Верёвка в деле была

Коломбетова Надежда
      Посвящение Сергею Есенину

     Не верю, гнусные сплетни,
     Не верю в пустые слова,
     А факты не просто случайность,
     Верёвка в деле была.

     Подшили к делу другое,
     Гулял и запился в бреду,
     Психозы, стихи и нервозы,
     Поставили быстро черту..

     Не верю в гнусные сплетни,
     Он в памяти многих живой,
     Раскрылся душою и сердцем,
     И спорил с судьбой роковой.

     Гнилые завистники брали
     Всё в руки свои напоказ,
     Народной любви не узнали,
     Поэта помнят сейчас.
   

  После всего...
После гибели Есенина пропала веревка, послужившая удавкой. Ни в одном документе, ни у одного современника нет о ней сведений. К материалам дела не приобщалась. Вероятно, веревка оставалась в номере вместе с личными вещами поэта. 
Веревку вывезли заграницу и продали на аукционе, далее разрезав на фрагменты, вновь пустили с молотка...
Ответа на вопрос "что произошло в Англетере в пятом номере?" до сих пор нет


Тело найдено!
Серое декабрьское утро 1925 года, 10:30. Елизавета Устинова спустилась на этаж и постучала в пятый номер: ей никто не ответил, да и дверь была заперта. Постучала ещё раз - ответа не последовало...

Через некоторое время подошел Вольф Эрлих. Стучали вдвоем – в номере ни звука. Спит? Но Сергей всегда рано просыпался и сам будил Устиновых. Почувствовав неладное, она побежала за управляющим Василием Назаровым.

Устинова и Эрлих вошли в комнату и увидели мертвого поэта. Устинова вновь побежала к управляющему, тот позвонил в милицию…

Смерть задокументирована
В органах ГПУ, милиции, прокураторе была объявлена повышенная готовность. Круглосуточное дежурство бригад следователей, экспертов, проводников служебных собак. Гостиница "Англетер" находилась в минутах ходьбы от всех этих учреждений.

Гибель известного поэта во время, когда в Ленинград возвратились делегаты XIV съезда партии, несомненно, была ЧП. И, казалось, на место происшествия должны были направить опытного следователя, судмедэксперта, начальника милиции или его зама.

Но в гостиницу явился лишь работник 2-го отделения милиции Н. Горбов (месяцев шесть работал в отделении милиционером). Он составил акт, послуживший основанием для утверждения, что Есенин покончил жизнь самоубийством. Сам документ:

АКТ.
28 декабря 1925 года составлен настоящий акт мною уч. надзирателя 2-го от. Л.Г.М. Н. Горбовым в присутствии управляющего гостиницей Интернационал тов. Назарова и понятых. Согласно телефонного сообщения управляющего гостиницей гражд. Назарова В. Мих. о повесящемся гражданине в номере гостиницы.
Прибыв на место мною был обнаружен висевший на трубе центрального отопления мужчина в следующем виде, шея затянута была не мертвой петлей, а только правой стороны шеи, лицо обращено к трубе, и кистью правой руки захватила за трубу, труп висел под самым потолком и ноги были около 1 1/2 метров, около места где обнаружен повесившийся лежала опрокинутая тумба, и канделябр стоящий на ней лежал на полу.
При снятии трупа с веревки и при осмотре было обнаружено на правой руке выше локтя с ладонной стороны порез, на левой руке, на кисти царапины, под левым глазом синяк, одет в серые брюки, ночную рубашку, черные носки и черные лакированные туфли.
По предъявленным документам, повесившимся оказался Есенин Сергей Александрович, писатель, приехавший из Москвы 24 декабря 1925 года.
Ниже этого текста в акт дописано:

«Удостоверение за № 42—8516 и доверенность на получение 640 рублей на имя Эрлиха».
Понятыми расписались поэт Всеволод Рождественский, литературный критик П. Медведев, литератор М. Фроман.

