Незабытые тетради 2020 Чёрная Книга

Саша Юшина
 
   "Чёрную Книгу» я случайно купила ещё в Гаспре, много раз читала из неё документальный текст. Он был такой невыносимо ужасный, что отнимал волю к жизни.
  Потом, когда я уже жила в Государстве людей, которых нацизм Германии приготовил на полное уничтожение, я жила  в живой жизни, полной света и радости, труда и сопротивления новым «ненавистникам» к этому явлению - «еврейский народ».
  Я сделала противоестественное самой себе, борясь с этой необъяснимой ненавистью. Я отдала эту Великую Книгу Страдания, я простилась с ней, отдав её знакомому букинисту. 
  Этот скорбный дар, может быть, понадобится кому – то из любителей книги, но и не только: возможно для того, у кого ещё не переполнилась «чаша» познания человеческих преступлений.
  Потом мне пришлось прочесть ещё одну страшную книгу, о которой даже нельзя вспоминать в солнечный день или слыша смех ребёнка.
Это была - «Иудейская война»,  книга Иосифа Флавия.

   СПРАВКА
   
  «Чёрная книга» впервые была издана на английском языке в 1947 году в Нью - Йорке, но русское её издание тогда так и не появилось; набор был рассыпан в 1948 году. Идеологическая советская установка требовала не выделять ни одну национальность в рамках всего пострадавшего в ходе войны населения СССР. Первое издание на русском языке вышло лишь в 1980 году с купюрами в Израиле.


                ***     ***     ***


23 января 2020 года

  Слушаю радио РЭКА. В Иерусалиме проходит торжественное мероприятие, на которое съехались известные люди, чтобы  принять участие в поминании жертв   2 - ой Великой Мировой Войны, где дети еврейского народа нашли свой страшный, трагический конец в совершенно незабываемом для него ужасе, впоследствии получившем название ХОЛОКОСТ, что русскому уху понятней словом КАТАСТРОФА...


   из публикации The Times:

   «Вчерашняя встреча мировых лидеров в "Яд ва - Шеме" *,  в Иерусалиме, стала крупнейшим дипломатическим событием в Израиле за всю его 72 - летнюю историю.
  Поводом было мероприятие в память о событии, которое произошло чуть больше чем за три года до основания еврейского Государства, когда около 9 часов утра 27 января 1945 года первый солдат из 100 - й стрелковой дивизии Красной Армии вошёл в комплекс Освенцим -1II около Катовице на юге Польши.
 
  На Всемирном Форуме памяти Холокоста выступили: премьер - министр Израиля; принц Уэльский; президент Франции; вице - президент США; президент России.
 
  Однако, в новостном освещении этого дня доминировало отсутствие президента Польши Анджея Дуды, – пишет британская газета The Times в редакционной статье, напоминая, что президент Дуда отказался присутствовать, когда узнал, что Владимир Путин будет выступать, а он нет.
 
  Ранее Путин заявил, что Польша вступила в сговор с нацистами. Дуда обвиняет Путина в стремлении реабилитировать сталинизм ради политической выгоды...
 Как бы то ни было, комментарии российского лидера не были лишены противоречий, – полагает статья, – он указал, что 40% еврейских жертв Холокоста были советскими гражданами.
  Хотя цифра, принятая историками на то время – 1 миллион, около 17%.
Путин больше чем вдвое увеличил эту цифру, включив в неё граждан восточной Польши, в то время оккупированной Советским Союзом.
 Никто не оспаривает жертву Советского Союза после того, как в него вторглась Германия в 1941 году, и героизм Красной Армии, который привёл к освобождению большинства лагерей СМЕРТИ, – подчёркивает The Times – но российский лидер не должен оспаривать жертву польского народа, - жертву, которая началась ранее.
 Во время Холокоста были убиты 3 миллиона польских евреев. Погибли более 2 миллионов нееврейских польских гражданских лиц и солдат. Хотя многие поляки сотрудничали с нацистами, многие сопротивлялись. И хотя некоторые поляки участвовали в кровавых погромах против еврейских соседей, другие рисковали своими жизнями, чтобы укрыть этих соседей.

  В "Яд ва - Шеме" звания "Праведник среди народов" удостоены 6 692 поляка -христианина и 209 русских.

  Точно так же, как два года назад польское правительство совершило ошибку, объявив преступлением обвинять поляков в соучастии в Холокосте, также ошибается и Путин, обвиняя всех поляков в соучастии в начале войны", – считает издание.

