Философ Сенека

Игорь Шавель-Гончаров
Луций Анней Сенека,
Лат. Lucius Annaeus Sеnеca minor,
Сенека Младший,
Или просто Сенека,
В 4-м году, до нашей эры,
В Кордубе родился,
Сейчас зто город Кордова,
А в 65-м году, нашей эры,
В Риме умер,
И прожил 69-ть лет,
Римский философ-стоик,
Деятель государства,
Воспитатель Нерона,
И римский поэт,
Родился в семье,
Римского всадника и ритора,
Луция Аннея,
Сенеки–старшего,
В раннем возрасте был,
Отцом привезен в Рим,
Там учился,
У Сотиона пифагорейца,
У стоиков:
Аттала, Секстия Нигера,
Папирия Фабиана,
В юности философией увлекся,
И под влиянием отца,
Государственную карьеру начал,
Но из-за болезни прервалась она,
И чуть с собой он не покончил,
А затем для лечения,
В Египет уехал надолго,
И там сочинения написал:
Научно-этических,  десять трактатов;
Восемь книг, «Естественнонаучных вопросов»;
«Нравственные письма к Луцилию»;
Аннея Сенеку,
Вот уже почти два века,
Человечество цитирует,
А политики и писатели,
Философы и поэты,
Его суждения приводят,
Историки рассказы пишут,
Об его жизни при дворе Нерона,
И в них показано, что он,
Фигура трагедий достойная;
И хотя Сенека,
Ни великим политиком,
Ни драматургическим гением,
Ни выдающимся философом,
Не был,
Его помнят и не забывают,
Почти 2-ве тысячи лет,
Потому что личность Сенеки,
Его жизнью формировалась,
Затрагивала суть таких понятий,
Как добро и зло, жизнь и смерть,
Богатство и бедность,
И к такому вопросу,
Эти понятия Сенеку привели,
В чем смысл человеческой жизни?
И хотя в соответствии,
С семейной традицией,
Он политическое дело выбрал,
Но по-настоящему его влекла,
Только философия,
Посвященная спокойной жизни,
Эти сферы деятельности,
Воспитанием Сенеки,
Были обусловлены,
И обстоятельствами,
В которые он помимо своей воли,
Вовлечен был;
Семья Сенеки жила,
В испанском городе Кордова,
Отец будущего философа,
Луций Анней Сенека Старший,
Римским всадником был,
И в справедливость богов,
И величие Рима верил,
И человеком образованным,
Не чуждым философии слыл,
В молодости Сенека Старший,
Увлекался риторикой,
И многих ораторов слушал,
О политической карьере,
Для сыновей мечтал,
Поэтому в Рим перебрался,
Философией Сенека,
Еще в юности увлекался,
И под влиянием,
Стоиков и пифагорейцев,
Неукоснительно следовал,
Обычаям воздержания,
И до кончины их соблюдал,
Но начало политической,
Деятельности Сенеки,
Было прервано,
Сенека Младший заболел,
И болезнь эта, Луция Аннея Сенеку,
Чуть до самоубийства не довела,
Об этом эпизоде Сенека писал:
«Часто меня тянуло покончить с собой,
Но удержала мысль о старости отца,
И я не думал о том,
Как мужественно смогу умереть,
А думал о том, что он не сможет,
Стойко перенести мою смерть,
Поэтому я и приказал себе жить:
Ведь иногда и остаться жить,
Мужественным делом,
Можно считать»;
Луцию Аннею мужества хватило,
Чтобы болезнь преодолеть,
Но и на то, чтобы,
На политическом олимпе,
Свое место завоевать,
Римский писатель и биограф,
Светоний отмечал,
Что «расцвет славы» Сенеки настал,
При императоре Калигуле,
Молодой политик и оратор,
За короткий срок удостоен был,
Первой государственной должности,
И в сенат вошел,
Там одна из его речей,
Вызвала зависть Калигулы,
Ведь в ораторском искусстве,
Сенека его соперником стал,
И по распоряжению Калигулы ,
Сенеку чуть жизни не лишили,
Но спасла его,
Императорская наложница,
Уверила Калигулу она,
Что Сенека слаб здоровьем,
И сам вот-вот,
От чахотки умрет;
Следующий плохой эпизод,
В жизни Сенеки настал,
Когда он обвинен был,
