Сакральное звучание поэзии А. Кузнецова-Маянского

Анита Карелина
                Мы судьбою, как ветром гонимые,
                И душой познавали сакральное:
                Есть сторонушка наша родимая,
                Все вернёмся туда – в изначальное.
                Анита Карелина


Анатолий Кузнецов-Маянский пришел на Стихи.ру в конце 2014 года. Эрудиция, деликатность интеллигентного человека располагают к общению и знакомству с его стихами. Богат внутренний мир поэта, которым он делится с читателями. Вероятно, творческий путь начинался именно здесь:
«В Глухомани уральской Губернии
в мелочёвке НапАстей и Счасть
голос Крови,
             Зов Предков,
                наверное,
начинает сакрально звучать...»
(«Зов»)

Особенно привлекает пейзажная лирика поэта неповторимостью создаваемых образов. Даже небольшие зарисовки  впечатляют. Например, стихотворение «Первый снег».
Будто бы ничего необыкновенного..? Однако, стоит приглядеться к мазкам художника, рисующего картину... И вот оно, вдохновенное – буква к букве, слово к слову... орнамент  узорной вязью... рождение стихотворения. Это - таинство единения поэта с природой, когда даже мгновение Вечности замирает:
«Будто с кляпом во рту
                и с губами под скотч,
пробиваясь дорогой окольной,
было слышно -
              сквозь сон -
                плачем хлюпала Ночь
и в окошко скребла недовольно.
На румянец Зари взглянешь из-под руки:
златовласая Осень отпела.
Потемнел
          голубой позвоночник Реки
вдоль Степи белоснежного тела.»

Природа - живой организм, неразрывно связанный с нашей повседневностью. Она дарит чарующие ощущения красоты и миропонимания. Нужно только остановиться и присмотреться... «И стоишь вдруг беспомощно мелкий.  Судьбоносные движутся  стрелки»... Вдохновенные строки рождаются в душе с удивительными образами:
«Где-то нЕжится в зное лоза.
Здесь – где климат угрюмей, конечно,
  На шиповнике
Божья слеза
Утром тОчит колючую нежность...»
(«Остановка»)

И вот уже завораживающее лето: улыбка созерцателя и взгляд на оживающие природные явления, где жаркое солнце  может поджарить «глазунью ромашек», да ещё приправить чабрецом, и вдруг:
«...Ужалит жара как встревоженный улей,
 Охватит липучею сеткой тенет.
 И сразу заблудишься где-то в июле,
 В мгновении кратком парада планет.»
(«Июль»)

Хочется читать и перечитывать осеннюю грусть Анатолия Кузнецова-Маянского. Такую осень не любить просто невозможно, ведь в стихах ощущается именно "сакральный особенный шарм", «где  таинственны  скалы  и  вереск, где  рубины  брусники по  10-15 карат...». Наступает «пора созревших Листопадов» и происходит преображение:
     «... Зазвенела  хрустальная  осень
     Величавым хоралом
     Ветров и холодных небес,
        Бубенцами рябин,
        И замерзшею хвоею сосен
        В симфонической страсти
        Скрипичной игры до-диез.»
(«Хрустальная осень»)

Благостные строки особо звучат в открытой книге - «Aperto libro», навевая сладостно-щемящие ощущения:
«...в полдень по местному,
зачеркнув на заборе ворон,
Снег
      посыпался.-
                Манной  небесною,
из далёких библейских времён.»

О некоторых своих зарисовках Анатолий Кузнецов-Маянский отзывается как о «зряшных вещицах», место которых в «чулане», не помышляя о том, что каждое творение  неравнодушного поэта таит в себе особый философский смысл. На первый взгляд покажется, что подобные «мелочи» никому не интересны. Однако в этом мире не бывает мелочей. «Колдовские инициации» осколками мифа волнуют и погружают в состояние, когда «и сладко и тоскливо в размытых очертаниях времён»: 
 «Обычный  Вечер.
                Он - совсем - пропащий.
Что взвешивать его за суетой?
Проходит Жизнь,
                пускай и не блестяще...»
(«В Предчувствии»)

Погружение в волшебный поэтический мир Анатолия Кузнецова-Маянского привлекает своей неординарностью. Невольно присоединяешься к размышлениям поэта, когда «В распадке день двоится и парИт»:
«...Лиловы тени словно туареги.
Я подберу сосны дремучий скрип
К сто лет назад
                Промчавшейся телеге.
И брошу мысли в жернова колес
В тоске души,
               Вдруг уходящей в пятки...»

Можно не единожды читать и перечитывать стихотворение «Перемещения»,  размышляя над каждой строкой. Хочется вместе с автором, в его Предместье, как уникальном месте силы, понять и принять философию бытия и небытия, сорванным ветром листком мчаться над родными погостами, погружаясь в горнюю тишину, слышать музыку ветра и ощущать тот взгляд заоблачный:
«...И  глядят
             Заоблачные
                Люди
в кротком ожидании Своих.
Будет День,
             которого не видно,
тот,- что не минует,-
                как Удел.
Это - Тайна Тайн.
                И, очевидно,
так уж сам Создатель захотел...»

Только мудрый созерцатель может пройти сквозь тайну тайн к Созвездию Креста, вписавшись «в блёклые погасшие пейзажи». А это значит - увидеть свой путь к Храму.

В заключение хочется привести слова В. Ключевского: «Талант — искра божия, которой обыкновенно человек сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим.»  В этом сакральная суть поэзии. Внутренний мир настоящего поэта уникален, и если он открыт читателю, это заслуживает самой высокой оценки.

Со стихами поэта Анатолия Кузнецова-Маянского можно познакомиться по ссылке: http://www.stihi.ru/avtor/graalgraal1.



Фото автора