Некоторые болевые точки Мастера и Маргариты

Михаил Просперо
Вадим Константинов http://www.stihi.ru/2020/01/24/2683 сделал интересную выборку из аналитической справки о романе "Мастер и Маргарита", но некоторых моментов нет и в первоисточнике, на который Вадим ссылается.

Несомненно - музыка была для Булгакова первоисточником ритма романа. Поверьте - в прозе ритм держать труднее, чем в стихах. Стихи - это песни, а настояшая проза - симфония. Потому, полагаю, Михаил Афанасьевич хоть и не любил стихи, но   40 раз ходил на "Фауста" Гуно, где стихами ещё и поют, билеты сохранились. Также не сомневаюсь, что знаком он и с "Осуждением Фауста" Берлиоза, за что последний и подвергся казнию трамваем "А".

Кроме упомянутых Вадимом вариантов («Черный маг», «Князь тьмы», «Копыто инженера», «Гастроли Воланда», есть у меня на полке и "Ночь на 14-е Нисана", а также "Консультант с копытом".

Также есть мифологический труд "Запись Неистребимая" философа Голосовкера, от которого сохранилась одна глава, где впервые встречаются на Кремлевской Стене мудрый Иисус и Юный Сатана - может быт потому Булгаков изменил сюжет диаметрально, или же зеркально, у него пожилой профессор Воланд и никаких встреч его с Иешуа.
 
Также, если у Гете Фауст и Мефисто зеркальны по именам, то у Булгакова Мастер-литератор не имеет имени, он просто титул носит, которым мистики обычно называют Властителя, Магистра - а там уж далее Имя того, кому поклоняются. То есть в романе два Мастера - литератор и Князь мира сего, такое единство в двух лицах

Много ещё есть потайных ящичков в этой истории...

А как Вы, уважаемый читатель, понимаете написанное Вадимом здесь:
 
Булгаковский непревзойдённый Метод!..
Принесший, столь чудесный Результат!..
Но давшийся неслыханной Ценой!..

Ценой - в смысле опиумной зависимостью? Первоисточник называет жанр романа "реализм", но рискну предположить, что это всё-таки мистика с определённыи уходом даже в психоделику (и не без помощи курса обезболивания при терапии), поскольку вряд ли Сатана по жизни приземлялся на Патриарших прудах в Москве.

Итак - рекомендация из первых рук:
"Первая минута: ощущение прикосновения к шее. Это прикосновение становится теплым и расширяется. Во вторую минуту внезапно проходит холодная волна под ложечкой, а вслед за этим начинается необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности. Абсолютно все неприятные ощущения прекращаются. Это высшая точка проявления духовной силы человека. И если бы я не был испорчен медицинским образованием, я бы сказал, что нормально человек может работать только после укола морфия…"

Эту восторженную тираду великий писатель и талантливый врач Михаил Булгаков вписал в дневник доктора Полякова — героя своего рассказа “Морфий“.
Источник: не отражается, потому в первой рецензии. Этот факт привожу без какого-либо осуждения, поскольку медицинское потребление опиатов известно с древности, например тремя коробочками мака увенчана голова статуи богини исцеления минойской культуры (III век до н. э.). Да, цена такового исцеления более-менее понятна только сейчас, пять тысяч лет спустя...