Музыка Русского Слова

Валерий Мухин Псков
          Для меня – поэта, Слово является тем материалом, каким являются краски для художника. А русский язык и русское Слово поистине делают чудеса. Замечательное свойство нашего языка заключается в лёгкости и музыкальности, с которыми можно выразить исключительно всё, все жизненные явления: мысли, чувства, ярость, страсть, злодейство, любовь, красоту природы и прочее. И вот, говоря о себе, я всегда стремился к песенности стиха, к музыке Слова и звука: «Наверно есть какая-то основа, У творческого духа моего, И прежде, чем ко мне приходит Слово, Я в сердце слышу музыку его».
          А в своих поисках Слова я вначале пути поставил себе, как программу: «Ещё незрячий и убогий Впотьмах, угадывая след, Пойду наощупь, без дороги, На чистый звук, на ясный свет».
           Вот оно это творческое направление, которого я придерживался всю свою жизнь – «чистый звук и ясный свет», а по прошествии лет сверял свои координаты, а правильно ли я иду: «Я иду к восходящему свету, К чистой песне, что слышу вдали». Вот они – те же «восходящий свет» и «чистая песня», звук, да ещё песенный, гармоничный.
          И в этом стремлении приходилось испытывать и сомнения: «Найду ли достоверные Слова?», и разочарования: «Сладким Словом не скрою, Всю сыновью вину», и горечь: «Почему не хватает хорошего друга, Кто волшебные знает Слова?».
          А всё оттого, что в душе было одно простое желание: «Простыми покаянными Словами  Хочу я исповедаться пред вами, Но нужных Слов сказать я не могу, Как будто для кого-то берегу».
          И потому, как для страховки: «Боюсь кого-нибудь обидеть: Случайно, походя, в лицо.… Всегда с собой в открытом виде Ношу приветное Словцо».
          И это понимание пришло из жизненного опыта, когда просто по неосторожности: «Поэта Словом можно погубить  И не заметить ничего при этом. И будет тело по земле бродить – Пустое тело бывшего поэта».
          А бывало, что нечаянное слово, брошенное ненароком, необдуманно и случайно обижало близкого человека: «Не подам я даже виду – Не насуплю бровь сурово.… Не выращивай обиду За нечаянное Слово».
          И пришло осознание страшной и могучей силы слова, и осторожного обращения с ним, как со смертоносным оружием: «Я в этом мире правду почитал, Но не всегда мне правда помогала: Иное Слово было, как металл, - Как пуля, грудь навылет пробивало».
          И на этом творческом пути, когда ждёшь, что вот-вот «Слово скрипнет в душе» приходилось забираться в заповедную глушь: «Приобщаться к корням и основам, В деревенской избе ночевать, И волшебным, целительным Словом, Занедуживший слог врачевать».
          И здесь, в заповедной глуши, на просторах русской земли, рождались заповедные стихи, которые дарила сама природа: «Все Слова, что жили-были В мире Божием добра Мне напели и навыли Наши вьюги и ветра».
          И было праздником то мгновение, когда: «…Проклюнулось Слово, набухшее в чреве души».
          Но волшебство Слова проявлялось и в том, что оно могло излечивать и самого человека: «Торопитесь Словом помогать – Врачевать болезни и мытарства. Слово тоже может исцелять Иногда вернее, чем лекарство». «Нам Слова надёжные нужны, Иногда надежда лишь на Слово».
          И в слиянии с природой происходили настоящие чудеса, когда прямо под ногами отыскивались те Слова, от которых ликовала душа: «Воскрешаю чистые, простые – Те, что люди часто забывают. Иногда бывают – золотые, Иногда - бесценные бывают».
          А там уже, поди, знай, что меня ждёт впереди: «Солёным Словом захлебнусь, Иль песней на ветру. Каким меня вскормила Русь, Таким я и умру».
          А пока я – не что иное, как «музыкой звучащее звено», и кажется, знаю ту правду, что: «Секрет высокого поэта – В невольной музыке души».
                И потому на свет являются новые, и новые песни: «И родилось Слово Светлое на свет. Ничего такого В этом Слове нет, Только всё на свете  Изменилось вдруг: Стал теплее ветер, Стал нежнее звук.… И ушли печали, И пропала злость. Мы - не одичали – Слово родилось. В климате суровом Стало жить и петь. Ласковое Слово Победило смерть».
          Да и как же не рождаться новым Словам и песням, когда сама псковская природа, одухотворённая гением Пушкина и красотой, и мужеством древней земли, звучит, как русская песня: «И восходит пушкинское Слово, И выносит песни на простор – Песни Гдова, Порхова и Пскова, Музыку Изборска и Пушгор».
           Поэту нужно всегда помнить слова Александра Блока: «он приводит в гармонию Слова и звуки, потому, что он – сын гармонии – поэт». Я всегда это помнил и теперь:

 «Я говорю на склоне лет:
- Спасибо, Александр Блок.
Как «сын гармонии – поэт»  -
Я честно делал то, что мог…
Но это область мастерства –
Всегда беречь родную речь,
И под покровом колдовства
Живую музыку извлечь».
         
2020 январь