Почти правильная правда это ложь...

Марина Артюх
        Хотелось бы поговорить об одном тексте, показательном для нашего времени, вот этот текст.

     часть 4
   Елизавета Мусатова
   Средство 2: Прочь от беспомощности — маленькими шагами.

"Представления о себе «у меня ничего не получается», «я никчемный», «мои попытки ничего не изменят» складываются из частных случаев. Мы, как в детской забаве «соедини точки», выбираем какие-то истории и соединяем их одной линией. Получается убеждение о себе. Со временем человек все больше обращает внимание на опыт, который подтверждает это убеждение. И перестает видеть исключения. Хорошая новость в том, что убеждения о себе можно изменить таким же образом. Этим занимается, например, нарративная терапия: вместе с помогающим практиком человек учится видеть альтернативные истории, которые со временем соединяет в новое представление. Там, где раньше была история о беспомощности, можно найти другую: историю о своей ценности и важности, о значимости своих действий, о возможности влиять на происходящее.

Важно находить частные случаи в прошлом: когда у меня получилось? когда я смог на что-то повлиять? когда изменил ситуацию своими действиями? Так же важно обращать внимание на настоящее — вот здесь помогут маленькие достижимые цели. Например, навести порядок в кухонном шкафчике или сделать важный звонок, который давно откладываете. Нет слишком маленьких целей — все важны. Справился? Получилось? Прекрасно! Нужно отметить победу! Известно, что где внимание — там и энергия. Чем больше внимания достижениям, тем сильнее подпитка для новой предпочитаемой истории. Тем выше вероятность не опустить руки.

Способ справляться: ставьте маленькие реальные цели и обязательно отмечайте их достижение. Ведите список и перечитывайте его хотя бы два раза в месяц. Со временем вы заметите, что цели и достижения стали крупнее. Найдите возможность наградить себя какой-нибудь радостью за каждый выполненный пункт.

Что это может дать? Небольшие достижения помогают набраться ресурса для более масштабных действий. Нарастить уверенности в своих силах. Нанизывайте новый опыт как бусины на леску. Со временем из отдельных деталей получится ожерелье — новая история о себе: «Я важен», «Мои действия имеют значение», «Я могу влиять на свою жизнь»."

    
      Когда я прочитала этот текст, то задумалась. Не могу не согласиться, что в нём заключена определённая правда. И всё же, я представила себе ситуацию - человек приводит в порядок свой кухонный шкаф, а в это время рушится его жизнь - уходят близкие, теряется работа, в общем происходит нечто катастрофическое, сможет ли такой человек "убедить себя" своим кухонным шкафом? Необходимые для его жизни вещи рушатся, а может быть рушатся и необходимые для существования. Если завтра просто не на что будет жить или нечем прокормить детей?
     В таком случае предложенный текст очень сильно напоминает позицию комфортабельного человека, нашего сытого человека цивилизации, чьи вопросы не лежат уже в сфере необходимости и нужды, а скорее направлены на сферу разнообразных возможностей, требующих самостоятельной активности от человека. И вот в этой последней - в своей собственной возможности осуществлять богатство возможностей, человек и сомневается. Его же стараются научить маленькими шажками, как ребёнка ходить. Верно ли это?
     Для того, чтобы разобраться в этом вопросе мне хотелось бы вернуться к необходимости, которую мы как-будто "само собой" опустили.
     Франциск Азисский говорил, а я его очень люблю, этого друга птиц и всего живого на свете: "Начни делать необходимое, затем возможное, и внезапно увидишь, что уже делаешь невозможное.“
     И мне кажется, что он говорил о принципиальных вещах, не теряя при этом из виду и слабости человека.
     А ещё мне кажется, что тот текст, который я здесь читаю - хорошо видит только слабости самого человека, но не принципы его жизни.
     Почему же? Сейчас попробую это выразить и изложить...
В словах Франциска "начни делать необходимое" я вижу человека, который боится. Чего же он боится, того же, что и наш современный человек? Но разве мы уже сказали чего боится наш современный человек? Пожалуй сказали, современный человек боится себя и других людей и форма этой боязни - "осторожность" и "неуверенность" - для него это нехоженные тропы - неизвестно кто я на самом деле и кто другие. Есть конечно множество теорий и представлений, но в противовес им мало понятий и опыта. Не то, чтобы мы бежали друг от друга, как от чумы, это вовсе не обязательно для нашего малого неприметного страха, а просто именно в этом плане мы - беззащитны.
     Но человек перед умственным и душевным взором Франциска - другой - он боится реальности и поэтому уклоняется в меру своих сил от её необходимости. Такому человеку Франциск и говорит: начни - не избегай и не уклоняйся - приступи. А приступить значит перейти через свой страх, преодолеть его.
Что же произойдёт с тем, кто приступил, начал? По нашему нередкому житейскому опыту, он начнёт и никогда не закончит. Возьмись за дела и они никогда не закончатся, это коварное свойство принципа необходимости хорошо знают домохозяйки, все женщины, занимающиеся домашними делами. Ещё его знают перфекционисты. В обоих случаях закон необходимости подчиняет себе человека. Так что мы его боимся не потому, что боимся каких-то конкретных дел, а потому что чувствуем его какую-то мощную и в то же время чуждую нам власть, обращаться с которой "как" неведомо.
     Между тем Франциск рисует совершенно иной исход.
    У Франциска, человек, который начал делать необходимое, открывает перед собой возможное. Тогда или Франциск слеп или мы не разумеем.
    Скорей всего каждый принцип способен съесть человека, только Франциск об этом не пишет, он пишет "прямой путь" - когда из одного принципа мы разворачиваем другой и третий. Когда человек перманентно побеждает и восходит от необходимости через возможность к невозможному.
    Так что же наш комфортабельный человек необходимость уже преодолел? Вы знаете, мы не знаем по-настоящему что у нас там с необходимостью, но зато мы знаем наверняка, что сами себя мы сегодня поселили уж точно на этом уровне - уровне возможностей и так и воспринимаем мир. Но поселив себя там, мы кажется сделали себя такими же рабами принципа возможности, какими были и в принципе необходимости. Мы здесь как-то обжились, как-то проросли корнями, как-будто это наш конечный пункт, и начинаем позабывать - и о том откуда пришли и о том надо ли нам куда-нибудь ещё.
     В тексте, кстати, не разделены необходимости и возможности, потому что сделать давно откладываемый звонок или же придумать какое-нибудь новое оформление блюда, допустим, это не одни и те же "разные дела" в списке намеченных, а совершенно разное самоощущение человека. От сделанной необходимости становится легко, словно груз упал с плеч, а от нового блюда груз не падает, а другие эстетические переживания возникают. Но плохо, что мы не различаем, ведь речь идёт о человеке и его становлении (другим человеком или самим собой) - как же можно заносить столь различное в душевном плане в один внешний список?

