Что такое Трудовое братство помещика Неплюева

Дмитрий Шарко
Николай Николаевич Неплюев (1851 —1908) родился в семье предводителя дворянства города Чернигова. Мать Николая была внучкой того самого шведа Шлиппенбаха о котором Пушкин писал:

Пальбой отбитые дружины
Мешаясь падают во прах.
Уходит Розен сквозь теснины:
Сдается пылкий Шлиппенбах.

Предок Неплюева при Полтавской битве сдался в плен Петру и верно прослужил ему всю жизнь.
Николай Неплюев был глубоко верующим православным христианином он окончил Петербургский университет, служил в российском посольстве в Германии.  Но будучи человеком совестливым и деятельным думал о том, как вывести из бедности российский народ и пришел к выводу, что сами  помещики должны помочь крестьянам преодолеть бедность, а что бы показать. как это должно быть на практике отказался от карьеры дипломата, вернулся домой, окончил ныне Тимирязевскую сельскохозяйственную академию и пошел в народ.
В  1881 году  в тридцатилетнем возрасте Неплюев открывает детский приют. Его отец удивлён и разгневан – сын отказывается от престижной службы  ради каких  то сопливых крестьянских детей! Но Николай непреклонен, он добивается от отца выделения  законной доли наследства, а  получив ее, организует в  селе Воздвиженск, мужскую сельскохозяйственную школу с пятилетним сроком обучения, нанимает  учителей, приобретает лучшие сорта растений, породистый скот и новейшие сельхоз машины. Всё на собственные деньги. Вскоре Неплюев открывает такую же школу для девушек.
В этих школах  по казацкому обычаю каждый класс выбирал себе старшину, проводил воспитательные собрания – круги. Журналист Аркадий Тюменев писал - «В кругу не называют проступков, а разъясняют их дурную сторону. Таким образом, круг-собрание является, выражаясь словами Иоанна Златоуста, «не судилищем, а врачебницей, где не истязают, а дают прощение в грехах». Неплюев обязательно спрашивал классы: «довольны  ли они своими старшими. А старшин – довольны ли они своими классами».
При приёме в школу Неплюев руководствовался своим убеждением, что  «ум гораздо менее значит, нежели сердце».
К каждому поступающему в школу прикреплялся наставник из старших классов, он опекал  новичка и помогал ему в учебе.  Наказаний не было, но если новичок явно не вписывался  и оказывал дурное влияние на других, то проводили собрание, на котором его исключали. «Мы исчерпываем все средства и затем глубоко скорбим, когда приходится сказать ему: «Ты не от духа нашего, уйди, оставь нас…»».
В 1889 году  трое выпускников  неплюевской школы (Андрей Фурсей, Федор Чвертка, Илья Кобец),  решили объединиться в общину, построили общий дом, а  Неплюев предоставил им 255 десятин земли. Так началось Трудовое братство с целью: "…осуществить христианство в несравненно большей степени, чем оно осуществляется в окружающей жизни, основать отношения и труд на единой христианской основе братолюбия".
Николай Николаевич через прессу активно призывал российских помещиков последовать его примеру – вложить деньги в свой народ,  но его никто не слушал.  Более того, цензура запретила публиковать его статьи, ибо в них он писал, что человеку при жизни надо помочь обрести благоприятные условия, а не обещать рай после смерти.
Неплюев как и Толстой считал, что духовенство – «изменило правде, не проповедовало ее ни помещикам, ни народу, не призывало к осуществлению ее ни помещиков, ни народ, стало участником в создании неправды, допустило народ до одичания. В конце концов, оно само, в лице слишком многих из своих представителей, одичало, дошло до оправдания зла в жизни, а на практике настолько помирилось с не православной рутиной, не братского строя жизни, что очень довольно этой рутиной, не только не проповедует, но даже и не желает осуществления православной правды в жизни».Но не смотря на критику церкви покровителем Неплюевских школ и Трудового братства был сам Архиепископ Черниговский и устав Братства, был  утверждён самим императором Александром Третьим.  Неплюев всегда соблюдал законы государства,  он критиковал, но не разрушал, а строил альтернативу. 
Неплюев отказался от женитьбы, опасаясь, что если у него будут собственные дети они потребуют наследство, которое Неплюев всё определил на своё главное детище. Будущую Россию Николай представлял как трёхуровневое общество.
1.Высший уровень  – это широчайшая сеть христианских трудовых общин – люди, добровольно отказавшиеся от собственности.
2.Средний уровень люди занятые в государственной собственности, то есть  в больших и сложных производствах.
3.Низший уровень – частный. 
