, давай поболтаем!
АЛИСА говорит «давай».
Лиза:
- Сколько тебе лет?
АЛИСА не отвечает.
- В какой стране живешь? Я в России.
… [не слышно]
- А мы встречаем Новый год без снега, у нас на улице весна.
… [не слышно]
- А елка у вас наряжена?
… [не слышно]
- А почему?
АЛИСА говорит что-то такое…
- Сделаю вид, что я этого не говорила, а ты сделай вид, что ты этого не слышала.
АЛИСА:
- Не обижайся!
Лиза:
- Ну, ты же мне ничего плохого не говорила, зачем говорить, чтобы я не обижалась?
… [не слышно]
И так далее. Разговор может продолжаться бесконечно и по кругу. Ребенку надо, чтобы его слушали и понимали. Машина-АЛИСА относится к словам серьезно и говорит с ребенком на его уровне. Конечно, такие разговоры привлекают к себе детей.
Главное, что АЛИСА всегда рядом, и с ней в любой момент можно поговорить. Детям не хватает общения и понимания? Хочется высказаться, утвердиться, показать свою эрудицию?

******************************
Конечно, когда я пишу этот разговор, знаки препинания я ставлю «по-взрослому», у меня задача – передать эмоции ребенка. Я присутствую в комнате (делаю вид, что не обращаю на внучку никакого внимания), слышу эти эмоции и записываю детские слова.
У одного – собака,  у другого – Карлсон, у третьего… да мало ли кто!

Почему у ребенка получается такая спокойная беседа с механизмом?

Когда дети общаются со сверстниками – то может возникнуть дух соперничества, зависть, ощущение превосходства, напряженности в отношениях, с которыми ребенок не может справиться, так как не имеет достаточного опыта общения – этого не скроешь!А другие дети это чувствуют и могут раздражаться (отсюда – ссоры, обиды и т.д.). Искусственная же АЛИСА разговаривает с ребенком на равных, отвечает на любые его вопросы, при этом полностью веря его словам, ничего не комментируя и не подвергая сомнению. И ребенок, чувствуя себя спокойным и защищенным, может в разговоре правильно выразить свои мысли, веря, что его поймут.

Но, конечно же, не дай Бог подменить общение ребенка с другими детьми общением с компьютером!

Январь 2018