В прелюбодеянии с племянницей,
Одной знатной особы,
И сенаторы требовали смерти его,
Но император Клавдий сенат просил,
Казнь ссылкой заменить,
И Сенека в Корсику изгнан был,
И там в отчаяние впал,
И о помиловании просил,
В трактате «Утешение к Полибию»,
Но позже духом укрепился,
Жизнью не разочаровался
И наблюдениями за звездами,
Сенека занялся,
Удаление из Рима и наблюдения эти,
Заставили Сенеку по-иному оценить,
Цель пребывание в этом мире,
Перед ним снова вопрос встал,
О важности жизни,
Перед которым меркнет даже,
Государственное служение,
Об этом Анней размышлял,
В трактате «О краткости жизни»,
В котором указал,
Что «без спешки исполнять истинный долг,
Можно лишь тем,
Кто захочет каждый день,
Быть в близости к Зенону,
К Пифагору, Демокриту и других,
Зачинателей наук благих»,
Ссылка  Сенеку отдалила,
От государственных дел,
И себя он философом, космополитом,
Гражданином мира ощутил,
И чувство это было,
Настолько сильным,
Что собирался он ехать в Афины,
Чтобы продолжать там,
Заниматься любимым делом,
Однако, это не произошло,
Так как в 48 году,
После убийства Валерии Мессалины,
Жены Клавдия,
Новой женой его,
Агриппина стала,
Мать будущего императора Нерона,
Клавдием усыновленного,
Агриппина отнеслась к Сенеке,
Очень благосклонно,
И возвратила его из ссылки,
И ему предложила,
Стать наставником ее сына,
Сенека предложение принял,
Хотя и понимал, что на компромисс идет,
Не трудно было предположить,
Что дворцовые интриги с кровопролитием,
Продолжатся и впредь,
И он будет втянут в заговоров сеть,
И это расходилась планами Сенеки,
На спокойную жизнь,
Правда он полагал,
Что если у власти будет мудрец,
То он будет справедливым царем,
И для государства станет идеалом,
Но надежды эти не сбылись,
Нерон оказался,
Не только властолюбивой,
Но и личностью преступной,
И хотя во время молодости Нерона,
Сенека фактически правителем Рима стал,
Позднее оттеснен от власти был,
Когда отказался санкционировать,
Репрессии против врагов Нерона,
И против христиан,
Будучи стоиком Сенека настаивал,
На телесности всего сущего,
Однако в возможность верил,
Безграничного развития знания,
И для душевного равновесия,
Основу Сенека искал,
В пантеистических воззрениях,
Стоической физики, или натурфилософии,
Думал Сенека «О счастливой жизни»,
Искал ее в пантеизме,
Философском учении,
Отождествляющим,
 Бога и Вселенную,
Идеи очень древней,
Отрицающей различия между,
Абсолютным Богом и Вселенной,
И утверждающей полное их единства,
Которое находится в основании,
Всего материального,
Мыслимого и интуитивного,
Но в отличие от классического стоицизма,
В философии Сенеки присутствует,
Четкий религиозный элемент,
А мысли Сенеки настолько сильно,
Совпадали с христианством,
Что он считался тайным христианином,
И ему приписывали переписку,
С апостолом Павлом,
Большое влияние на Сенеку,
Оказали взгляды Посидония,
А в поздние годы Сенека,
Эпикура изучал,
Но его установок не разделял,
Но при Нероне,
Сенека вынужден был,
Поступаться принципами своими,
И эти уступки уводили его,
От нравственных норм,
Составлявших суть,
Его учения в основном,
А после убийства Агриппины,
Матери Нерона,
Положение Сенеки при дворе,
Стало невыносимым,
Об отставке ходатайствовал он,
И принять назад Нерона просил,
Полученные ранее богатства,
Нерон отставки не принял,
И богатства взять не пожелал,
Но Сенека уже решил,
От дел удалиться,
Но это Сенеку,
От Нерона не спасло,
Император уже понял,
Что его учитель преграда,
На пути к абсолютной власти,