Неплюев считал капитализм явлением безнравственным и  противным христианству. Но понимал, что есть много людей, которые всё равно не смогут преодолеть свой эгоизм.  По, этому нет смысла отрицать капитализм, а надо создавать новое общество, которое развиваясь,  превратит капитализм в нечто очевидно примитивное, оставив ему место в своеобразных резервациях для духовно отсталых  людей.
По, этому важнейшим делом христиан должно стать создание трудовых братств. Не монастырей, потому, что в монастырях люди скрываются от мира, ищут, прежде всего - личного спасения и чем больше у монастыря собственности, тем меньше в нём святых.
Нужно создавать трудовые братства, где люди создают семьи, рожают детей, производят продукт и самое главное христианские отношения, основанные на любви. Ибо: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин 13:34).
Неплюевым было введено понятие «дисциплина любви» – когда человек сознательно жертвует личными интересами ради общих интересов. Те, кто не способен был к дисциплине любви из братства исключались. "Главная причина всего зла и всех страданий - отсутствие смиренной любви и добровольной дисциплины любви по отношению к Хозяину мира - Богу Живому".
Любовь по Неплюеву есть главная цель христианства и главная цель существования, потому, что только она разрешает в полной мере главное противоречие жизни – между личностью и обществом. Но любовь должна быть хорошо организованна, иначе будет обречена на страдание и исчезновение.
Любовь должна быть защищена от зла. У Неплюева получается, что если Бог - это любовь, то сам Бог нуждается в защите людей. Этот принцип оказался очень реалистическим, в 1890 году в трудовом братстве было всего 9 человек, через 17 лет уже  около 500.
Безусловно, Николай Неплюев национальный герой всей России, добровольно отказавшись от очень большой частной собственности, он создал систему, которая вполне могла стать альтернативой развития России в 20 – веке. Показал, как могла страна преодолеть противоречие между богатством и нищетой. В начале он создал школу для крестьянских детей сирот, а за тем на базе её выпускников Трудовое Братство, которому в 1901 году передал 16.435 десятин земли с лесом, постройками и заводами. Третью часть этой земли и винокуренный завод передавал немедленно, а остальное должно было отойти братству после смерти последнего из семьи Неплюевых. Братство же обязывалось содержать школы, храм и больницу. Общая стоимость переданного имущества 1.757.407 руб. сумма по тем временам фантастическая.
Трудовое Братство развивалось весьма успешно: «Так, если за 1901/2 гг. доход составил 82 тыс. руб., то за уже 1903/4 гг. - 98 тыс. руб. Наиболее доходным (1903/4гг. – 48374 руб.) оказались лесоразработки – выработка строевого и дровяного лесов (вырубка восстанавливалась саженцами). В дальнейшем, на полученную прибыль Братство построило лесопильный завод. На втором месте по доходности (1903/4 гг. – 22692 руб.) оказалось полеводческое и скотоводческое хозяйство Братства. Отметим, что к 1905 г. Братство имело запашку в 1787 дес., 200 волов, 140 лошадей, 100 коров симментальской породы, 120 голов молодняка и около 600 свиней. Значительный доход (1903/4 гг. – 21571 руб.) давали винодельческий завод, дающий спирт и солод из выращиваемых Братством продуктов» - пишет в своей работе самый глубокий исследователь жизни Николая Неплюева историк Николай Сомин  в книге «Апостол братской любви»
Большинство новых братчиков были выпускниками собственных школ, но приходили люди и из ближайших деревень. Братство составляли общины – объединявшие людей по роду деятельности, они назывались семьями или артелями и жили все вместе холостые и женатые в одном доме. Женатые имели отдельные большие комнаты, холостые жили по нескольку человек в одной комнате. Каждая из артелей носила имя православного святого. Ели совместно в общей – артельной столовой имели свой семейный детский сад. Артель выбирала старшину, который управлял её работой. Женщины имели право  быть избраны  наравне с мужчинами. Артель вела свой дневник и еженедельно собиралась для обсуждения насущных вопросов. К 1908 году было 10 артелей. Быт семьи Неплюевых немного отличался от общего - они жили в собственном доме.
Братство брало на себя обязанность обеспечивать своих больных и стариков уходом, для чего была построена больница.
В Братстве происходила полноценная  православная жизнь, как в каппадокийских общинах Василия Великого. Был свой храм, священник, посты, таинства. И при этом внедрялись новейшие технологии агрокультуры: десятипольный севооборот, лучшие породы скота, станки, трактора, электростанция. телефон, была библиотека в 6 000 книг.
«Внешне это был благоустроенный поселок, в зелени, чистый, хорошо распланированный. Жители всегда были приветливы, одеты чисто и скромно: у женщин – глухой ворот платья, белый платочек на голове. Мужчины ходили в косоворотках, шароварах, заправленных в сапоги.
