Древнетюркская руника и письмена. Фрагмент 3

Тебуев Шукур Шабатович
Окталогия "Ас-Сафи" – эпическая драма с элементами лирики философско-дидактического содержания в 8 частях, 40 книгах, 124 тысячах бейтов – крупнейшее поэтическое произведение мира одного автора (~342K/~920К, материалы готовятся к публикации). Литературный колосс карачаевского писателя уже обошёл по объёмам греческую "Илиаду-Одиссею" Гомера (29К), индийскую "Рамаяну" Вальмики (48К), персидское "Шах-намэ" Фирдоуси (120К) и индийскую "Махабхарату" Вьясы (180K), пока уступая лишь кыргызскому эпосу "Манас" (396-416~500К). Окталогия ни в печатном виде, ни в электронном варианте не продавалась и не продаётся – находясь в свободном доступе для всего человечества.
Окталогия "Ас-Сафи" Шукура Тебуева на официальных ресурсах произведения:


Международный профиль произведения
https://www.tumblr.com/as-safi-octalogy-poetry
YouTube
https://www.youtube.com/@assafipoetry
Стихи.ру
http://stihi.ru/avtor/shukurtebuev
Medium
https://medium.com/@shukur_tebuev
Яндекс Дзен
https://zen.yandex.ru/id/5f4b9a4152ad3101b4020e51
Автор.Тудэй
https://author.today/u/shukurtebuev
Wattpad
https://www.wattpad.com/user/shukurtebuev
Penfox
https://penfox.ru/author/shukurtebuev/
Readli
https://readli.net/profile/686167540/books/
Litsovet
https://litsovet.ru/user/106468
Yapishu
https://yapishu.net/user/shukurtebuev
Библиотека Поэзии
https://poems.su/authors/shukurtebuev/
СИ
http://samlib.ru/t/tebuew_s_s/


Настройки данного интернет ресурса не позволяют передать все нюансы написания, принятые в современной тюркологии. Более точная графика на официальном интернет-сайте Окталогии.


Когда Один пришёл в Западную Европу?

В «Старшей Эдде» мы читаем.
Скьёльд – сын Одина, признаем.
От него Скьёлдунгов род –
Дании цари. Так вот,
У того Фридлейв был сын,
Дальше – Фроди, внук один.
Вместе с Цезарем живёт,
Век один, плюс-минус год.
И Иисус тогда родился.
В общем, срок тот подтвердился –
Первый век до нашей эры.
Один здесь. Ещё примеры.
Гунны лет через пятьсот
Здесь появятся. Так вот,
В «Песнях о богах» их нет,
Лишь в «Героях» гуннов след.
И алан здесь не найдёшь.
Через двести лет придёшь,
Станет, знай, Ань-цай – А-лан-на.
Одина здесь нет, не странно.
В «Саге об Инглинах» той
Был с Таны наш ас-герой.
И Тану и асов знают,
Сам Страбон их вспоминает.
Плиний – тоже не дурак,
Пишет здесь про «ассиак».
Асгард – это наш Азов,
Море тоже – асов зов.
«Сага» вот что говорит:
«В Азии тот град стоит
На восток от Танаквисля
Асов там страна». По мыслям
Той легенды дальше мы
Гребнем здесь летим волны:
«И Асгард у них столица.
Один правит, веселится.
Есть двенадцать там жрецов,
Судят весь народ отцов.
Дии или же владыки,
Жертву режет сам великий».
Ас-гард – тюркское Ас-гурт,
Словари помогут тут –
«Город асов». «Дий» – наш «бий»,
«Князь, правитель». Не убий,
Жертву сам ты принеси,
Гунн, булгарин-хан – спаси.
Так они когда-то сами
Жертву резали. Бог с нами.
Ваны асов победили,
И у устья речки жили.
Тюрки же до нашей эры
Все под «скифским» тут размером.

«Эдда» задаёт иранистам вопросы

Гуннов нет пока. Пятьсот
Лет до них есть Один тот.
Все тюркизмы части первой –
Только асские, и верно.
Объяснить не удаётся,
«Эдда» бьётся, не сдаётся.
Те тюркизмы были выше,
Их хватило выше крыши.
«Эдде» хочется узнать,
Как мог тюрком Один «стать»?
Кто же их так «отюречил»
И всех асов так «отметил»?
Если там иранец жил –
На Тане, на море был?
И период – тот же самый.
Скиф, сармат – там рядом с нами.
Киммерийца здесь добавим.
Всех «иранцами» оставим –
То от них там Один-ас
«Отюречился» как раз?
А второй вопрос – о предках
Всех троянских и о детках –
Девятнадцать человек,
И за ними век да век.
Кто же здесь их «отюречит»?
Иранистам вряд ли речи
Те понравятся. Ну, что ж,
Иордан «всадит в спину нож» –
Будут «kerti alanorum»,
Древнетюркский, значит, кворум.
И Абуль-Феда, Мровели –
Все о тюркской песне пели.
Да и «Эдда» всё туда.
Снорри всё о том. Пора,
Разговор и так затянут
Как «иранцы» тюрком станут.