                The Times: "Урок истории"

время публикации: 24 января 2020 г., 14:46               
                Inopressa.ru

*  - Яд ва – Шем (иврит) - Музей Скорби, - Музей Катастрофы. Этот Музей находится в Иерусалиме.

                ***    ***    ***

 

  Просматривая «Новости Ираиля» на следующий день, моё внимание привлекла публикация о шестисерийном документальном фильме «Дело Маркиша», уже даже выложенном в Ю – Тьюбе.
 Глава 6 рассказывала устами сына Маркиша о «Черной Книге» и об архиве Ильи Эренбурга.

   (Илья Эренбург – русский писатель еврейского происхождения
У меня есть его пятый том, - 1954 год: Очерки,  статьи «Хроника наших дней»,
 журналистские статьи  по предвоенной Европе;  хроника «Война»  - 1941 – 1945 г. г; «Борьба за мир»  - до 1951года)


  СПРАВКА

  Фильм Елены Коган «Дело Маркиша» – уникальный шестисерийный документальный проект книжного магазина «Бабель» (Тель - Авив) и Евро - Азиатского Еврейского Конгресса.
  В его основе – живая речь Давида Маркиша – писателя, автора полутора десятков романов, публициста, общественного деятеля, сына одного из руководителей Еврейского антифашистского комитета Переца Маркиша – идишского поэта, романиста и драматурга, расстрелянного вместе с другими выдающимися деятелями еврейской культуры по делу Еврейского антифашистского комитета (ЕАК) в 1952 году.
 
  Давид Маркиш живет в Израиле с начала 1970 - х. Он лауреат израильских и зарубежных литературных премий, многие его книги переведены на иврит и на европейские языки.



                ЧЁРНАЯ КНИГА

             Илья Эренбург  Василий Гроссман



 НАЧАЛО СОСТАВЛЕНИЯ

   Во время Второй Мировой Войны  видные советские писатели и журналисты Илья Эренбург и Василий Гроссман были военными репортерами Красной Армии.
   Василий Семёнович Гроссман был в числе корреспондентов, первыми ступивших в освобождённые советскими войсками  концлагеря  Майданек и  Треблинка.
   Документальные сообщения этого журналиста из этих лагерей смерти — одни из первых свидетельств (1943) Холокоста.
 Его статья «Треблинский ад» (1944) была представлена во время Нюрнбергского Процесса как документ для судебного преследования.
 Описание увиденного в Майданеке было поручено Константину Симонову.

 После войны Гроссман и Илья Эренбург составили «Чёрную книгу» — сборник свидетельств и документов о Холокосте.
 
  Дочь Ильи Эренбурга  Ирина  в своём предисловии к изданию 1993 года рассказывает:

   ...Во время войны фронтовики присылали Илье Эренбургу огромное количество документов, найденных на освобождённых от оккупантов территориях, где они рассказывали в своих письмах то, что увидели или услышали.
 
 Эренбург решил собрать присланные дневники, предсмертные письма, свидетельские показания, относящиеся к истреблению гитлеровцами евреев и издать "Черную книгу“.
 Вместе с писателем  Василием  Гроссманом они взялись за эту работу. Нужно было отобрать самый яркий материал, сократить его, объяснить непонятные места.
  Гроссман и Эренбург привлекли к этой работе ряд писателей и журналистов.
 
  Образовалась Литературная Комиссия при Еврейском Антифашистском Комитете(ЕАК)
27 июля 1943 года в газете «Эйникайт» был опубликован призыв присылать в комитет свидетельства об уничтожении гитлеровцами евреев.

 Но Илья Альтман в другом предисловии к тому же изданию пишет, что идея «Чёрной книги» принадлежала Альберту Эйнштейну и Американскому Комитету еврейских писателей, учёных и артистов. Именно Эйнштейн (по словам одного из руководителей ЕАК — поэта И. Фефера) обратился вместе с писателями Ш. Ашем и Б. Ц. Гольдбергом в конце 1942 года в ЕАК с предложением начать сбор материалов об уничтожении гитлеровцами еврейского населения СССР.
  Но ЕАК не знали, надо ли создавать книгу, посвящённую исключительно еврейскому населению, и дело не двигалось до визита советских граждан  Фефера и Михоэлса в  США летом 1943 года.
  Эйнштейн и американские коллеги продолжали настаивать на совместной работе, но только после «длительных телеграфных переговоров с Москвой» Фефер и Михоэлс получили санкции партийного руководства.
 
