По следам конкурса Снег и лёд

Дружана
Размышления...
Дорогие авторы, думаю, что каждый из нас старается писать стихи качественные, чтобы не стыдно было перед детьми, для которых мы пишем (многие из современных детей  обладают языковым чутьём и владеют правилами русского языка), перед воспитателями, учителями и родителями. Поэтому, как мне кажется, перед тем, как выпустить стихотворение на суд читателей, желательно семь раз отмерить – один раз отрезать. То же самое правило действует и для конкурсных стихов. В них не должно быть нелепостей, лексических, грамматических, речевых и другого рода ошибок, которые исправить (в отличие от орфографических и синтаксических) трудно: иногда приходится переделывать катрен и даже всё стихотворение целиком. Тем более, что изначально предполагалось лучшие конкурсные стихи печатать в сборниках, а это дело ответственное, требующее тщательной работы.
А теперь от преамбулы разрешите перейти непосредственно к конкурсным стихам, в которых, по моему мнению, есть недочёты,  не замеченные некоторыми  из голосующих. Свидетельство тому – высокие оценки в народном голосовании. Долго думала, почему так произошло. Ответов на этот вопрос может быть несколько. Несмотря на то, что в лонг-лист выставляются стихи без указания имён, полной анонимности всё равно нет – кто-то уже заранее определил, кому надо по дружбе поставить высокую оценку. Некоторые прочитали стихи в последний момент, на бегу, на уровне «нравится – не нравится». Кто-то просто не имеет опыта анализа стихотворений, включающего несколько пунктов: композиция, настроение, строфа, лексика, изобразительные средства, звукопись, размер, ритм, рифма, поэтические средства... Конечно, когда мы пишем, не особенно задумываемся над всеми этими составляющими, но … поэт, наверное, тем и отличается от не поэта, что возвращается к своим стихам и «работает над ошибками». 
Периодически нашими авторами поднимается вопрос о целесообразности повторного голосования с помощью жюри – предлагается ограничиться выбором лучшей десятки методом простого перечисления. Уверяю вас, такой метод несовершенен и не даёт возможности авторам, оставшимся за пределами десятки, оценить свои стихи в полной мере, а тем, кто вышел в десятку, не дает реального представления о качестве своих работ. Если нет баллов – нет и реального представления о своём детище. Независимое жюри имеет возможность более внимательно прочитать небольшое количество стихов, отмеченных голосующими, следуя критериям оценки, принятым конкурсной площадкой.  Именно поэтому мнение жюри и мнение авторов часто не совпадают (подход в оценке у тех и у других разный). Конечно, иногда и члены жюри не видят недочётов, обращая внимание только на эмоциональный фон и идею. Но мы постепенно выявляем таких судей, которые обладают языковым чутьём и выбор баллов аргументируют. Их и стараемся приглашать в жюри.
Итак, вот что мне показалось ошибками (отвечать на замечания не надо - просто примите к сведению и поверьте на слово: в обозначенных мною местах – кочка, о которую словесник и читатель обязательно когда-нибудь споткнутся.
№ 3
Перенасыщено уменьшительно-ласкательными суффиксами;
По льду, как по фарфору,
Неслись в санях…
Странное сравнение льда, по которому несутся сани, с фарфором. Фарфор под санями сразу лопнет;)
СлепилОСЬ ДВА КЛУБОЧКА – СлепилИСЬ
Слепиться - соединиться (о чём-либо клейком, липком). Неточно подобранный глагол.
№ 4
Семья -звеня (не понравилась рифма);
РАЗБУДИЛО звериные СНЫ – ср. разбудило зверей
СОСУЛЬКИ, ну как КОЛОКОЛЬЦЫ, ТРОГАЮТ ШИШКИ (показалось странным и сравнение, и предложение)
№ 5
Незаконченное
№ 6  (ФИНАЛИСТ)
Замечаний нет
№ 7 
Непонятный смысл -  КАРУСЕЛЕЙ РЯД СКРЫЛ ПОД ШУБЫ СНЕГОПАД;
под САМЫЙ НАШ порог – слово самый лишнее; 
и ПОШЛО… РАДОСТЬ   ))радость не оно, а она;
РАЗРОВНЯЛИ СУГРОБ  - разровнять участок, землю, грядку, но разбросать сугроб, т.к. сугроб – это снег;
СНЕГ ЗАСЫПАЛ ЩЁКИ, ЛОБ – не могу представить, как снег засыпал щёки и лоб. Засы,пать – сравнять: яму, дорогу. Можно "засыпать песком, снегом глаза".
НА КАЧЕЛЯХ  - классный ВИД - ср. с качелей – классный вид;
№ 8 (ФИНАЛИСТ)
Автору для размышления: 
РАССТЕЛИЛА зима ГОЛОЛЕДИЦУ, РАЗБРОСАВ КРУЖЕВА…- ;
Перепутаны значения слов ГОЛОЛЕДИЦА, ГОЛОЛЁД.
словно БУСИНКИ, ЗВЁЗДОЧКИ льдистые … ГУЛЯЮТ; (не могу представить, как гуляют бусинки)
ВЗБИВ ПЕРИНУ НЕБЕС ДЛЯ МЕТЕЛИЦЫ – нечётко выраженная мысль.
№ 9 
Замечаний нет
№ 10
Сложно для детского восприятия, но для взрослого читателя неплохо
№ 11 (ФИНАЛИСТ)
СолнечнЫЙ, погожИЙ выдался денёк – ср. солнечнЫМ, погожИМ выдался денёк (денёк выдался каким?);
застыл без слов. Застыть – это онеметь, замереть. Онеметь без слов?  - речевая ошибка.
№ 12
Замечаний нет
№ 13
Автору для размышления:
