Художественное оформление сцены. Модели обучения

Хардикова Елена
( Из опыта работы в ТЮЗе. Март, 2007. Методическая составляющая. Этапы развития. Возможности реализации.Оригинальная эксклюзивная программа сотворчества педагога и учащихся ТЮЗа.)
Работая с подростковым коллективом, я пыталась использовать все модели обучения.
Традиционная модель - репродуктивного уровня - основана на усвоении учащимися знаний и способов деятельности. Цель педагога здесь: увлечь ребёнка, закрепить мотивацию и развить её, вызвать желание регулярно посещать занятия. Так, определившись, ребята используют свои знания согласно таланту и желаниям.
На эвристическом уровне подросток сам пытается увеличить объём своих знаний, становится исследователем. Тогда я могу дать ему возможность сделать (разработать) процесс исследования самому. Это очень продуктивный уровень общения. Интерес подростка к знаниям становится ненасыщенным, а, значит, личностным. Учитель здесь становится помощником.
Последний уровень - креативный - или уровень возвышенной деятельности. Это уже переход собственно к творчеству. Это уровень созидающий, на котором формируется творческая личность, умеющая открывать и создавать новое, решать нестандартные задачи, разрешать трудные проблемы.
В результате практической деятельности все методические рекомендации Департамента дополнительного образования дали возможность проследить и оформить педагогическую составляющую деятельности в научно-методическую на базе ТЮЗа "Папирус" в Подмосковье.За неполные шесть лет появилась возможность сказать о том, что создана оригинальная эксклюзивная программа сотворчества педагога и учащихся по художественному оформлению сцены.
В дальнейшем это даст перспективу создания декоративно-прикладного отделения при Театре Юного Зрителя с целью профессиональной ориентации подростков.
И здесь уже будут использоваться не только навыки в живописи, шитье, разработке костюма данной эпохи, но и знания причёски, создания и наложения париков (пастижаторы), грима (визажисты). Будут бутафоры, реквизиторы, звукооператоры, осветители, постановщики танцев, рабочие сцены.
И здесь пригодятся и будут даны знания по декоративно-прикладному искусству. Керамика, батик, лоскутная пластика, кружевоплетение, макраме, мягкая игрушка. Резьба по дереву, аппликация из ткани, из соломки, художественное выжигание по дереву, бисероплетение и прочие навыки. А в создании декораций потребуются глубокие знания по живописи, истории искусств, композиции.
Тогда мы сможем создать программу воспитания и образования гармонически развитой личности.
Со сцены необходимо говорить о том, что истинно прекрасно. И своим трудом нести эту красоту людям. Должен быть противовес тому негативу, который приходится видеть на каждом шагу. К пошлости привыкать непростительно и глупо.И переломить агрессию негатива можно только добротой, заботой о детях и приучением их к красоте, воспитанием в них радостнотворческой силы.
Моё отношение к детям одно: "Все дети имеют талант." Моя задача - этот талант открыть, наполнить трудом и знанием и вырастить в сотворчестве новую созидательную светлую личность.