Милиционер Горбов дал по листку Эрлиху, Устиновой и Назарову и потребовал написать объяснения о случившемся. Устинова и Назаров написали всё, что посчитали нужным, а вот показания Эрлиха написаны не его рукой. И не Горбовым.

Свидетели утверждали, что лицо Есенина было изуродовано, обожжено, под левым глазом синяк, руки порезаны. Над правой бровью круглое пятно, на теле много обширных гематом. Эти телесные повреждения причинены Есенину при жизни. Кто нанес их поэту? И когда?

Накануне...
Сергей Есенин приехал в Ленинград 24 декабря и устроился в гостиницу по протекции журналиста Георгия Устинова, который проживал здесь с женой. Как только друзья поэта узнали, что он в Ленинграде, его номер стал местом сбора компании друзей.

В своем номере Есенин рассказывал семье Устиновых, что уехал из Москвы навсегда, что в Ленинграде он начнет новую жизнь, бросит начисто пить, что он раз и навсегда порвал со всеми своими близкими, что не вернется к своей жене.

«Он был, — вспоминала Елизавета, — в исключительно приподнятом настроении».


Вольф Эрлих даже оставался ночевать. По приезде Есенин угостил друзей шампанским, а 27 декабря на несколько человек было выпито 5-6 бутылок пива. Другого алкоголя у Есенина не было. Сам он приехал без денег, а у друзей деньги водились нечасто. Да из-за Рождества спиртного в Ленинграде не продавалось. Конфликтных ситуаций у Есенина в эти дни не было.


Ещё вечером на лице или теле Есенина следов побоев никто не видел. Следовательно, телесные повреждения поэту были причинены после.

"Вшивое" следствие
Участковый почти не осмотрел место происшествия, не зафиксировал кровь на полу, письменном столе, стенах, не выяснил, чем была разрезана у Есенина правая рука, откуда веревка для повешения, не описал состояние замков в двери, запоров на окнах, не отметил наличие или отсутствие ключа от замка двери.

Из акта не ясно, в каком состоянии находились вещи в номере (судя по газетам, в большом беспорядке), не приобщены к делу в качестве вещдоков веревка, бритва, не описаны личные вещи поэта и его рукописи.

Можно ли относиться к акту Горбова как к следственному документу? Составить он должен был протокол специальной формы. Очень важно при составлении протокола указать время осмотра места происшествия. Горбов этого не сделал. Он обязан был пригласить понятых и записать в протокол только то, что видели понятые. Он и этого не сделал.

В акте записано, что тело поэта висело под потолком, а ноги находились на расстоянии 1,5м от пола. Но Устинова, Эрлих, Назаров такого не писали. Может, это видели понятые?

Один из них, поэт Рождественский, писал, что гибель Есенина была для него полной неожиданностью. В то утро было холодно. В помещении Союза поэтов не топили. Он видел, как Медведев взял телефонную трубку (кто звонил в Союз поэтов?), как исказилось его лицо от страшного известия. Рождественский и Медведев тут же побежали в «Англетер».

«Прямо против порога, несколько наискосок, лежало на ковре судорожно вытянутое тело. Правая рука была слегка поднята и окостенела в непривычном изгибе. Распухшее лицо было страшным – в нем ничто уже не напоминало прежнего Сергея. Только знакомая легкая желтизна волос по-прежнему косо закрывала лоб. Одет он был в модные, недавно разглаженные брюки. Щегольский пиджак висел тут же, на спинке стула. И мне особенно бросились в глаза узкие, раздвинутые углом носки лакированных ботинок.
На маленьком плюшевом диване, за круглым столиком с графином воды сидел милиционер в туго подпоясанной шинели, водя огрызком карандаша по бумаге, писал протокол.
Он словно обрадовался нашему прибытию и тотчас же заставил нас подписаться как свидетелей. В этом сухом документе все было сказано кратко и точно, и от этого бессмысленный факт самоубийства показался еще более нелепым и страшным».
П. Медведев так описал увиденный труп поэта:

«…Как сейчас вижу это судорожно вытянувшееся тело. Волосы, уже не льняные, не золотистые, а матовые, пепельно-серые, стоят дыбом. На лице нечеловеческая скорбь и ужас. Прожженный лоб делает его каким-то зловещим. Правая рука, та, на которой Есенин пытался вскрыть вены, подтянута и неестественно изогнута.
Голова свернута на бок и вывернута. Как будто Есенин застыл, приготовляясь к мрачному, трагическому танцу».
Понятые увидели труп только на полу. А между тем они подписали акт, подтверждая, что поэт висел под потолком, веревка была без затяжной петли, труп висел лицом к трубе и т.д...

Подписывая акт, литераторы были, видимо, так потрясены случившимся, что не обратили внимания на "мелочи". Например, на то, что Есенин завязал порезанной рукой веревку на вертикальной трубе под потолком и ни одна капля крови не упала на лицо, рубашку, брюки. А как вообще дотянулся поэт роста 1,68м до высоты 3,8м? Откуда у Сергея веревка? И почему она без петли не съехала вниз по трубе?

…В номер прибежал выдающийся русский художник В. Сварог, сделавший рисунок лежащего на полу трупа. На этом рисунке вся одежда на Есенине в беспорядке, расстегнуты и слегка спущены брюки, «американские» подтяжки не на месте, рубашка растрепана.


А на снимке М. Наппельбаума одежда в порядке, только на гульфике не застегнуты пуговицы. Несомненно, фотографировал Наппельбаум Есенина после Сварога.


Зачем поправляли одежду перед фотографированием? Почему не пришел милицейский фотограф и судмедэксперт? Зачем прислали специалиста по художественной фотографии?

Вскрытие
На следующий день в Обуховской больнице вскрыли тело. Патологоанатом - 55-летний Гиляревский, выпускник Военно-медицинской академии, имевший продолжительный опыт работы в качестве полицейского врача.

В акте вскрытия А. Гиляревский указал: «…На шее под гортанью – красная борозда, идущая слева вверх и теряющаяся около ушной раковины спереди, справа борозда идет немного вверх к затылочной области, где и теряется, ширина борозды с гусиное перо…»

Значит, веревка, сжимавшая горло поэта, натягивалась сзади, в районе затылка. "Мёртвой петли" на веревке не было, в противном случае борозда оказалась бы замкнутой. Красная борозда на горле Сергея вызывает в памяти случаи, когда преступник сзади набрасывает на шею жертве веревку и душит, натягивая веревку снизу вверх.

По акту Н. Горбова: «…лицо было обращено к трубе…», но расположение странгуляционной борозды на шее поэта, описанное Гиляревским, даёт основание утверждать, что труба, к которой была привязана веревка, должна была находиться за спиной трупа, а не наоборот.

Из прессы знаем, что веревка на шее была намотана несколько раз: должно было быть несколько странгуляционных борозд, а их нет. Это может свидетельствовать о том, что смерть поэта наступила раньше.

А. Гиляревский в своем акте отметил: «тёмно-фиолетовый цвет нижних конечностей, точечные кровоподтеки на коже указывают на то, что покойный в повешенном состоянии находился продолжительное время»
Современные судмедэксперты утверждают: такие изменения наступают, если труп находился в петле около суток. В акте указано: «петли кишок красного цвета». Некоторые считают, что медик имел в виду образовавшиеся трупные пятна, что тоже свидетельствует о пребывании тела в подвешенном состоянии более 12 часов.

Важное обстоятельство, подтверждающее наступление смерти 27 декабря: Гиляревский отметил наличие в желудке покойного около 300 куб.см. в пищевой смеси, издающей нерезкий запах вина. Известно, что последний раз Есенин ел не позднее 6 вечера. Пища была легкоусвояемая. Наличие пищевой смеси в желудке свидетельствует, что смерть наступила не позже 8 часов вечера.

Оценивая все данные, смерть Есенина наступила 27 декабря 1925 года в 20:30-23:00.

Почему говорят о суициде?
Кто установил факт самоубийства? Какой следователь провел расследование и пришел к такому выводу? Кто произнес слово – самоубийство?

Первыми это сделали журналисты и враги, не имея на руках решения следственных органов и заключения экспертов. Объясняя причину самоубийства, все стали искать её в наркомании, алкоголизме, разврате, хулиганстве, стихах...

А вот доказательств убийства поэта с последующей имитацией самоубийства и не хотели замечать, не то что искать. А их было больше чем достаточно.

В 1927 году художник В. Сварог о происшедшем в номере гостиницы:

«…Мне кажется, этот Эрлих что-то подсыпал ему на ночь, ну… может быть, и не яд, но сильное снотворное. Не зря он «забыл» свой портфель в номере Есенина. И домой «спать» не ходил – с запиской Есенина в кармане.
Он крутился не зря все время неподалеку, наверное, вся их компания сидела и выжидала свой час в соседних номерах. Обстановка была нервозная, в Москве шел съезд, в "Англетере" всю ночь ходили люди в кожанках. Есенина спешили убрать, потому все было так неуклюже и оставалось много следов. Перепуганный дворник, который нес дрова и не вошел в номер, услышав, что происходит, кинулся звонить коменданту Назарову… А где теперь этот дворник?
Сначала была "удавка" – правой рукой Есенин пытался ослабить ее, так рука и закоченела в судороге. Голова была на подлокотнике дивана, когда Есенина ударили выше переносицы рукояткой нагана.
Потом его закатали в ковер и хотели спустить с балкона, за углом ждала машина.
Легче было похитить. Но балконная дверь не открылась достаточно широко, оставили труп у балкона, на холоде. Пили, курили; вся эта грязь осталась…
Почему я думаю, что закатали в ковер? Когда рисовал, заметил множество мельчайших соринок на брюках и несколько в волосах… пытались выпрямить руки и полосонули бритвой "Жилетт" по сухожилию правой руки, эти порезы были видны…
Сняли пиджак, помятый и порезанный, сунули ценные вещи в карманы и все потом унесли… Очень спешили… Вешали второпях, уже глубокой ночью, и это было непросто на вертикальном стояке. Когда разбежались, остался Эрлих, чтобы что-то проверить и подготовить для версии о самоубийстве…
Он же и положил на стол, на видное место, это стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья…" Очень странное стихотворение…»

Действительно, из пятого номера пропал пиджак поэта, а после осмотра места происшествия кто-то снял лакированные туфли с мертвого тела.

Есть и показания научного сотрудника Эрмитажа В. Головко, который до войны учился в техникуме, и ему преподаватель В. Шилов перед отправкой на фронт рассказал историю.

За день до смерти поэта он договорился с Есениным о встрече. Поэт пригласил его к себе в номер. В назначенный час вечером Шилов подошел к двери и постучался. Ему не открыли. Он решил дождаться в вестибюле и увидел, что из номера Есенина вышли двое мужчин, закрыли за собой дверь на ключ и направились к выходу, где их ждал автомобиль.
На следующий день все узнали о "самоубийстве" поэта.
После всего...
После гибели Есенина пропала веревка, послужившая удавкой. Ни в одном документе, ни у одного современника нет о ней сведений. К материалам дела не приобщалась. Вероятно, веревка оставалась в номере вместе с личными вещами поэта.

Номер опечатан и передан на хранение управляющему Назарову. Все личные вещи Есенина захватила первая жена Зинаида Райх. Она приехала 22 апреля 1926-го в Ленинград, назвалась хранительницей имущества, и, получив под расписку вещи, увезла всё в Москву.

Веревку вывезли заграницу и продали на аукционе, далее разрезав на фрагменты, вновь пустили с молотка...

Хотелось бы полного расследования смерти великого русского поэта, НО.

Вшивое" следствие
Участковый почти не осмотрел место происшествия, не зафиксировал кровь на полу, письменном столе, стенах, не выяснил, чем была разрезана у Есенина правая рука, откуда веревка для повешения, не описал состояние замков в двери, запоров на окнах, не отметил наличие или отсутствие ключа от замка двери.

Из акта не ясно, в каком состоянии находились вещи в номере (судя по газетам, в большом беспорядке), не приобщены к делу в качестве вещдоков веревка, бритва, не описаны личные вещи поэта и его рукописи.

Можно ли относиться к акту Горбова как к следственному документу? Составить он должен был протокол специальной формы. Очень важно при составлении протокола указать время осмотра места происшествия. Горбов этого не сделал. Он обязан был пригласить понятых и записать в протокол только то, что видели понятые. Он и этого не сделал.

В акте записано, что тело поэта висело под потолком, а ноги находились на расстоянии 1,5м от пола. Но Устинова, Эрлих, Назаров такого не писали. Может, это видели понятые?

Один из них, поэт Рождественский, писал, что гибель Есенина была для него полной неожиданностью. В то утро было холодно. В помещении Союза поэтов не топили. Он видел, как Медведев взял телефонную трубку (кто звонил в Союз поэтов?), как исказилось его лицо от страшного известия. Рождественский и Медведев тут же побежали в «Англетер».

«Прямо против порога, несколько наискосок, лежало на ковре судорожно вытянутое тело. Правая рука была слегка поднята и окостенела в непривычном изгибе. Распухшее лицо было страшным – в нем ничто уже не напоминало прежнего Сергея. Только знакомая легкая желтизна волос по-прежнему косо закрывала лоб. Одет он был в модные, недавно разглаженные брюки. Щегольский пиджак висел тут же, на спинке стула. И мне особенно бросились в глаза узкие, раздвинутые углом носки лакированных ботинок.
На маленьком плюшевом диване, за круглым столиком с графином воды сидел милиционер в туго подпоясанной шинели, водя огрызком карандаша по бумаге, писал протокол.
Он словно обрадовался нашему прибытию и тотчас же заставил нас подписаться как свидетелей. В этом сухом документе все было сказано кратко и точно, и от этого бессмысленный факт самоубийства показался еще более нелепым и страшным».
П. Медведев так описал увиденный труп поэта:

«…Как сейчас вижу это судорожно вытянувшееся тело. Волосы, уже не льняные, не золотистые, а матовые, пепельно-серые, стоят дыбом. На лице нечеловеческая скорбь и ужас. Прожженный лоб делает его каким-то зловещим. Правая рука, та, на которой Есенин пытался вскрыть вены, подтянута и неестественно изогнута.
Голова свернута на бок и вывернута. Как будто Есенин застыл, приготовляясь к мрачному, трагическому танцу».
Понятые увидели труп только на полу. А между тем они подписали акт, подтверждая, что поэт висел под потолком, веревка была без затяжной петли, труп висел лицом к трубе и т.д...

Подписывая акт, литераторы были, видимо, так потрясены случившимся, что не обратили внимания на "мелочи". Например, на то, что Есенин завязал порезанной рукой веревку на вертикальной трубе под потолком и ни одна капля крови не упала на лицо, рубашку, брюки. А как вообще дотянулся поэт роста 1,68м до высоты 3,8м? Откуда у Сергея веревка? И почему она без петли не съехала вниз по трубе?

…В номер прибежал выдающийся русский художник В. Сварог, сделавший рисунок лежащего на полу трупа. На этом рисунке вся одежда на Есенине в беспорядке, расстегнуты и слегка спущены брюки, «американские» подтяжки не на месте, рубашка растрепана.
А на снимке М. Наппельбаума одежда в порядке, только на гульфике не застегнуты пуговицы. Несомненно, фотографировал Наппельбаум Есенина после Сварога.
Зачем поправляли одежду перед фотографированием? Почему не пришел милицейский фотограф и судмедэксперт? Зачем прислали специалиста по художественной фотографии?


     Фото с инет .