Что такое « АС » – от викингов до усуней

Был «чуйчжун» – «род благородный»
У китайцев. Пункт исходный.
Он же – ас, и сам ашин.
Термин как определим?
«Тейри бла хан – бирди».
Песня, в помощь здесь приди.
Ачемез там был герой,
«Бог и хан – одно». Постой,
Что реликт монотеизма
Древних тюрков. Вот харизма
У Тейри откуда вся –
Может, соглашусь друзья.
Должен с Богом быть ты связан
Если хан – Ему обязан.
Даже грозный Ёрюзмек
Там сказать не сможет «нет».
Хоть младенцем прилетел
На комете, разглядел,
Нартов всех глава достойный –
Связь нужна, быть мало воином.
Уж насколько был хазар,
Что каган – гроза, пожар,
Чуть не «бог» среди людей –
Не собрал бы он костей
Если был неурожай,
Засуха постигла край
Виноватым был – каган.
Древними нам ключик дан.
Карачая Нарт был «ас»,
«Мус» то имя, что в запас.
«Дух ас-муса» с неба шёл, –
Алаугана рок привёл.
Что такое «мус» поймём –
Свяжем с «асом» тождеством.
«Мус», возможно, всё же, – «ус»
И «усунь», мотай на ус.
«Ас-усунь» – наука знает
И в Европе, и в Китае.
US – «искусный» и «умелый»,
В путь отправимся мы смело.
Будет < uz bilg; ;a;;ї >.
На реке Уйбат нашли
Руны, памятник второй,
Древнетюркских знаков строй –
«Был искусен, мудр Чангши».
Ну а дальше < uz kisї >,
Что «искусный человек»,
От Махмуда вновь ответ.
И < bitig;i k;r;k uz >,
Вот – ремесленный союз.
«Писарь нужен нам умелый»,
Чёрным пишет он на белом.
И < s;zi uz jorїsa >,
Примет всякая душа.
«Кто искусно говорит»,
Дело там в «руках горит».
Два последних, Вам скажу,
В Qutad;u bilig гляжу.
А < ;rti;; uz ;rti >,
Вновь в Париж поедем мы
К двум царевичам за списком.
И, хотя там путь неблизкий,
Принц «искусен был в игре».
Ко второй пойдём норе.
UZ – и «хорошо», «удачно»
Мюллер скажет равнозначно.
< artamadin uz b;t;r > –
«Всё удачно, без потерь».
Где «искусность» и «удача»
С «благородством»? Не иначе,
Связь какая, может, есть?
Один нам поможет здесь.
А «удача» есть в Прологе,
Там Гюльви у них в залоге.
«Изобилие и мир»
Ас приносит как зефир.
И «удача» в US-е есть,
Номер два значенье здесь.
А «искусность» и «умелость»
«Изобилием» созрело.
Чтобы мир был «под тобой»
Нужно Знанье. Да, герой.
Наделить тебя – Он может,
Если связан с Ним, поможет.
Вот и – «благородный род»,
Миром управляй, вперёд.
Всё удачно, мирно, гладко –
Людям жить приятно, сладко.
Ну, тогда, ты – их «чуйчжун»,
Будь хоть немец или гунн.
Древние так полагали,
И в Хазарии дрожали
Даже те, кто был каган.
Голод, холод, ураган –
Значит, дал, каган, ты маху –
Отправляешься на плаху.
Если Бог забыл про нас –
Значит, царь тогда – не ас.
Роль свою не выполняет,
С Небом связь не соблюдает.
Замечаете Вы сходство?
«Пролетело» «благородство».
«В деле он своём не ас»,
Современности рассказ.
Из «Видения Гюльви»
В «Младшей Эдде» знаем мы:
Удивлялся шведский сын –
Миром всем там ас любим!
Асу всё всегда покорно,
Бог им дал или проворно
Ас во всём и сам мастак?
Не поймёт Гюльви никак.
Если будешь справедлив,
Честен и не горделив.
Знать, что надо, хоть и в меру.
С мудрым быть – другим примером.
«Асом» древних можешь стать?
Можешь по небу летать?
Проживёшь за веком век?
Главное: ты – Человек.

(Ас-Сафи. Раздел 1. Книга 1. Глава 17)