И избавляться от него надо,
А в 65-м году раскрыт был,
Заговор Пизона,
Этот заговор объединял,
Участников только страхом,
И ненавистью к Нерону,
Нейрон поверил клевете и доносу,
Об участии Сенеки в заговоре этом,
И своему наставнику умереть приказал,
Философ достойно смерть принял,
И вскрыл себе вены,
По завещанию Сенеки его труп,
Сожгли без всяких обрядов,
А жена Сенеки Паулина пожелала,
Вместе с ним из жизни уйти,
И тоже вскрыла себе вены,
Однако Нерон,
Ненависти к ней не питал,
И не желал усиливать свою жестокость,
Не допустить ее смерти приказал,
Рабы остановили кровотечение,
Перевязав ей руки,
Паулина долго болела,
От потери крови,
Но пережила мужа,
Лишь на несколько лет;
В жизни Сенека,
Примирить не сумел,
Нравственность и власть,
Но в своих сочинениях,
Из этого положения,
Сенека выход нашел,
Этим он снял для себя,
Противоречия реальной жизни,
Уготованные «всевидящей судьбой»;
Творческое наследие Сенеки,
Очень значительно,
Его перу принадлежат,
Философские сочинения,
Художественные,
И естественнонаучные сочинения,
Многие из которых утрачены,
Несколько философских трактатов,
Девять трагедий,
Одну историческую драму,
Девять философско-этических диалогов,
Восемь книг, «Естественно-научных вопросов»,
И знаменитые,
«Нравственные письма к Луцилию»;
Нормы римской морали,
Приоритет долга диктовали,
Мужества, доблести,
Стремления к благу государства,
Но как римский гражданин,
Сенека шире трактовал,
Проблемы личности и государства,
Он писал:
«Надо добиваться, прежде всего,
Чтобы мы не шли, как овцы,
Вслед за вожаком стада,
Направляясь не куда следует идти,
А куда идется,
Наилучшей мы считаем жизнь по разуму,
А не по чужому подобию»,
Сенека упор делал,
На долге человека,
Перед собой и людьми,
Исполнять этот долг учил,
Примером были основатели,
Стоической философии,
Которые «выносили законы,
Для всего рода человеческого,
А не для одного государства,
Выполняя эти законы,
Человек не запирается в стенах,
Одного города,
Но выходит на простор мира,
Который становится ему отчизной»,
В этих рассуждениях видны,
Космополитические идеи,
И очень важно учесть,
Что их проповедует римский гражданин,
Который предпочитает служить,
Не гражданской общине,
Превратившейся в толпу,
Рабов для тирана,
А вселенскому «сообществу богов и людей»,
Это обозначилось,
В итоговой книге Сенеки,
«Нравственные письма к Луцилию»,
Всего писем 124- ре и собраны они,
В один солидный том,
В них все подчинено этике,
И научные изыскания о природе,
Которыми Сенека занимался,
Весьма основательно,
Включены в трактат с целью,
Направленной на прояснение,
Нравственных проблем общества,
Свои философские письма,
Сенека адресовал формально,
В прокуратору Сицилии,
И своему другу,
Любителю словесности Луцилию,
Но фактически письма являются,
Посланиями самому себе,
И нравственным его завещанием,
Продиктованным голосом разума,
Обращение «ты»,
Становится авторским «я»,
Воплощающим свод,
Стоической морали,
В общем виде,
«Письма к Луцилию» ,
Явились программой,
Самоусовершенствования,
Ее Сенека предназначал,
Для самого себя,
И для Луцилия,
И в его лице,
Всему сообществу;
Сенека «Письма к Луцилию» начинал,
С  совета другу освободить время,
Для совершенствования души,
Обратившись к лучшему,
Что есть в ней самой,
И неважно при этом,
Сидит ли человек в своем доме,
Или странствует,
Он всегда наедине с собой,
Важно, какие мы есть,
А не то, где мы пребываем,
И поэтому «ни к одному месту,
Мы не должны привязываться душой,
Но должны жить с убеждением:
Что не для одного уголка я рожден,
Весь мир для меня отчизна»;
У Сенеки «человек добра»,
Никогда не ищет себе оправданий,
Лечит себя мудростью,
И пренебрегает похвалой,
Вообще же,
Награда за добродетельный поступок,
В самом поступке,
Для достижения добродетели,
Надо не ограничивать страсти,
Как советовали последователи Аристотеля,
Перипатетики,
А совершенно их искоренять,
Однако, Сенека считал,
Одного желания добра мало,
Необходимы еще и воля,
Воспитание чувств,
Пробуждение совести,
Но на фоне прагматичной психологии,
Древних стоиков,
Признававших только разумное начало,
Доводы Сенеки меняли,
Весь стиль философствования,
И стиль повествования:
«Будем жить так,
Чтобы бывшее словом недавно,
Стало делом постоянным,
Когда несет волна,
Нужно крепко руль держать,
Бороться с самим морем,
Держать по ветру паруса,
Не разговаривать,
А нужно править»,
Он предлагал соизмерить,
Выводы собственного разума,
С волей созидающего Логоса,
Или божества,
Которая может быть только благом,
Ибо бог – величайший благодетель,
Он заботится о людях,
И наставляет их,
На путь истинный,
В связи с этим возникал,
И вопрос о страданиях человека,
Зачем они ему даны?
Сенека отвечал:
«Бог посылает страдания,
С тем, чтобы закалить,
Человека добра в испытаниях,
Бог подобен любящему отцу,
А не ласковой матери,
Ты велик, человек?
А откуда мне это знать,
Если судьба не дает случая,
Добродетель тебе показать?»
И как часть божественной воли,
Человек добра,
Должен воспринимать и смерть,
В этом лучшее лекарство,
Против страха смерти есть:
«Нет никакой разницы,
Смерть к нам придет,
Или мы к ней,
Внуши себе, что лжет,
Общий голос невежд, утверждающих,
Будто «самое лучшее,
Это умереть своей смертью»,
Но чужой смертью никто не умирает,
И подумай еще вот о чем:
Никто не умирает не в свой срок,
Своего времени ты не потеряешь:
Ведь то, что ты оставляешь после себя,
То это уже не твое,
Как ты полагаешь»,
Сенека и к проблеме самоубийства,
По- своему подошел,
Он утверждал,
Что нельзя уходить из жизни,
Под влиянием страсти,
Разум и нравственное чувство,
Сами подскажут, о том,
Когда самоубийство является,
Наилучшим выходом,
Вместе с тем,
Если не останется возможности исполнять,
Свой долг человека,
Самоубийство, Сенека считал,
Не только допустимо,
Но и оправданно,
Принуждение, неизбежность казни, рабство,
Вот те явления, которые делают смерть,
Обязанностью мудреца;
Потерпев неудачу,
В государственной деятельности,
Разочаровавшись в нравственных критериях,
Римского общества,
Сенека не замкнулся,
В высокомерно-бесстрастной мудрости,
Из идеалов древней Стои,
Ему римлянину,
Ближе всего оказался идеал,
Человеческой общности,
Хоть и в фантастическом образе,
«Вселенского града»,
Дух объединит людей,
Сенека так считал,
И этим он прокладывал,
Путь к христианству,
 Он напоминал,
Об истинных ценностях Стои,
И древней мудрости в целом,
Мыслитель словно предвидел,
Нравственные искания,
Всех будущих поколений,
Он писал:
«Я преклоняюсь перед всем,
Что создала мудрость,
Мне отрадно видеть в ней,
Наследие многих,
Накопленное и добытое,
Их трудом для меня,
Но будем и мы поступать,
Как честные отцы семейства:
Умножим полученное,
Чтобы это наследие,
Обогащенным перешло,
От нас к потомкам,
Много дела есть и теперь,
И останется всегда,
И даже тот,
Кто родится через сто тысяч лет,
Не лишен будет возможности,
Что-нибудь прибавить к завещанному»;
Цитата:
«Дорогу осилит идущий»,
Одна из версий,
Приписывает авторство фразы,
Луцию Аннею Сенеке.