ПалеОнтология

Владлен Кешишев
Аплодисментов листопадом
Венчает осени страда,
Она дарить плодами рада,
А значит, в след за снегопадом,
Придут весна и летний зной,
И с Яйлы  мы нырнём в прибой,
Пройдём по тропам Карадага
Следами воплощений мага.

Крым - наш этюдник до заката.
Мы, окуная кисть в рассвет,
Росткам прапрадедова сада -
Праправнукам оставим след.

Здесь конницы татарской поступь
Чеканит сердоликов россыпь
И звездопадным чутким сном
В ковыльном серебре степном,
У древних стен Бахчи Сарая
Видениям веков внимая,
Растит для поколений новых
Лавандовых полей обновы.

Роз, уходящих к горизонтам
Но спинам скальных мастодонтов,
Пьянит, тревожит аромат.
Легенды Аю-Дага клад
Хранят в палеозойской лаве
Тому, кто Таврию прославит
Венки сонетов принесёт,
И в полночь скифскую уйдёт
По Крымскому мосту на взлёт.
***
11.02.2020

Аю-Даг - Медведь-гора, находится на юге Крыма в поселке Партенит и является одним из красивейших мест на южном побережье. Высота Медведь горы 573 метра, до половины находится в воде, площадь горы — 4,1 квадратного километра.   
   Медведь-гора должна была стать настоящим вулканом около 160 миллионов лет назад. Под землей магма на протяжении около миллиона лет создавало зону напряжения, за счет чего она и росла, но прорваться на поверхность в виде вулкана так и не хватило сил. Если бы это случилось,возможно, бы мы рассматривали ее, как Карадагский массив.
   Первые поселения, которые были на Медведь-горе, датируются X веком до нашей эры, во время раскопок были найдены орудия труда, каменные наконечники стрел, копья. В более поздних пластах, датируемых четвертым веком до нашей эры, было относительно небольшое поселение которое принято относить к племенам тавров. Потом гору облюбовали в Боспорском царстве. В VI веке в окрестностях строят монастырь Петра и Павла. Разрушение храма относят к периоду захвата Крыма Османской империей.
 
Легенда о Медведь-горе
В незапамятные времена на берегу Крыма, когда он совсем был диким и необитаемым, жила стая медведей. Дикий нрав, свирепый взгляд, огромные когти и непробиваемые шкуры. И были они ростом с гигантов, возле их логова не селились ни люди, ни звери. Добывать пищу приходилось по всей территории Крыма. Предводителем был у них самый старый и грозный вожак, его почитали все или боялись, его решение было законом, и ослушаться никто не мог. И вот однажды, вернувшись с очередной охоты, на берегу моря возле логова медведи нашли обломок большого корабля. Медведи начали с любопытством рассматривать обломки, перебирать доски и морские снасти, и вот на удивление всем, они нашли сверток, небольшой, совсем крохотный. Вожак взял сверток в свои огромные лапы, начал вынюхивать, высматривать. Вдруг сверток начал тихонько двигаться, шевелиться. Медведь насторожился, решил ткнуть когтем, когда неожиданно сверток распахнулся, а оттуда появилась маленькая девочка, совсем кроха. Мишка прильнул к ней мордой, начал обнюхивать, но кроха почувствовала тепло, схватила его за морду и вся прижалась, пытаясь получить хоть немного тепла. Медведь отпрянул назад, положил ребенка на песок и начал рассматривать. Кроха поползла к нему навстречу, заползла к нему под лапу и мирно уснула. Медведь никогда не имел своего потомства, никогда не испытывал жалости, был суров и свиреп, первый раз за свою жизнь в его диком зверином сердце что-то зашевелилось. То ли это была любовь, то ли старость, но кроха осталась в стае. Ее не мог тронуть не один медведь, даже приближаться к ней было табу.

Годы летели незаметно, девочка росла красивой и доброй вдали от людей, медведи стали ее семьей, а старый вожак — отцом. Ее обожали все медведи, понемногу даже звери стали селиться возле логова медведей. Чтобы не пугать девочку, медведи уходили на охоту подальше в горы и, возвращаясь, обязательно приносили ей ягоды, фрукты и мед. Так бы могло продолжаться вечно, но вот однажды, в то время, когда медведи были на охоте, на море начался шторм, волны вздымались до неба, ливень был непроглядный, всю ночь девочка просидела в берлоге у огня, прячась от непогоды. Наутро, выйдя из берлоги, девочка увидела множество поваленных деревьев, весь берег был затянуть тиной морской, а у дальнего края, возле скал виднелось что-то необычное, то, чего девочка не могла вспомнить — это были обломки большого корабля. Подойдя к обломкам, девочка увидела полумертвого юношу, в оборванных одеждах, едва дышавшего. Она аккуратно вытащила его из-под обломков и перетащила в пещеру, которая была недалеко от места крушения. Развела огонь, обработала раны и начала выхаживать юношу. Когда вернулись медведи, девочка, опасаясь за жизнь юноши, все оставила в тайне. По ночам наведывалась к нему, меняла повязки. И вот через неделю он открыл глаза. Первое их знакомство было весьма забавным, они друг друга не понимали совершенно, на языке жестов они начали понемногу объясняться и пока протекало лечение начали находить общий язык.

Время шло, юноша совсем окреп и влюбился в свою спасительницу, он ей поведал о дальних берегах, о том, как за морем течет жизнь, что он из знатного рода, что его наверное уже ищут во всех концах земли. Проводя ночи у костра, девушка очень сильно захотела это все повидать, но понимала, что если об этом узнает ее отец медведь, то это все закончиться трагично. Все это она рассказала юноше, и они решили бежать на лодке, которая к этому времени был практически закончена. И вот в теплую летнюю ночь они сели в лодку, как только начали отплывать от берега увидели, что возле скалы началось какое-то метание, через минуту они стали отчетливо слышать нарастающий шум. И тут стало все понятно, кто-то из медведей их заметил и рассказал все вожаку, его рев заглушил весь шум моря. Дико обезумев, он ринулся к ним в сторону удаляющейся лодки. Видя, что догнать ее вплавь он не сможет, он решил осушить море. Погрузив морду в воду, он начал его пить и с каждым глотком оно становилось все меньше и меньше, а он с каждым шагом все ближе и ближе к лодке.

Тут девушка взмолила медведя старца, все ему рассказала, а когда закончила — сказала, что прыгнет в море, если он ее не отпустит. Медведь замер, немного подумал и решил, пусть лучше она будет жива, чем погибнет по его вине, и отпустил их. Но сердце медведя было разбито, а тело наполнилось таким количеством воды, что он стал размером в скалу. Идти куда-то ему больше не хотелось, да и целей особо больше не было. Так он пролежал многие годы, тоскуя по своей прекрасной девочке, думая о ней, смотря на звезды, пока его кожа не стала камнем, а он Медведь-горой, так и лежит мордой к морю, смотря на звезды.