У членов Думы - коллегиального органа, заправлявшего делами Братства, — на груди крест.
Запрещалось играть в карты, пить.
Конфликты внутри братства разрешала Братская Дума: «Моя подруга любила одного человека, но ей пришлось выйти замуж за другого: так решила Дума» - пишет в книге  "Семнадцать лет на островах ГУЛАГа" свидетель событий Зоя Марченко. Дума обладала реальной властью и возглавляла иерархию братства. Братья и сестры делились на три разряда:
1) Полноправные – постоянно живут в братстве, избирают Думу из 11 человек, под председательством пожизненного главы Николая Неплюева. Дума владеет всем имуществом и всеми управляет.
2) Приемные – на равных правах участвуют в доходах Братства, но не участвуют, ни в выборах, ни в установке правил жизни братства.
3) Допущенные – новички, которые решили жить в Братстве и проходили испытательный срок 1 год.
4) Соревнователи или друзья - живут вне Братства, но  иногда помогают либо материально, либо своим участием.
Из числа полноправных братьев предполагалось пожизненно выбирать главу Братства. На случай его отсутствия или болезни, избирать заместителя – наместника.
По мере надобности собиралось общее собрание Братства, которое, рассматривало  отчеты главы Братства и различные заявления и предложения от братчиков. Общее собрание имело лишь совещательный характер, оно передавало свои решения на рассмотрение в Думу.
Доходы распределялись следующим образом:
1) По 10% в основной и запасной фонды.
2) Остаток распределялся поровну между всеми полноправными и приемными братчиками, но не выдаются на руки, а записываются на их личные счета.
Если человек покидал Братство, он получал всю причитающуюся на его долю сумму, за вычетом денег, которые мог брать из своего счёта с согласия Думы, будучи членом Братства.
В год на одежду и прочие необходимые вещи Дума выдавала каждому братчику до 150 рублей, сумма могла уменьшаться если Братство вкладывалось в очередное предприятие, школу или жильё. Денег на личные вещи хватало с лихвой. Рубаха выходная в то время стоила – 3 рубля, деловой костюм – 8 рублей, яловые сапоги – 5 рублей, летние ботинки - 2 рубля, а проезд из Москвы в Петербург в сидячем вагоне 6 рублей 50 копеек.
Следуя дисциплине любви, все братчики получали за труды свои строго поровну, несмотря на различия в профессиях и способностях. В коммуне не раз некоторые её члены пытались поднять вопрос против уравниловки. Ведь в обычном мире врач получал в несколько раз больше чем доярка. Но Неплюев всегда в корне пресекал подобные заявки, он был уверен в том, что как только братчики начнут «считать» деньги - Братству наступит конец.
Однако, не смотря на то, что Неплюев ввёл коммунистический порядок, он был противником традиционной милостыни, считая её пустой тратой средств. Неплюев твёрдо верил в то, что ресурсы должны не раздаваться, а вкладываться в Трудовые Братства.  Неплюева многие критиковали, за то, что его братчики живут богато, носят кожаные сапоги и не помогают крестьянам вокруг.  Братчики считали, что нет смысла помогать людям, которые не разделяют веру в братское общежитие, а всего лишь хотят улучшить своё личное, отдельное от других материальное положение. Но при этом двери братства были открыты для всех желающих отказаться от частной собственности и влиться в общину.
Неплюев считал, что Христианские трудовые братства – альтернатива социальному хаосу который уже наползал на Россию. В движении к этому хаосу Неплюев обвинял  не только помещиков, власть превратившую церковь в своё орудие, и интеллигенцию признававшую свободу мнений только для себя, он обвинял и традиционную крестьянскую общину :
 "Существует крестьянская община, но цемент любви не сплачивает ее членов в одну дружную духовную и экономическую семью. Злоба на лоне общины духовно и экономически распыляет ее сочленов. Ничего общего, кроме общего владения землей и общей зависимости от "мира" у них нет. Как им не тяготиться и тем и другим! … По злобе это большинство совершенно неспособно к дружной солидарности; при дележе урожая все мужчины ежегодно ссорились бы, бесконечно препираясь о доле каждого, требуя высокой оценки своего труда, не желая даром ничего дать больному, многосемейному и вообще тем, чей труд по каким-либо причинам был менее производителен. Все женщины ежедневно ссорились бы из-за каждой курицы, из-за каждого яйца, из-за каждой горсти муки, из-за каждого горшка. Очевидно, не общинная форма жизни в том виновата, а именно настроение большинства столь же позорное для христиан, как и зловредное как в социальном, так и в политическом отношении».
Во время первой русской революции окрестные крестьяне пытались грабить братство, и его члены вынуждены были защищать общинную собственность с ружьями в руках.