Не очень понравилось СНЕГА ИДУТ С НЕБЕСНОЙ ВЫСОТЫ, хотя смысл понятен. Приятнее "с небес"
я восхищаЮСЬ белым цветом веток, как восхищаЕТ капелька…; (я восхищаюсь, как... восхищается или восхищаются)
ВОСХИЩАЕТ КАПЕЛЬКА…САМОЦВЕТОМ. Что-то не то.
№ 14
Замечаний нет
№ 15
УКРАСИЛАСЬ В сказочный НАРЯД – ср. нарядилась. Украсилась Чем?, а не Во что? Нарядилась Во что?
№ 16
Маловато о снеге и льде, но упоминание есть. Сюжет очень интересный.
№ 17 
Метель – перенос снега ветром над поверхностью земли, вихрь – это круговое движение ветра.  Как метель обряжается в вихрь?;
и со СНЕЖНОЙ КАРУСЕЛИ ЗАВИХРИТЬСЯ…?????
№ 18
не могу- на ветру (рифма???);
В СНЕГ и ХОЛОД НА ВЕТРУ грипп схвачу… - неточно выраженная мысль. Ср. На ветру в холодный день грипп схвачу…
№ 19 (ФИНАЛИСТ)
На ВЕТКАХ  В СНЕЖНОЙ БАХРОМЕ ….нарядных птичек СТАЯ – не хватает «что» или «которые» в снежной бахроме, иначе смысл таков: В снежной бахроме стая.
№ 20 (ФИНАЛИСТ)
Куст ОДЕЛА в пуховик, ЁЛКУ  – в шаль и РУКАВИЧКИ (одеть = накрыть, набросить … в рукавички???). НАДЕТЬ рукавички.
№ 21 –
замечаний нет
№ 22
В небе СОЛНЦЕ - ПОЛЫНЬЯ (полынья – пространство чистой воды!!!!).
№ 23 (ФИНАЛИСТ) 
Ну, здрасьте! – такое сокращение в стихах для детей недопустимо. Цель поэта – научить ребёнка говорить правильно, красиво!!!
№ 24
Не поняла, зачем нужны маргаритки? Ощущение натянутости.
Ветром буйным ДАН БЫЛ КРОСС -
Просквозил до нитки. Кросс – это бег. Как он может просквозить?
Если ВЕТРОМ, то ПРОСКВОЗИЛО, а не просквозил
№ 25 (ФИНАЛИСТ)
Автору для размышления:
ЗВЁЗДЫ яркие в небо ЗАБРОШЕНЫ;
МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ… БЕЛ . (Млечный путь - это галактика! Млечным назвали от слова молоко (по легенде).
МЕСЯЦ выплыл  …БРОШКОЮ????
И... посыпался ПУХ ИЗ ПРОРЕШИНЫ???
В ГОЛОЛЁДА  большие ПРОПЛЕШИНЫ , словно в зеркало, смотрится ель!
Автор, явно, употребляет слово ПРОПЛЕШИНЫ  в переносном значении, но тогда проплешина - голое, лишенное покрова место на поверхности чего-либо (земли – нет травы, растительности, льда – нет льда, земля). Не очень понятно, как в эту голую землю (проплешинну) смотрится ель?
Гололёд — нарастающие атмосферные осадки в виде слоя плотного стекловидного льда (гладкого или слегка бугристого), образующегося на растениях, проводах, предметах, поверхности земли в результате десублимации водяного пара[
Гололе;дица — слой бугристого льда (ледяная корка) или обледеневшего снега, образующийся на поверхности земли вследствие замерзания талой воды,
По логике в стихотворении должен быть не гололёд, а гололедица.
№ 26
Замечаний нет
№ 27 (ФИНАЛИСТ)
Я ЛЕПИЛ снежки РУКАМИ ( Возник вопрос, а чем ещё можно лепить? Ногами? Просто ЛЕПИЛ, без рук!)
Автору для размышления:
ИНСТРУМЕНТ похож на клещи,
Только С ФОРМОЙ для снежков.
№ 28 (ФИНАЛИСТ)
Не почувствовала изюминки, простое описание. Образ показался много раз обыгранным.
№ 29
Папой-слабый (рифма ?);
Под такой ледок, девицы, можно С ТРЕСКОМ ПРОВАЛИТЬСЯ)... С треском провалиться – это фразеологический оборот = потерпеть неудачу. Лучше бы "без треска" заменить наречием, например, БЫСТРО ПРОВАЛИТЬСЯ
№ 30
ПРИДУТ ПРОТАЛИНКИ (лексическая ошибка) – ср. появятся (покажутся) проталинки
№ 31
замечаний нет
№ 32 (ФИНАЛИСТ)
Мама ЧАС УЖЕ  вздыхает – ср. ЦЕЛЫЙ ЧАС. Хотя можно и так оставить.
Носик – красная морковка,
Щеки - розовый томат. Здесь желательно использовать "как":
Нос как красная морковка... Щёки как розовый томат
ОЗОРНОЙ и НЕУКЛЮЖИЙ (не могу представить озорного неуклюжим – по моему мнению, неправильно подобранные однородные члены предложения)
№ 33
замечаний нет
№ 34
ЛУЖИЦА МОНЕТКОЙ ЗАБЛЕСТЕЛА – возник вопрос, какого же размера эта самая лужица? С монетку?
№ 35 (ФИНАЛИСТ)
Замечаний нет
№ 36 (ФИНАЛИСТ)
Замечаний нет
№ 37
Семья-меня (рифма?);
В ЛЫЖАХ ПРОФЕССИОНАЛ – ср.в лыжном спорте профессионал
№ 38
Ледовая фигуристка -  (без ледовая) фигуристка;
правда-кораблик (рифма?)
№ 39 
наПУСТИЛ… не ПУСКает (повтор корней)
НА СВЕТУ СНЕГ СВЕРКАЕТ – лучше на СОЛНЦЕ снег сверкает;
БИРЮЗА и луч солнца ИГРАТЬ ПРИГЛАШАЮТ(?)- неточный смысл, хотя понятный
№ 40
Берёзовая КРОНА СЛЮДЯНАЯ  (?); Не могу представить слюдяную берёзовую крону. Впрочем, может быть, кто-то представляет.
К замёрзшим ВЕТКАМ ЕЛЬНИК ПРИКОСНУЛСЯ (ельник – это еловый лес. Возник вопрос, как он к веткам прикоснулся?):
он кажется седОЙ – ср. он кажется (каким?) седЫМ;
зима, дороги СНЕГОМ ПЕЛЕНАЯ (пеленать – это заворачивать. Не поняла, как дороги заворачивают в снег?)
№ 41 (ФИНАЛИСТ)
головы-грибы (рифма?)
что ль? – в стихах для детей предпочтительно «что ли»
В небе - сырный шарик – не поняла, а ребёнок, думаю, тем более не поймёт
№ 42
СТАЛ снеговичок курносЫЙ! – ср СТАЛ (каким?) курносЫМ
№ 43 (ФИНАЛИСТ)
Автору для размышления:
СНЕГ МЕТЁТ МЕТЕЛЬ(?)

