О радости
Ты думаешь, что буду я писать о том,
Какою мягкою была у нас зима,
Не очень стылой и короткой, а потом
Какой коварною весна была сама.
Или о прочих глупостях, о чём другие
Отыскивают лишь бы что-нибудь изречь.
Я ж буду так писать, чтобы усилия благие
Могли бы за собою пользу нам повлечь.
Тогда о чём же мне писать, как не о том,
Чтоб научился ты как надо размышлять?
Чтоб ты не радовался вовсе по-пустому –
То не «основа», а «вершина», так сказать.
Достиг вершины тот, кто точно знает,
Чем тешиться, и к горестям терпим,
Кто по душе своей неизменяем,
Кто свое счастье не отдаст другим.
Не ведает покоя, не уверен в себе тот,
Кого влечёт и манит глупая надежда,
Хоть даже рядом множество щедрот,
И лжет она всегда алкающему реже.
Вот что, Луцилий, сделай прежде так:
Учись в восторге быть без всяческих помех,
И нужно избегать надежд и так и сяк –
Своих особо сладких и затейливых утех.
Хочу, чтоб радость от тебя не уходила,
Хочу, чтобы она наведывалась в дом.
Исполнится такое, если с буйным пылом
Она существовала бы в тебе самом.
Иная радость твоё сердце не наполнит, –
Разгладит лишь морщины на лице.
Душа твоя её, бесспорно, не запомнит –
Такая радость мимолётна в мудреце.
Ты полагаешь, кто смеётся, тот и весел?
Отнюдь, душа должна воодушевиться,
Понять, что этот светлый мир чудесен,
Взнестись над всем и окрылиться.
Поверь мне, радость дьявольски сурова.
Ты полагаешь, будто тот, кто с гладким лбом,
Со смехом презирает смерть и без уловок
Пропустит злую бедность к себе в дом,
Как будто бы он держит наслаждения в узде
И размышляет о терпении в несчастье?
Но радуется тот, в чьих мыслях сей удел,
И радость его славна, но строга отчасти.
И я хочу, чтоб радостью такою ты владел,
Однако стоит лишь найти её источник.
Смотри, чтоб эту радость ты не проглядел –
Она уж не спадёт, останется бессрочно.
Коль на поверхности есть золота крупицы,
То изобилие его всегда лежит на глубине,
Лишь рьяному старателю такое подчинится
И щедро наградит его, пока не опьянел.
Всё то, чем тешится обыкновенно плебс,
Даёт блаженство слабое и легковесное,
Любая радость, что является извне
Непрочная и только лишь телесная.
Однако та, которую имею я ввиду,
Которой я хотел тебя бы озарить,
Мой беззаветный и бесценный друг,
Незыблема и необъятна изнутри.
Прошу тебя, Луцилий милый мой,
Сверши всё то, что счастье может дать:
Всё, что снаружи ты отбрось долой,
Всё, что твоё, вот это – благодать.
Но что это «твоё» на самом деле?
Ты сам, твоя классическая часть!
Конечно, мы нуждаемся с тобою в теле,
Оно необходимо нам, в нём наша ипостась.
Однако наслаждения, что нам даёт оно,
Пусты, мучительны и мимолётны,
Тут нужно нам с тобой понять одно –
За ними следуют раскаяния рвотные.
А если эти наслажденья не смирить
Своей воздержанностью строгой,
Они перерастут, как правило, внутри
В противоположность, боги не помогут.
Они стоят как будто на краю обрыва,
И скатятся к страданию, и будут в тягость,
Коль меры не блюсти, сдержать порывы
Во имя бескорыстного и истинного блага.
«Но что это такое, – спросишь ты?»
Отвечу: жалуют его простая совесть,
Правдивые намерения без всякой суеты,
Корректные поступки и суровость,
Презрение к случайному и ровный ход
Спокойной жизни в мирной колее,
Что катится по ней без бедствий и хлопот –
Вот благо в чём находится сие.
Кто прыгает от одного желания к другому,
Под действием случайности любой, –
Как эти нерешительные люди могут
Хоть что-то обрести надежное порой?
Немногие распоряжаются самим собой,
Своим добром по собственному усмотрению,
Другие, как обломки, ввек гонимые волной,
Не выплывут, их унесёт в одно мгновение.
Возможно, больше повезёт другим –
Их выбросит течением потока просто.
Поэтому нам надо знать, чего хотим,
И добиваться вожделенного упорством.
Пришло мне время заплатить должок,
От Эпикура, это изречение, как жало:
«Из жизни надо извлекать урок –
Её всегда противно начинать сначала».
Идея в этом славном афоризме такова:
«Живут неважно те, кто неизменно
Жизнь начинают снова и едва-едва
Осознают, что это – всё-таки, измена».
Ты правомерно спросишь, почему?
Вот тут интерпретация нужна
К сему очередному моему письму:
«Жизнь их не может быть завершена».
Не может быть готовым к смерти тот,
Кто только лишь предпринимает жить.
Поэтому нам надо поступать наоборот –
Прожить достаточно и поубавить прыть.
Но так совсем не может думать тот,
Кто только к своей жизни приступил.
Таких совсем немало, весь почти народ:
Жить только начал и уже почил.
А некоторые начинают жить тогда,
Когда пора кончать – полно глупцов.
Иные прекращают жить, вот в чём беда,
Так не начав существованье. Будь здоров.
11.02.2020