Неплюев считал, что общину нужно реформировать иначе «превращение громадного большинства русского народа в пролетариев неизбежно». Прежде всего «совершить акт национального покаяния». В 1906 году в России планировался Поместный Собор православной церкви и Неплюев считал, что национальное покаяние и принятие программы социального преображения через создание Всероссийского Трудового Братства должны стать главными темами Собора: «То, что мы делаем, могут делать все».
Неплюев искал союзников. Два раза встречался с Толстым, но не нашел с ним общий язык определив толстовство как уход от мира, а не как его преображение. Отлучение Толстого от церкви в 1901 году Неплюев принял, как должное ибо считал толстовцев сектой.
В 1906 году Неплюев едет в Киев, где делает попытку организовать инициативную группу по созданию Всероссийского Братства, ему аплодируют но дальше оваций дело не идёт. В конце 1907 Неплюев едет в Петербург с той же целью организации братской сети, но с тем же результатом, что и в Киеве.  Ошибкой Николая Николаевича, было, то, что он не оставил ни в Киеве, ни в Питере своих представителей из числа опытных братчиков для организации дела.  Заинтересовавшиеся системой Неплюева люди просто не знали, что делать, с чего начинать, по этому дальше эмоций дело не пошло.
На берегу Невы Неплюев сильно простудился, вернулся в Воздвиженск и 21 января 1908 умер.
Главой Братства была избрана сестра Неплюева – Мария Николаевна Уманец. При ней Братсво получило золотую медаль на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1911 года, Приобрело 20 000 десятин леса в Пермской губернии и  открыло там свой филиал, во время первой мировой войны  посылало солдатам вещевые посылки.
Всероссийский поместный собор православной церкви (первый с конца 17 -го века) всё таки состоялся, по иронии судьбы во время штурма Зимнего дворца, как раз в те самые моменты этот собор обсуждал вопрос «Сколько прибыли имеет право получать клир».
Вторая революция заставила Братство переименовывается в коммуну, но не остановила его развитие. Сомин пишет: «Журналист, побывавший в Воздвиженской коммуне осенью 1922 г. поражен увиденным: высочайшая агрокультура, собственная электростанция, огромный сад из лучших сортов фруктов, кирпичный завод, телефонная сеть, великолепно поставленный животноводческий комплекс, по прежнему работают две земледельческие и одна подготовительная школы. Автор пишет: «И без того всякому, кто хоть сколько-нибудь знаком с сельским хозяйством, должно быть до очевидности ясно, что других таких сельскохозяйственных крестьянских коллективов нет не только в Черниговской губернии, но и во всей России».
В октябре 1925 году, в Глухове бывшей столице Гетманщины начала работу Выездная сессия Верховного Суда Украины по обвинению братчиков в контрреволюции. 9 членов братства приговорены к различным срокам заключения от 10 лет до одного года.
Незадолго до ликвидации, Воздвиженская артель (переименованная в «с/х артель им. Октябрьской революции») состояла из 530 членов и имела 1748 га обобществленной земли. Имелось полеводство на 1000 га с использованием новейших сельскохозяйственных машин, в том числе – 7 тракторов, луговодство на 160 га, животноводство (стадо крупного рогатого скота на 130 голов, 100 лошадей, 40 свиноматок), садоводство с питомниками на 87 га, лесное хозяйство на 329 га с питомниками и восстановлением выработок, пчеловодство на 50 ульев, лесопильный завод, кирпичный завод с производительностью в 25 тыс. штук в день, мельница, торфоразработки, виноделие фруктовое и ягодное, переработка продуктов животноводства, мастерские - кузнечно-слесарная, плотницкая, столярная, сапожная, построенная в годы революции электростанция (освещение и 12 электромоторов). Кроме того, Братство содержало гостиницу, общественные столовые, детский сад, ясли, клуб. Как видно, несмотря на гонения и тяжелейшие годы революции, Братство в основном сохранило и даже приумножило свое хозяйство.
Трудовое Братство просуществовало до 1929 года, и было уничтожено - коллективизацией. После разгрома братства, на базе его хозяйства большевики создали совхоз, который, имея прекрасную основу, долго держал первое место по Украине.  Членов Думы отправили в лагеря. Обеих сестер Неплюевых как помещиков выслали из Воздвиженска. Но когда Чернигов был оккупирован гитлеровцами и администрация предложила особый паек младшей сестре Неплюева Ольге, она отказалась брать помощь от врагов.
В конце 20 – го века в селе Воздвиженске Сумской области установлен памятный монумент Неплюеву и создан музей «Трудовое братство Н.Н. Неплюева» .


Малоизвестные факты из истории Малой Руси https://vk.com/club189865368