Шквал

Сергей Видакас
21 июля 2019 года. Хотели слетать по обычному маршруту - на запад и далее по кругу, через юг, домой. Но, отлетев за Торбеево и Семёновское, развернулись в сторону аэродрома, так как с запада надвигалась непогода в виде сплошного дождевого фронта. Пока шли на восток, разглядывали отдельные фронты, вплотную подступившие уже и с севера. И вот мы вернулись в Малино. На лобовом появляются отдельные капли, так как здесь нас почти догнала непогода. Всё-таки решили сделать пару конвейеров перед окончанием полёта - хоть какая-то тренировка. Сергей (командир сегодня он) сделал свою посадку, и взлетев без остановки, передал управление мне. Дождевой фронт уже фактически на аэродроме, и я стараюсь сделать круг покороче. Третий разворот, четвёртый... Чувствуем, что не успеваем. На глиссаде сильный дождевой заряд бьёт в стекло. Видимость упала. И чем ближе торец полосы, тем хуже. Я уже почти не вижу ничего. Сильный ветер слева. Шум ливня, бьющего в лобовое. Видимость почти нулевая. "Может на второй уйдёшь?" - спрашивает меня командир. Но я не ухожу. Интуитивно чувствую, что пришёл к торцу полосы. Но ворота увидел только когда проходил их. Землю не вижу, высоту не вижу. Касание... Из-за того, что это посадка вслепую, я немного подвесил Корвет перед касанием. Поэтому произошёл отскок небольшой. Если бы в обычной ситуации, то всё прошло бы штатно - задержи ручку и просто жди, когда аппарат коснётся второй раз. Я и задержал ручку, и просто ждал. Но командир сейчас на нервах. После отскока, в условиях отсутствия видимости, он врубает газы. Но посадка моя, и поэтому я газы убираю. Это противодействие командиру вызвало во мне чувство дискомфорта. "Не надо, не надо" - сказал я, убирая газы. А Сергей продолжил своё решение претворять в жизнь. Пока так боролись, боковой ветер слева сдвигал нас вправо. Сергей врубил обороты, чтобы пойти на второй круг. А я не стал сопротивляться, так как не хотел конфликта. "Мы уже в конусах!" - прокричал командир, имея ввиду, что нас снесло с осевой линии к правым конусам, ограничивающим полосу. "Мы уже поперёк полосы шли" - продолжил он. Но это, конечно, был гротеск.
В общем идём над полосой, но землю не видим. Ощущение неприятное - максимальные обороты, а скорость на нижнем пределе. Из-за того, что нет привязки к горизонту или предметам внизу, трудно правильный тангаж выставить. Преодолевая страх ткнуться капотом в землю, отжимаю ручку от себя, и скорость, очень неохотно, приходит в норму. Идём в набор.
Я очень хотел уйти из круга, и где-нибудь, где нет шквала, приземлиться, чтобы переждать. Но на третьем развороте РП сообщил, что над полосой почти чисто. Однако от третьего к четвёртому - сплошная замазка, и бьёт дождь в лобовое. А вся глиссада от четвёртого, и до первой трети полосы, в зоне шквала. Причём видимость нулевая. Командир настоял на том, чтобы пробиваться к полосе. С тяжёлым сердцем я продолжил заход на посадку. От четвёртого начался настоящий экстрим, поскольку не видно вообще ничего. Очень громкий шум от ударов дождя в лобовое. Дождь почти заглушает даже шум от моторов. Снижаться на глиссаде в таких условиях я побоялся и просто продолжил полёт по горизонтали. Оказался прав - мы вынырнули из шквала не над торцом полосы, а значительно севернее. Я разозлился на всё это безобразие. Ещё была досада, что Серёга боролся со мной газами на предыдущей попытке посадить самолёт. Если бы не это, то сели бы после отскока, и снести вправо нас просто не успело бы ветром. Но что сделано, то сделано. Всё же это мой заход, и я решил - надоело. Прошёл над аэродромом (здесь действительно уже не было дождевого заряда). Потом развернулся и сел обратным курсом, по ветру. Когда садишься по ветру, тебя несёт с большой скоростью относительно земли. Из-за этого есть большая вероятность скозлить (подскочить после касания). Но коснулся я мягко, без подскоков.
Зарулили на стоянку. Техника на земле, экипаж в порядке. Значит полёт удался. Мы прошли через самый большой экстрим за время полётов на Корвете.

А здесь, на видеозаписи, которую делал командир с телефона, мой первый заход вслепую, отскок (из-за нулевой видимости его не видно на записи), борьба за газы, начало подъёма, малая скорость на указателе скорости, постепенное её увеличение:
https://www.youtube.com/watch?v=LXBA2pyIDWo

1.02.2020