15 00 003 Сильнее сильных

Игорь Карпов 64
Эп: Популярная космическая поговорка: «Незваный гость хуже Гагарина»


Вот такие дела. Оказался наш славный сильномогучий русский богатырь Илья Муромец не русским и не славным. То есть, не славянским. Иностранцем оказался. Холопом. Челядью.
Но зато в силе его сомневаться не приходится. Даже если отбросить всякие богатырские причиндалы, типа палицы в сорок пуд и коня-бурушки, то и без них силушкой Илью Бог не обидел. Леонардо да Винчи мог гнуть подковы «даже своей слабой правой рукой». А его «отражение» из истории Будды – Дэвадатта «из зависти и гордости убил кулаком слона».  Рыжий, левша, кастрат, холоп, малюта (художник), силач – вот неполный перечень того, что мы знаем об Илье.

О первом его появлении при дворе Ивана Великого ходят разные версии. Например, по Библии  он известен нам как благочестивый Иосиф – отчим Христа, эрзац-муж Марии. Он же прикрыл Христа пеленами (плащаницей)  после смерти.  Так вот Иосифа продали в рабство братья. «И, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва, и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребреников; а они отвели Иосифа в Египет».

Ну, насчет «братьев» ничего не скажу, а вот Измаильтяне хорошо известны. Нынешний район Измайлово в Москве когда-то был самостоятельным поселением, названным в честь Измаила (Исы), первенца Агари и Авраама.

Впрочем, Илья был не самым сильным богатырём на Руси. Были и посильнее. Например, Добрыня Никитич Млад. В нашей истории это – Иван Молодой. Его отец, Иван Великий, организовал первые в истории человечества Олимпийские игры в которых Иван Иванович стал безусловным победителем. Проводились соревнования в стрельбе (битва на палицах), в фехтовании (на сабельках), в борьбе (уж не знаю, каким стилем боролись древние богатыри, но победу Добрыня одержал подсечкой), шахматах и скачках.

В истории древней Греции Иван Молодой остался как победитель Олимпийских игр Килон. А в истории Востока – как Сиддхартха (Будда). Кроме прочего он победил в искусстве письма, математики, прыжках, плавании, беге, борьбе («схватив Дэвадатту правой рукой, скрутил и ударил о землю, не причинив тому никого вреда»). Потом были соревнования в стрельбе из лука, и пр., вплоть до хиромантии. И везде он побеждал.

Так что, Добрыня Никитич был посильнее Ильи Муромца. И не он один. Вот, к примеру, былина которую не очень любят наши толерантные историки. Уже из-за самого названия: «Илья Муромец и Жидовин». А вот другое название «Богатырская застава» оказалось вполне себе приемлемым. Но и Жидовин там зовется уже Сокольником. А так же татарином и хазарином. Варианты концовки у «Богатырской заставы» разные, а суть одна: победил чужеземный богатырь Илью, но не убил. В некоторых вариантах он оказывается сыном Ильи. Что касается не толерантного «жидовина», то в Библии он зовется «Царем Иудейским». Навуходоносор – Небесный Иудейский Царь, от Худа = Иуда.

И был ещё на Руси богатырь, которому другие и в подметки не годились. Из старых. Святогор его звали. То есть, Святой Гор (Хор). Уже в первой былине о Святогоре «Святогор и сумочка переметная», чувствуется что-то знакомое, родное, древнегреческое. Архимед искал точку опоры, а Святогор – тяги (рычаги), чтобы поднять землю. Если отбросить в сторону древние фантазии, то Святогор (Святой Хор) или Пифагор (Пророк Хор), он же Архимед (Сверх Медик) своего добился. Он действительно «поднял землю» - начал строительство Московского лабиринта с помощью древних механизмов, используя силу рычага.

Ну, а что же это за «сумочка переметная», о которой идёт речь в былине? Можно предположить, что так назвали центр, «пуп земли», Омфал – камень Аполлона, или же «нулевой километр». Раньше «пуп земли» находился во Владимире, но вместе с переносом столицы, переместился и «нулевой километр».
И что ещё интересно. Среди легенд есть и такая, по которой Омфал – это камень, который располагался между двумя золотыми орлами. Надо понимать, Отцом и Сыном – двуглавый орел. А по другой легенде под Омфалом покоится Змей Пифон (Пророк). Этого Змея мы сегодня видим на гербе Москвы. Змея-Пророка убивает Св. Георгий.

Среди описаний Святогор было и такое, что его «земля не держала», такой он был могучий богатырь. Тут толкование может быть двояким. Конечно, Ивана Великого действительно земля «не держала». Ведь он умел левитировать – летать на дельтаплане (крыльях, ковре-самолёте и пр.). Но есть и другой момент. В том, что Святогор регулярно «проваливался под землю» нет ничего удивительного. Ведь именно под землёй, в Московском лабиринте находилась его лаборатория, операционная, склады, архивы и другие помещения разного рода и назначения о которых сегодня мы можем только догадываться. Находился лабиринт под Сорочинской (Царской) или Елеонской горой. А вот «дубовый гроб» в котором скрылся Святогор, возможно, был первым лифтом.

