Борису Пастернаку - 130 лет

Александр Савченко 2
(1890-1960)

   10 февраля – день рождения гениального Бориса Леонидовича Пастернака.
Сегодня ему исполнилось 130 лет.
   Он прожил 70 лет – приличный жизненный срок для поэта. Возможно, ещё и потому, что жил он в  соответствии  с  разумным  принципом,  который как-то высказал Евгению Евтушенко: «Никогда не предсказывайте свою трагическую смерть в стихах, ибо сила слова такова, что она самовнушением приведёт вас к предсказанной гибели. Вспомните, как были неосторожны со своими самопредсказаниями Есенин и Маяковский, впоследствии покончившие петлёй и пулей. Я дожил до своих лет только потому, что избегал самопредсказаний».
   И всё-таки в 1932 году он заявил:

   О, знал бы я, что так бывает,
   Когда пускался на дебют,
   Что строчки с кровью – убивают,
   Нахлынут горлом и убьют!

   Он умирал от тяжёлой болезни – рака лёгких. Кровь шла из горла, он знал о неизлечимости недуга, но принимал мужественно горькую чашу страданий. К тому времени он уже стал нобелевским лауреатом и под давлением негативного общественного мнения, а, точнее сказать, травли, организованной сверху, написал горькие строчки:

   Я пропал, как зверь в загоне.
   Где-то люди, воля, свет,
   А за мною шум погони.
   Мне наружу ходу нет.
   ...Но итак, почти у гроба,
   Верю я, придёт пора,
   Силу подлости и злобы
   Одолеет дух добра.

   Пастернак, выпускник философского факультета МГУ, и в поэтическом творчестве был, прежде всего, философом. Тяготея к символизму, он дорожил дружбой с Цветаевой и Ахматовой, но недолюбливал Мандельштама, хотя заступился за него перед власть предержащими.
   Его роман «Доктор Живаго» с христианскими стихами, как и всё его творчество, по словам Андрея Вознесенского, – «благовещизм». Он объясняет: «Пастернак – присутствие Бога в нашей жизни.  Присутствие, данное не постулатно, а предметно, через чувственное ощущение Жизни – лучшего, необъяснимого творенья мирозданья.  Дождь дан как присутствие Бога в нём, еловый бор как присутствие Бога, Бог дан в деталях, в стрижах, в каплях, и наше чувство – это, прежде всего, в чистом виде Божье присутствие. Каждая вещь для поэта – Благовещение. Я сказал бы о благовещизме Пастернака.  Выставка эта полна вещей – вестей от Бога». Сказано точно и замечательно!
   
   Роман «Доктор Живаго», напечатанный в Италии коммунистом Фельтринелли, который после этого вышел из компартии, вызвал шквал негодования в Советском Союзе. Руководители государства сравнивали Пастернака со «свиньей, которая гадит там, где ест». Тем временем роман опубликовали во многих странах мира, а автору присудили Нобелевскую премию, от которой он под давлением общественной среды отказался. Причина такой оппозиции, скорее всего, в христианской фабуле романа, который является искренней исповедью самого автора, покаянием перед Богом за свою сомнительную позицию философа. О Боге в романе размышляют Юрий Живаго, Лара, бывший священник и даже женщина из простого народа.
   
   Великолепны стихи Юрия Живаго о Рождестве и Пасхе. Кстати, Лара плачет над усопшим Юрием, сожалея, что его не отпевают по-церковному: ведь он был настоящим христианином! Впрочем, аналогичной оказалась посмертная судьба и самого Бориса Пастернака.
   В стихотворении  «В  больнице» Борис Пастернак, исходя из собственных переживаний, весьма живописно изображает уходящего в вечность человека:

   О Господи, как совершенны
   Дела Твои, – думал больной, –
   Постели, и люди, и стены,
   Ночь смерти и город ночной.

   Я принял снотворного дозу
   И плачу, платок теребя.
   О Боже, волнения слёзы
   Мешают мне видеть Тебя.

   Мне сладко при свете неярком,
   Чуть падающем на кровать,
   Себя и свой жребий подарком
   Бесценным Твоим называть!

   Кончаясь в больничной постели,
   Я чувствую рук Твоих жар.
   Ты держишь меня, как изделье,
   И прячешь, как перстень, в футляр!

   Только настоящий христианин достигает такого уровня духовного сознания, что понимает, как «дорога в очах Господних смерть святых людей Его» (Пс. 115:6). Только для христианина «жизнь – Христос и смерть – приобретение». И Пастернак знал, что «любящим Бога всё содействует ко благу» (Рим.8:28). И гонения, и страдания, и смерть.
   И, размышляя  о  Гефсиманской молитве Спасителя, он смиренно преклоняется перед волей Господней – «благой, угодной и совершенной»:

   На меня поставлен сумрак ночи
   Тысячью биноклей на оси.
   Если только можно, Авва Отче,
   Чашу эту мимо пронеси.

   ...Но продуман распорядок действий,
   И неотвратим конец пути.
   Я один, всё тонет в фарисействе.
   Жизнь прожить – не поле перейти.

   О похоронах Пастернака подробно рассказал писатель Вениамин Каверин: «Но кто-то ещё стал говорить – стоявшие близко от могилы сказали, что это была речь сектанта…  Литфондовец оборвал его, он умолк… Гроб уже опускали, все стали бросать цветы… Глухой стук земли о крышку гроба послышался – всегда страшный, а в этот день особенно не страшный. Все стояли теперь молча». 
   Как ни парадоксально, но в современном ему обществе Пастернак выглядел бы, его при жизни клеймили, «отщепенцем и предателем».

   На этом «чудеса», связанные уже с могилой Пастернака, не закончились. Евгений Евтушенко в стихотворении «Прослушка» (из триптиха «Пастернакиада») касается еще одной детали посмертной судьбы великого поэта:

   Нехитрая могила Пастернака
   Была не одинока и, однако,
   По новым людям детски голодна.
   Трава на ней как будто привставала,
   Чтобы услышать наши голоса.

   Здесь были беглецы из лжи, беглянки.
   Стихи в тени странноприимных куп
   Выпархивали, будто бы белянки,
   Из старческих и юношеских губ.

   Здесь на скамью во времена судилищ
   Для самых доверительнейших встреч
   Мятежные писатели садились,
   Чтоб в тайне слово каждое сберечь.

   Скамья-старушка, милая простушка,
   Стихи послушать вроде бы любя,
   Зачем же ты скрывала, что подслушка
   Была так ловко вделана в тебя?

   Подслушкой занимаются глухие.
   На верхних ветках только глухарье.
   Подслушали бы сердце у России
   И у поэтов истинных ее.

   А закончить это эссе мне хочется словами самого Бориса Пастернака о нашем Спасителе:

   Но книга жизни подошла к странице,
   Которая дороже всех святынь.
   Сейчас должно написанное сбыться,
   Пускай же сбудется оно. Аминь.