      Но давайте вернёмся к самому главному, с чего мы начинали - можно ли в сфере возможностей продвигаться мелкими шажками и.. в конце концов достигнуть успеха?
      Но если автор не разделяет необходимости и возможности, то наверное нужно спрашивать гораздо шире: можно ли вообще просто малыми элементарными шажками переходить от одного принципа к другому, одерживая победы?
В целом, это восточная практика: мало-помалу.
      Кроме того, она и ещё и метафизическая практика: она предлагает опираться не на существенность результата, а на осознание или ощущение своего движения - ведущего к любому результату. То есть результат не так важен, объективность не так важна, как мы сами, в других своих состояниях переживания и понимания.
Но могу ли я выстроить, через все эти происшествия, прямую линию от себя к себе? Подразумевается, что я "накапливаюсь" в ином своём агрегатном состоянии - не в состоянии "беспомощности", а в состоянии "веры в себя". Формально могу. Ведь у меня в блокноте записано, что я всё же сделал то-то и то-то.
      А не формально? Куда мы денем вторую половину - выброшенный в своей существенности объект? Ведь, согласитесь, если я открываю периодическую систему химических элементов это мало похоже на приведение в порядок своего кухонного шкафчика.
     Можно, конечно, сказать, что всё это в человеческом смысле ровно.
Что никто не может приписать чему-то более высшие ценности и поэтому покрасить забор и слетать в космос - одинаковые ценности. И всё же, мы здесь явственно лукавим.
     Во-первых, потому что чтобы ощущать их как равные ценности, я должен уже метафизически понимать из какого мировоззрения может проистекать подобное уравнивание, но более того - я должен уже и принимать такое мировоззрение. Кроме того, я должен найти уже и смысл своей жизни, например, что он в садоводстве, а не в полётах на Луну и тогда чужие полёты на Луну не будут раздражать моего самолюбия. Мы видим, что тут, вроде бы простая сама по себе проблема "исполнения дел" тянет за собой многочисленные сложности и трудности. И что становиться верящим в себя, записывая что-то в блокнотик - похоже на экспериментальную стерильную камеру для мышей.
     Но есть ещё и во-вторых.
    Во-вторых, принцип необходимости существует и никто его не отменял, потому что он не отменяется всего лишь тем, что не замечается. И ещё он не отменяется тем, что "исполнен до конца" - "всё необходимое сделано", потому что это всеобщий и универсальный принцип, а вовсе не случайный и просто неприятный. Принцип необходимости живёт и в самом человеке, потому что человек хочет быть "необходим". Он сам есть живая, ходячая необходимость. Это принцип "я хочу быть нужным".
    Наконец-то встретила
    Надобного мне:
    У кого-то смертная
    Надоба во мне...

   Это Цветаева.
   Вот это "надоба во мне" - осознание и ощущение, что я нужен, и нужен даже со своим кухонным шкафчиком - её кто обеспечивать будет???
Поэтому я нахожу в тексте только "стерильную камеру для опытов" без всякой многообразной сложности проблемы.
    И я никогда ТАК не излечусь от невроза, как мне предлагают.
Потому что я никогда не уверюсь в себе только через себя - без объекта и без другого - без реальности.
    Поэтому то, что мне предлагают это не простой путь, а примитивный(он компенсаторный, а не радикальный)
    А простой путь я нахожу у Франческо, я зову его так, потому что весь мир был мил его сердцу, а значит и он должен быть мил миру.
   Франческо говорит: смотри в лицо необходимости и иди... наоборот, не засматривайся на себя... Ведь, когда человек думает, что он беспомощен, он "засматривается на себя", только в отрицательном смысле, и вот автор данного текста снова предлагает ему "засматриваться на себя", даже дневники вести - только теперь в смысле положительном. Но это - не радикально! Это может уравновесить на время ваш невроз, но это передвинет все реальные проблемы лишь дальше - вы с ними встретитесь не сегодня, а завтра, в другом виде и другой форме.
    Радикально то, что говорит Франциск: НЕ СМОТРИ НА СЕБЯ! ИДИ!
Ты в конечном счёте определяешь что необходимо (то есть не пребываешь в плену у необходимости, а выступаешь навстречу ей).
    Так что иди и не думай о своём положении...
    И через некоторое время ты увидишь, что мир поменялся вокруг тебя и ты сам поменялся. И как они будут меняться, Франциск даже описывает - распахнётся новый мир возможностей, о котором ты даже не представлял со своим блокнотиком, и когда ты пойдёшь уже в этот новый мир возможностей, однажды, внезапно, ты поймёшь ЧТО СДЕЛАЛ НЕВОЗМОЖНОЕ!