Шедевры Эрмитажа Амур и Психея Кановы

Вадим Константинов 2
                Излишне женственный
                Амур...

                Излишне строгая
                Психея...
               
                Ты можешь критикой
                Своей
                Повергнуть всё
                И вся...

                И всё же трепетно
                Замру...

                Пред Красотой
                Благоговея...

                Что сохранилась
                За века...

                Свет истины
                Неся!..
                02.02.2020.



«Амур и Психея» — произведение венецианского скульптора Антонио Кановы, выполненное из мрамора в двух вариантах по заказу, сделанному в Неаполе в 1787 году шотландским коллекционером и ценителем искусства бароном Каудором[en]. Сюжет взят из произведения древнеримского писателя Апулея «Метаморфозы, или Золотой осёл».

Для первой, наиболее известной скульптуры — «Психея, оживлённая поцелуем Амура» (фр. Psych; ranim;e par le baiser de l’Amour) — Канова выбрал момент сразу вслед за пробуждением Психеи от поцелуя Амура, когда влюблённые протягивают руки, чтобы заключить друг друга в объятия; Амур, сначала уколов Психею стрелой, чтобы проверить, не умерла ли она, нежно приподнимает возлюбленную, очнувшуюся от глубокого сна, навеянного испарениями, запечатанными в амфориске, принесённом ею по приказанию Венеры из подземного царства мёртвых и открытому из любопытства несмотря на запрет.

Прототипом второй скульптуры, изображающей влюблённых стоя (фр. L’Amour et Psych; debout), стала статуя[en] из Капитолийских музеев — римская копия с греческого оригинала, найденная на Авентине в феврале 1749 года. Амур, обнявший Психею и положивший голову её на плечо, рассматривает вместе со своей возлюбленной бабочку, символ невинности и мимолётности, сидящую у него на руке. Группа стоит на высоком цилиндрическом постаменте, украшенном цветочной гирляндой. Верхняя часть основания поворачивалась с помощью ручки (в настоящий момент она заблокирована в целях безопасности). Некоторые исследователи считают, что в своей работе Канова превзошёл античного мастера.


«Юная девушка придерживает руку Амура, который нежно склонил голову ей на плечо, и осторожно кладет ему на ладонь бабочку – символ души у древних греков («Психея» по-гречески означает «душа»), как бы отдавая ему свою душу. Покой, тишина и нежность хорошо выражены в этой группе, в спокойствии поз, в четких, гармоничных контурах, тонком рисунке спадающих складок драпировки… Канова с таким мастерством подчиняет все целому, гармонии ритма, очертаниям силуэта, которые создают основное впечатление от его работ, что менее удачные части скульптуры замечаются не сразу. Фигуры и лица Амура и Психеи наделены свойственными произведениям Кановы изяществом и грациозностью. Недаром его называли скульптором грации и юности. В данной группе эти свойства его дарования выразились наиболее ярко».

Read more: