Анри де Тулуз-Лотрек

Александр Крапивин 2
Его жильё - парижские бордели,
Его любили все, и все его хотели...

Тулуз-Лотрек, Анри де
 
Дата рождения 24 ноября 1864[1][2][…]
Место рождения Альби
Дата смерти 9 сентября 1901[1][4][…] (36 лет)
Место смерти замок Мальроме
Гражданство Французская империя ;  Третья французская республика
Жанр портрет
Учёба
лицей Кондорсе
Стиль постимпрессионизм
Подпись Toulouse-Lautrec monogram.svg
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Граф Анри; Мари; Раймо;н де Тулу;з-Лотре;к-Монфа; (фр. Henri Marie Raymond comte de Toulouse-Lautrec Monfa [;;;i d; tuluz lo;t;;k]; 24 ноября 1864, Альби — 9 сентября 1901, замок Мальроме, Жиронда) — французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката.


Содержание
1 Семья и детство
2 Физический дефект
3 Искусство
4 Картины
5 Галерея
6 Кинематограф
7 Литература
8 Примечания
9 Ссылки
Семья и детство
Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье. Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. Его родители, граф Альфонс Шарль де Тулуз-Лотрек-Монфа и графиня Адель Тапье де Селейран, расстались вскоре после смерти младшего сына Ришара в 1868 году. После развода родителей Анри жил в имении Шато-дю-Боск (Ch;teau du Bosc) и в поместье Селейранов (Ch;teau du C;leyran) недалеко от Нарбонна, где обучался верховой езде, латыни и греческому языку. После завершения Франко-прусской войны в 1871 году Тулуз-Лотрек переселяется в Париж — город, который изменит его жизнь, станет вдохновением и сильно повлияет на творчество художника.

Анри де Тулуз-Лотрек на протяжении всей жизни был близок с матерью, которая стала главным человеком в его жизни, особенно после трагичных случаев, подорвавших здоровье художника. Отец в обществе был известен как эксцентричная личность, часто менял место жительства, от чего пострадало образование Анри. Тулуз-Лотрек говорил про отца: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени». Однако именно благодаря отцу, который любил развлечения, Анри с ранних лет познакомился с ежегодной ярмаркой и цирком. Впоследствии тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений стала основной в творчестве художника.

Физический дефект

Фотография Тулуз-Лотрека
В возрасте 13 лет, в мае 1878 года Анри, вставая с кресла, ломает шейку бедра правой ноги. В августе 1879 года Тулуз-Лотрек падает в канаву и получает перелом кости шейки бедра левой ноги. После этого случая ноги перестали расти и оставались длиной 70 см на протяжении всей жизни художника. Скорее всего, кости медленно срастались и рост конечностей остановился[5] по причине наследственного заболевания[6] — бабушки Анри приходились друг другу сёстрами[7].

Физический дефект лишил Анри де Тулуз-Лотрека возможности заниматься подобающими его возрасту занятиями. Семья с трудом перенесла несчастье: Анри, единственному сыну в знатном аристократическом роду, был преграждён путь на военную службу; также он не мог присутствовать на балах и выезжать на охоту. Помимо того, вероятность того, что Тулуз-Лотрек найдёт себе достойную пару и сможет продолжить род, сильно уменьшилась. Свой маленький рост художник компенсировал потрясающим чувством юмора: Тулуз-Лотрек был приятным собеседником, а говоря о своём недуге, часто прибегал к самоиронии.

Тулуз-Лотрек говорил, что, если бы не травмы, он бы с удовольствием стал хирургом или спортсменом. В его студии была поставлена машина для гребли, на которой Анри де Тулуз-Лотрек любил упражняться. Единственный вид спорта, который был под силу художнику, — это плавание.

В любви ему не везло, низкий рост (152 см[8][9]) и внешность инвалида вызывали насмешки, все его серьёзные романы заканчивались неудачно. Тулуз-Лотрек был известным ценителем алкоголя, он популяризовал коктейли. Лотреку приписывают изобретение коктейля «Землетрясение», в котором коньяк пополам смешивается с абсентом, хотя такая смесь была известна и до Лотрека[10]. Умер от алкоголизма и сифилиса в родовом замке на руках матери, не дожив до 37 лет[11].

Искусство
Вдохновлялся искусством постимпрессионистов, в особенности творчеством Поля Сезанна, Эдгара Дега и японскими гравюрами. В 1882 г. приехал в Париж, а в 1884 году обосновался на Монмартре, где прожил до конца своих дней. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер.

За творческую жизнь, которая длилась меньше 20 лет, Тулуз-Лотрек создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунков, несколько керамик и витражей[12].

При жизни Тулуз-Лотрека критики были в основном настроены недоброжелательно по отношению к художнику и его творчеству. Признание к нему пришло через несколько лет после смерти.

Картины
В цирке Фернандо (1888)
В Мулен Руж (1892)
Аристид Брюан в «Амбассадер» (1893)
Салон на улице Мулен (1894—1895)
Прачка (1884)
Гладильщица (1885)
Танец в «Мулен Руж» (1889—1890)
Портрет Винсента Ван Гога (1887), пастель
Канатная плясунья (1899)
Галерея

Мулен Руж, Ла Гулю 1891

 

Ла Гулю с двумя подругами в Мулен Руже, 1892

 

Жанна Авриль, 1893

 

Марселла Лендер танцующая болеро в кабаре Шильперик, 1895

 

Одна

 

Сидящая танцовщица в розовом трико

 

Танцовщица, поправляющая трико

 

Женщина с зонтиком, 1889

Кинематограф
Лотрек. Режиссёр: Роже Планшон. Фильм о жизни и трагической смерти Анри де Тулуз-Лотрека. 1998 г.
Мулен Руж. Режиссёр: Джон Хьюстон. Фильм о жизни и творчестве графа Анри де Тулуз-Лотрека. 1952 г.
Мулен Руж. Режиссёр: Баз Лурман. Фильм 2001 г.
Американец в Париже. Мюзикл 1951-го года. В финальной сцене "оживает" картина Тулуз-Лотрека, главные герои танцуют в кабаре, где сам художник сидит за столиком.
Легенда конца века. Режиссёр: Ален Жобер. Фильм из цикла «Палитры», посвященный Анри де Тулуз-Лотреку и его творчеству. 1992 г.
В одном из эпизодов фильма «Полночь в Париже» Гил и Адриана переносятся в Париж времен Belle Epoque. Там они встречают художника, в одиночестве сидящего за столиком.
Ван Гог. На пороге вечности. Фильм 2018-го года. Эпизод.
Литература
Перрюшо А. Жизнь Тулуз-Лотрека. — М.: Радуга, 1994. — 283 с. — ISBN 5-05-004269-0 (переиздана М.: АСТ, 2013. ISBN 978-5-17-079157-6)
Пьер Ла Мюр. Мулен Руж. Трагическая жизнь Тулуз-Лотрека. — М.: Республика, 1994. — 383 с., ISBN 5-250-02390-8
Мур, Кристофер. SACR; BLEU. Комедия д’искусства. — Эксмо, 2013 г. ISBN 978-5-699-66866-3