Конечно, у одного и того же автора в том числе и у меня, стихи сегодня могут быть не совсем удачными, а завтра – очень удачными. Сегодня в них есть ошибки, а завтра – ни одной. Сегодня в них штампы, нет новизны, а завтра родится шедевр. Редко кто пишет всегда ровно, и нет таких авторов, у которых не случаются неудачи и удачи. Желаю вам новых интересных, грамотных стихов, которые будут вызывать только улыбку, сопереживание, восхищение.

Надеюсь, статья (размышление) поможет вам - и мне в том числе - в работе над стихами.

С уважением Татьяна Овчинникова

Дополнительные комментарии от членов жюри
№ 6. Очень понравился, оригинально написан, весело, даже как-то по-детски бесшабашно
№ 8. Стишок милый, очень поэтичный, но первая строка вызвала сомнения... можно ли расстелить гололедицу.
№ 8.  Перепутаны понятия ГОЛОЛЁД и ГОЛОЛЕДИЦА, в результате меняется смысл.
№ 11. Интересное, но тема не новая
№ 11. Понравился стишок:  написан динамично, короткой строкой, и тема раскрыта мило.
№ 19. Встречаются глагольные рифмы и повторы
№ 20. Пуховик, пуховый снег, пуховый плед – однообразно. Хорошее начало, но тема до конца не выдержана.
№ 20. Не очень поняла 1 катрен.  В целом стих неплохой.
№ 23. Детвора ловит ртом. У неё один рот на всех?
№ 23. Слово "ведь" я бы заменила на "их".  Их гулять в такой мороз не пускают мамы. В последнем катрене рифма "здрасьте" притянута к слову "счастье".
№ 25. Новые образы, но чувствуется незавершенность.
№ 25. Перепутаны понятия ГОЛОЛЁД и ГОЛОЛЕДИЦА, в результате меняется смысл.
№ 27. Интересное, познавательное. Добавить бы несколько весёлых, задорных строк.
№ 27. Неплохой стих, но без изюминки, просто описательный.
№ 36. Ледовое шоу и тулуп берём в кавычки.
смысл.
№ 41. Понравилась история