Откуда появился Святогор и когда? Вопрос сложный. Но есть подсказка в другой былине: «Рождение богатыря». Вкратце, в былине говорится о появлении Скимен-зверя: трава повяла, леса склонились, река вздыбилась, с гор камни повалились. И все это сопровождалось страшным ревом и грохотом. Скимен = Скай-мен – небесный человек. Как и скипетр – символ имперской власти, он же «волшебная палочка» - это «небесный камень». И тут мы встаем на скользкий путь домыслов и предположений. Наиболее вероятное из которых: речь идёт о Ярославском метеорите, падение которого сопровождалось разного рода катаклизмами. «БЫЛ ТРУС ВЕЛИКИЙ НА ВОЗДУХЕ: взошла туча с полудня темная сильно весьма, с громом страшным и с молниями блистающими, что и прозреть невозможно было, и думали люди, что сожженными будут от огня оного. И придя, стала над градом и изменилась туча от дождя НА ОГНЕННОЕ ВИДЕНИЕ. И был дождь многий и град великий, И КАМНИ ЯВЛЯЛИСЬ ИЗ ОБЛАКА, ПАДАЮЩИЕ НА ЗЕМЛЮ».

И было это «в лето 6929, то есть в 1421 году». Ну, по поводу дат, обольщаться не стоит. Всё это бабушка надвое сказала.  Но всё-таки. Кто из известных русских правителей родился неподалеку от этой даты?

Иван 3й (Иван Великий) родился в 1440 году. Василий 2й (Темный) родился в 1415 году. Так что, выбор невелик. Однако биография Василия Темного – солянка сборная, большая часть которой  ближе к Ивану Молодому, чем к Ивану Великому. Остается Иван Великий.

Ну, ладно. Какие ратные подвиги совершил Святогор, чтобы завоевать звание Первого богатыря? Да, никаких. Никто не решался бросить ему вызов. И правильно. По сути, у Бога Отца, Святогора-Яра, не было достойных соперников, пока не подрос Бог Сын.

Ну, так что, получается, Святогор носил звание Первого богатыря незаслуженно? Не совсем так. Были и у Святогора подвиги, только под другими именами. В былинах частенько одни имена подменяются другими. Причиной тому были и смена политики, и вмешательство «чистильщиков истории», да и симпатии рассказчиков менялись время от времени.

Ну, так какие имена носил в былинах Святогор, Иван Великий? Одно из них тоже шибко ратным не назовешь. Это князь Владимир Ясно Солнышко.
«В крещении получил христианское имя Василий. Известен под именами Владимир I, Владимир Святой, Владимир Великий, Красно Солнышко, Владимир Креститель». Князь новгородский, князь киевский. (Видимо, после переименования города. Все строящиеся города на Руси называли Новгородами – новыми городами. Лишь потом им давались другие имена. Киев был назван в честь Кыя = Кира = Царя. Киев – это не имя собственное, а просто «Царский город». И таких городов тоже было не мало).

О князе Владимире можно говорить долго, в былинах ему отведено почетное место, и только. В богатырских подвигах Владимир замечен не был, зато пировал от души. Пиры Валтасара. В этом отношении былинный Владимир близок со своим английским «отражением» - королём Артуром.  За Владимира подвиги совершали богатыри, за Артура – рыцари.  А Владимир и Артур лишь распоряжались да командовали. Зато были в авторитете. И авторитет это не случайный.

Большинство былин – микст из разных времён. И если позже богатыри служили Владимиру верой и правдой, то было время, когда Владимир и богатыри находились по разные стороны битвы. И Владимир-Святогор победил их всех, разом. Одни только имена побеждённых богатырей чего стоят: Самсон Самойлович (Самсон Колыванович), Илья Муромец, Добрыня Никитич, Костянин Боголюбович, сильное могучее Иванище, Сухмантий Одихмантьевич, Михайло Казаренин, Василий Буслаевич и т. д.

Вот только Владимир того времени описан в былинах самыми черными красками, как противник и супостат.

Собственно говоря, само слово «богатырь» производное одного из его «имен». Батыр или Батый. Батя. Хан, то есть, Иван. Иван Батя, Иван Великий. Он же Бог Отец. Так что же будет правильным: богатырь, богатей или богатур? Любой вариант приемлем. Богатырь = Бог-Кир (Бог-Царь), богатей = Бог-Теос (Бог-Бог) и богатур = Бог-Тур (Бог Бык).

В былинах богатыря Ивана Великого как только ни называют: Хан Батый, он же Собака Калин-царь, он же царь Индейский (от русского «инде» = далеко), он же Великий Змей, он же царь Саул Леванидович, он же Собака Скурла-царь… Всё это персонажи сугубо отрицательные, хоть и сильномогучие.
Калин – трансформация Хор (Христос). Отсюда и «калинов мост» - мост через Волгу. И коловорот = колесо. Но и Малина = Малая = Марина, Марья. Вот такая Калинка-Малинка = Иван-да-Марья.

Кстати, Собака – не было оскорблением. В былинах царь и сам называет себя, типа, я, Собака Калин-царь… и далее, по тексту. Так что, Собака – это был титул. Собака = Дог = Год (инверсия) = Бог. Не скромно, конечно, во всеуслышание называть себя Богом, но Богу Отцу простительно.