  Планировалось издание книги на английском языке в США и Великобритании, причём, материалы СССР должны были стать лишь частью этой книги по плану американцев.
  ЕАК достиг договорённости со  Всемирным Еврейским Конгрессом (ВЕК) в том, что каждая из сторон организует сбор и обмен материалами, которые затем предполагалось опубликовать на разных языках.

  В 1944 году в США был создан исполнительный Комитет по изданию «Чёрной книги» под председательством Б.Гольдберга и Нахума Гольдмана, а затем организована международная редколлегия, куда вошли члены Комитета еврейских писателей, ЕАК, ВЕК и Еврейского национального Совета Палестины.
 
  552 страницы документального материала были посланы в США, причём, в обход Эренбурга, который, узнав об этом, вступил в конфликт с руководством ЕАК, в результате чего была создана специальная комиссия под руководством
С.Л.Брегмана.

  Письмо Эренбурга одному из его читателей свидетельствует, что уже в 1943 году он использовал название «Чёрная книга» для именования своей работы.
  В 1944 году несколько отрывков будущей книги были опубликованы в журнале «Знамя». В том же году 2 октября на заседании Литературной Комиссии, судя по стенограмме, Эренбург отметил, что ему было сказано:

  «Сделайте книгу, и, если она будет хорошей, она будет напечатана»  – «Так я не понимаю, что значит „будет хорошей?“ — это не тот роман, содержание которого неизвестно».

   Кроме «Чёрной книги» Эренбург планировал также издание сборников о евреях - участниках войны и о евреях - партизанах, но ничего не было осуществлено.

  Книга состоит из материалов трёх категорий:

  1.письма, дневники, застенографированные рассказы и показания свидетелей и очевидцев, спасшихся от фашистов. Некоторые письма — предсмертные, написанные казнёнными.

  2.очерки советских писателей, написанные на основе показаний, писем, дневников, стенограмм, бесед со свидетелями, осмотре мест массовых казней, территорий гетто и лагерей, вскрытии братских могил, официальных актов.

  3.документы, представленные Государственной Чрезвычайной Комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко - фашистских оккупантов — показания исполнителей и организаторов убийств, показания свидетелей.


                ПРИМЕР  СОДЕРЖАНИЯ  (из Книги)
 
  «В Пеняцких лесах (письмо разведчика)»               
                Львовская область

   ... Я был первым представителем Красной Армии, которого они увидели после почти трёхлетней жизни под страхом ежедневной смерти, и все они старались поближе протиснуться ко мне, пожать руку, сказать тёплое слово.
  Эти люди прожили в лесных норах шестнадцать месяцев, скрываясь от преследования. Их было больше, но осталось восемьдесят. Из СОРОКА ТЫСЯЧ ЕВРЕЕВ Бродского и Золочевского районов, по их словам, осталось в живых не больше ДВУХСОТ  человек.
Как они выжили?
  Их поддерживали жители окружающих сел, но никто не знал, где именно они скрываются. Уходя из «своего» леса или приходя «домой», они засыпали свои следы снегом, просеиваемым через специально сделанное сито.
  У них было оружие — несколько винтовок и пистолетов. И они не пропускали случай уменьшить число фашистских зверей.
  Все три года они говорили только шёпотом. Громко разговаривать не разрешалось даже в землянке. Лишь с моим приходом они запели, засмеялись, заговорили во весь голос.
 Меня особенно взволновало то страстное нетерпение, та твёрдость веры, с которыми эти люди ждали нас — Красную Армию. Этим были проникнуты их песни и стихи, их разговоры и даже сны.
Трёхлетняя Зоя не знает, что такое дом, а лошадь она впервые увидела, когда я приехал к ним..."
               
                Подготовил к печати Илья Эренбург


  В письме С. Михоэлса  А.Жданову от 18 сентября 1947 г. говорилось,
что «20 августа с. г., когда книга в основном (33 листа из 38) была набрана и напечатана, со стороны Главлита последовало распоряжение о прекращении печатания книги».

