Фотография и семантика пути

Евгений Гольдендрут
Окружающий мир полон различных объектов. Условно их можно разделить на элементы живой и неживой природы. С точки зрения человеческого восприятия и те и другие наделены определенным смыслом. В этой связи, сделанный фотографом снимок может представлять собой не только композицию предметов, но и определенное смысловое (или семантическое) повествование. Это обстоятельство открывает необыкновенно широкие возможности для передачи информации, основанной на традиционной или символической интерпретации объектов.

Сегодня мы рассмотрим тему, иллюстрирующую образ пути. Дорога (или путь) имеет древнее и многогранное смысловое наполнение. Это – не только линия, соединяющая между собой те или иные объекты. Не менее интересно символическое значение дороги. Оно может быть связано с представлением жизненного пути, движения души, а также границы, разделяющей мир на свой и чужой. Таким образом, образ дороги способен иллюстрировать, как внешние, так и внутренние особенности восприятия. Подобные смысловые оттенки наиболее наглядно представляют снимки с изображением идущего по дороге человека.

Стоит отметить значение дороги в качестве жизненного пути, формирующего взгляды человека на окружающую действительность. В этом случае может возникнуть тема выбора пути, обретения смысла, свободы выбора и т.д. Подобное прочтение можно встретить в работах выдающегося мастера фотографии А. Кертеса. Философ М. М. Бахтин представлял дорогу в качестве “универсальной формы организации пространства”.

Чтобы впечатление от представления дороги на фотографии выглядело убедительным, она должна быть хорошо видна и отделена от фона. Лишь в этом случае зритель сможет воспринять ее как объект, имеющий самостоятельное значение. Не менее важно, чтобы на дороге не было случайных объектов, отвлекающих от ее основного смыслового наполнения.

Имеет ли в данном случае значение изображение фона? По всей вероятности, это – вопрос сюжета снимка в целом. Если фон визуально ничем не примечателен, лучшим решением будет сделать его размытым. Если же представляющие его объекты способны добавить кадру дополнительные смысловые или художественные детали, их можно несколько отделить от дороги степенью светлоты, воздушной перспективой и т.д. В целом, это – пространство широких возможностей.

Таким образом, грамотное привнесение образа дороги (или пути) в кадр способно придать последнему черты символического наполнения и философского прочтения.