Профессионал исчезающей профессии

Владимир Кормильцев
Недавно на сайте «ВЕСТИ» промелькнуло сообщение об очередном конкурсе на соискание премии имени Николая Низова в области фотожурналистики. В этом году несколько калужских фотокоров представили на суд жюри свои работы. Я хочу сказать несколько слов не о конкурсе и  его участниках, а о том, чьим именем названа эта престижная  фотожурналистская премия. О Николае Гавриловиче Низове, фоторепортёре, фотохудожнике  и  педагоге.

Честно признаться, я не был лично знаком с Николаем Низовым, мы даже не встречались. Зато однажды встретились на одном из международных фотоконкурсов работы наших учеников. В 90-е годы я жил в другом городе, где, как и Николай, работал руководителем  детской фотостудии. Известие о том, что в числе победителей конкурса были калужские юные фотолюбители,  порадовало меня, словно привет из родной Калуги. А спустя много лет я побывал в стенах калужской  фотостудии «Взгляд», где  уже работали другие педагоги, занимались другие ученики, но ещё сохранилась старая фотоаппаратура, вещи  и фотографии  Низова.
Современным юным фотолюбителям, вооружённым автоматическими «цифровиками», наверное, трудно представить времена, когда, чтобы стать фотографом, требовалось этому долго учиться. Советские и «постсоветские» подростки  постигали основы фотографического ремесла в фотокружках при Дворцах пионеров и подростковых клубах. «Постигнув основы», многие продолжали ходить в кружок, чтобы проявлять плёнку и печатать фотографии. Домашние фотолаборатории были не у всех, а отечественного  фотосервиса, воплотившего в жизнь рекламный слоган фирмы «Кодак» («вы нажимаете кнопку  аппарата, а мы делаем всё остальное»)  у нас ещё и в помине не было...

В то время фотокружки были многолюдны, как школьные классы. Потом эта массовость «выйдет боком» новым руководителям фотокружков: чиновники наробраза начнут пенять им за «плохую наполняемость» коллективов и год за годом урезать финансирование, не понимая, что современным фотолюбителям не нужны тёмные комнаты с «мокрым столом» и красным фонарём, а достаточно фотоаппарата-«мыльницы» и домашнего компьютера…

Конечно, не только ради «халявной» фотобумаги и плёнки  приходили мальчишки и девчонки в фотокружок. Главным было общение – и со сверстниками, и с руководителем коллектива. Бывает, что человек, не преуспевший в своей профессии, становится неплохим педагогом, а тот, кто хорошо владеет ремеслом, оказывается неважным учителем. Николай Низов был настоящим мастером и в фотографической, и в педагогической профессии. Его фотоработы отмечены наградами на многих международных выставках, а Золотую медаль «WORLD  PRESS  PHOTO» 1989 года,   Николай считал главной фотографической наградой своей жизни. Кстати говоря, такой же медали до него был удостоен только один калужанин  – фотограф Адамович, в 1906 году…

Николай Низов был человеком широких интересов.  Работа в поисковых отрядах, походы, рыбалка, видеосъемка – все это являлось частью его яркой личности. И он был интересен своим ученикам, в первую очередь, как личность. Именно поэтому Николай Низов состоялся, как профессиональный педагог дополнительного образования. Кое-кто из его учеников, повзрослев, стали заметными фигурами  в узком кругу калужских фотокоров. Изредка в репортажных фотографиях на страницах местных газет мелькнёт что-то «низовское». Что-то живое, настоящее, выхваченное из монотонного течения жизни зорким оком фоторепортёра, и говорящее читателю газеты то, что не сказано (или – недосказано) печатным словом журналиста.

А вот школа фоторепортажа, которая могла бы сложиться на фундаменте, который заложил Низов, – увы, так и осталась недостроенной.  У современных профессиональных фотографов – другие приёмы и стиль работы, другие приоритеты. И настоящих, бескорыстных учителей (как говорится, учителей от Бога) среди них с каждым годом всё меньше и меньше.

Николай Низов был одним из последних профессионалов этой исчезающей профессии. Хорошо, что после ухода Мастера осталась память о нём, подсказавшая местной власти учредить ежегодный фотоконкурс и премию имени Низова.

Жаль, что осталось только это.

2014 год.