  СПРАВКА
 
 7 октября 1947 г. в ответ на повторное письмо С. Михоэлса за подписью заведующего отделом издательств Управления пропаганды ЦК ВКП(б) М. Морозова была направлена справка в секретариат А. Жданова, в которой говорилось:

  "Черная книга“ была внимательно рассмотрена в Управлении пропаганды. Книга содержит серьёзные политические ошибки. Издание книги на 1947 год Управлением пропаганды  не утверждено. Исходя из этого, "Чёрная книга“ не может быть издана..
  Набор книги был уничтожен в 1948 году, в январе того же года был убит Михоэлс.

  В книге «Люди, годы, жизнь» Эренбург пишет:

 «20 ноября 1948 года, когда закрыли Еврейский Антифашистский Комитет, рассыпали набор "Чёрной книги“, забрали гранки и рукопись».
 В конце 1948 г. начались аресты активных членов ЕАК. При подготовке к судебному процессу 1952 года, где обвинения были предъявлены руководству ЕАК, по свидетельству Эренбурга, участие в создании «Чёрной книги» занимало весьма важное место.

   РУКОПИСИ И ПУБЛИКАЦИИ

  Часть материалов Эренбурга, впоследствии вошедших в «Чёрную книгу», были опубликованы на русском языке под заголовком «Народоубийцы» в журнале «Знамя»
(№ 1-2, 1944, стр. 183—196); а также на идише в сборнике «Мердер фун фелкер» («Народоубийцы», кн. 1-2, М., 1944) в издательстве «Дер Эмес».

 В 1944 — 1945 Эренбург и Гроссман составили два тома «Убийство народа» на идише и вверили рукопись ЕАК.
 
 Рукопись варианта лета 1945 года была передана представителю советского обвинения на Нюрнбергском Процессе и сохранилась в архивах ЧГК.
 
  В начале 1946 года дополненная и отредактированная в соответствии с пожеланиями рецензентов и постановлениями Комиссии рукопись была послана в 10 стран мира:
США, Израиль (тогда британская Палестина), Австралия, Англия, Болгария, Италия, Мексика, Франция и Румыния. В Румынии в том же году были изданы выдержки.
 После разгона ЕАК все подготовительные материалы к «Чёрной книге», занявшие 27 томов, были сохранены в архиве МГБ, затем переданы на секретное хранение
в ЦГАОР (современный Государственный архив Российской Федерации), но стали открытыми для исследования только в 1989 году.

  В 1947 году Эренбург передал в Еврейский музей Вильнюса на временное хранение и для использования 2 альбома, состоящие из 413 страниц, с материалами «Чёрной книги»; ему их вернули в 1948 г. после закрытия ЕАК.
  В 1960 году Исторический музей Вильнюса попросил у Эренбурга эти материалы, писатель удовлетворил их просьбу, но через год забрал их обратно, говоря, что они нужны ему для работы.
 
  В 1970 году, разбирая архив отца, Ирина Эренбург обнаружила папки «Чёрной книги» и, зная, что ими интересовался КГБ, отдала архив на хранение разным людям, а затем в начале 80 - х годов переправила в Иерусалим.
 
  Эта рукописная «Чёрная книга» хранится в Национальном мемориале Катастрофы и героизма (Яд ва - Шем) в Израиле.
 
Об этом рассказывает Давид Маркиш в главе 6  документального  фильма "Дело Маркиша".

 Впервые на русском языке «Чёрная книга» вышла в Иерусалиме в 1980 году  издательством «Тарбут», но, как отмечалось в предисловии, некоторых материалов в Израиле не оказалось.
 (Это издание было осуществлено на основе рукописи, разосланной в 1946 году в 10 стран).
 Затем её издали в Киеве в 1991 и в том же году на Украине ещё раз.
 В январе 1993 года знакомый Ирины Эренбург передал ей чудом сохранившуюся вёрстку «Чёрной книги», сохранившейся с разгона ЕАК в 1948 году.
 На нём чьей - то рукой написано «По исправлении в печать. 14. VI. 47».

 В 1993 году в Вильнюсе издательством «Йад» было осуществлено издание, включающее этот корректурный оттиск уничтоженного 1947 года набора (опубликован впервые), фрагменты из материалов Государственного архива Российской Федерации (машинописные страницы 1945 года с купюрами, вычеркнутыми рецензентами при подготовке к варианту 1946 года) с дополнениями из «Чёрной книги» иерусалимского издания 1980 года.
 В России этот сборник впервые был издан в 2015 году с помощью кампании по сбору средств в сети Интернет.
                               
                Википедия