Майтри...

Таня 5
МАЙТРИ (пали , санскр.  – «дружба», «дружелюбие»), понятие индийского альтруизма. «Майтри» близко добродетели дана («дар, «дарение») – щедрости, благотворительности, условия и мирского и духовного преуспеяния. Один из гимнов Ригведы напоминает богатым, что следует отдавать свое богатство бедным.


В Йога-сутрах майтри-дружелюбие названо первым из средств очищения сердца (вместе с состраданием, беспристрастием и т.д.). По толкованию Вьясы, в отличие от сострадания, которое испытывают по отношению к несчастным, сорадование обращено к счастливым живым существам, а Вачаспати Мишра уточняет, что майтри – это добросердечность (саухарда), устраняющая даже следы зависти. В канонической джайнской Таттвартхадхигама-сутре Умасвати майтри идет первой в списке полезных упражнений для души.

Концепция майтри разрабатывалась и в буддизме. В поучениях Будды майтри определяется как одно из важных средств очищения сердца. В текстах Палийского канона щедрость рассматривается как добродетельный акт, приносящий заслугу (пунья), – первый из группы этих актов, наряду с добродетельным поведением (шила) и медитацией. Однако майтри обозначает прежде всего внутреннее расположение практикующего нравственность индивида к другим живым существам. В этом отношении ей ближе каруна – «сострадание», но в последней, воспетой в Бодхичарьяватаре Шантидэвы (7–8 вв.) и других произведениях махаяны, акцентируется именно со-страдание к страждущим, в то время как майтри передает скорее со-радование с другими существами. Определение майтри представлено в Висуддхимагге Буддхагхосы (5 в.): «Подобно тому как я желаю себе благополучия и люблю себя, так же обстоит дело и с другими, потому пусть они будут счастливы»


Поступай с другими так, как хочешь чтобы поступали с тобой...
На Руси, в древности существовала богиня, ее принцип:

принцип — желать другим того, чего они желают себе сами.
 Традиция сохранилась до сих пор в произнесении тостов-пожеланий и существует
практически у всех народов.(традиций)
Её именем названо древнее учение Тантра.... (ныне оно искажено)

Таня-или Тринидада("троица"-три образа в одной)
**************
«Разрабатывать» же сострадательное сердце – значит желать, чтобы все существа достигли состояния счастья, мира и благополучия. Конечная задача – достижение «безграничного дружелюбия». В Дашабхумика-сутре, специально посвященной десяти ступеням совершенства бодхисаттвы (парамиты), указывается, что бодхисаттва пронизывает всю вселенную своим умом и сорадованием, обладая безграничной свободой от ненависти, зависти и враждебности к какому-либо живому существу. В классическом буддизме и в буддизме маяхаяны майтри – средство достижения высших состояний.

Санскритское слово maitri производ-но от mitra - друг.

                ***

Девочка Майтри родилась в небогатой семье в Тибете. Но с рождения в ней была память, что рождена она для высокой идеи и должна исполнить своё предназначение.

Когда научилась ползать, она уже попыталась обратиться в дальние странствия, но родители поймали её и вернули в дом.

Научившись ходить, предпринимала она несколько попыток уйти, но была поймана и возвращена в дом.

В возрасте 3 лет в ней созрел план: найти Учителя, который поможет ей вспомнить все знания, необходимые для реализации предназначения. Она подготовилась и успешно реализовала свой план.
В те времена в районе высокогорного озера Намцо жил в пещере великий мудрец, звали его Великий Наг. Он был очень известным Учителем и мало брал себе учеников, только самых талантливых.

Майтри сбежала из дома с таким расчетом, чтобы её не поймали и пришла к Нагу. Он с первого взгляда распознал её предназначение и взял в ученицы. Три года он учил её своей мудрости.

Майтри впитывала как губка, и в возрасте 6-ти лет уже вобрала все знания, что мог дать ей Наг. И тогда пришло её время реализовать предназначение, ради которого она пришла на свет.
Наг собрал всё необходимое для путешествия, запряг в повязку пару яков, и они двинулись на юг, в Непал.

Путешествие пролегали через суровый Чантанг, город богов Лхасу, центр изучения мудрости Шигацзе и высокогорные перевалы в Гималаях.

Наконец прибыли они в княжество Сикким, север Индии, где предназначение уже ждало Майтри. Наг привёл её к своему ученику, старому мудрецу и отдал в дом его, велел заботиться и учиться мудрости у нее.

В это время во дворце цари думали как лучше развить принца Гоатаму, рода Шанкьямуни, своего наследника.

Царь сказал: "Проницательность есть венец Владыки, но крепость руки его есть его щит. Пусть укрепит руку на тетиве лука. Пусть дети знатных Кшатриев состязаются с Царевичем". Мать-Царица прибавила: "Если проницательность есть венец Владыки и крепость руки щит его, то сияние Владыки есть милость и знание. Предпочту видеть моего потомка в окружении писавших "Веды" Дев Мудрости".

Тогда старый мудрец обратился к Царю, говоря: "Мать почитаемая, и ты, Владыка, повелите мне соединить ваши желания. Повелите представить вам ту, которую мы зовем дочерью Великого Нага. Которую мы приняли в дом свой и уже семилетие, как изумляемся ее мудростью и крепостью ее стрелы. Поистине она достойна руки, начертавшей мудрость "Вед".
"Приведи", - указал Царь.

Мудрый советник привел молодое существо и сказал. "Майтри, пошли лучший привет нашему Царю".

Небывало было видеть семилетнюю девочку, в белом одеянии, с луком в руке и кинжалом за поясом. Убор темных волос тяжко не слушался обруча Нага, и глаза смотрели грустно и сурово. Царь приказал: "Майтри, если ты можешь пустить стрелу, то пронзи павлина".

Майтри поклонилась Царю, сказав: "Не могу лишать животное жизни. Но позволь, Царь, пронзить яблоко на вершине яблони".
Указал Царь Майтри быть при Царевиче и много удивлялся мудрости, найденной на берегу озера. Много лет провел Царевич с Майтри, называя ее то грозной, то сияющей, то воином, то прорицательницей мудрости Нагов. И дверь Пути открыла Майтри.

Когда же мощный Лев вернулся и рыком Истины покрыл горы, Майтри сохранила Ему лучшую ученицу и сказала: "Она прославит место трудов Твоих".
Владыка Истины сказал:



"Майтри, явленный Проводник и Держатель. Ты, сокрывший мудрость свою от толпы, Ты заступишь место Мое, как Владыка Сострадания и Труда.

 Майтрея поведет народы к Свету, и стрела подвига принесет яблоко Знания".

Майтри прожила долгую и мудрую жизнь. И учила Будду до самого его конца.
Потому Будда считал, что женщины годны к постижению высокой мудрости никак не меньше мужчин.