Помним! Любим! Скорбим!.. 3

Татьяна Сергеева 9
 Продолжение.

«Классические» положительные перегрузки, характерные для нормального взлета самолета, вдруг становятся отрицательными. Штурман, заметивший это, возгласом удивления предваряет интенсивное снижение высоты!
Вспыхнуло красное табло, заработали системы оповещения о критически опасном сближении с землей. В этот момент, находящийся на развороте борт, идет с небольшим креном вправо, но пилотирующий самолет майор Волков, резко поворачивает штурвал влево, что вводит взлетающую машину в резкий левый крен под 53;, что умножает скорость снижения падающего самолета.
На 70-й секунде полета ТУ-154 находится на высоте всего 90 метров над водой. До крушения остаются 3 секунды. Если бы вместо военного летчика Волкова в этот момент в кресле пилота находился умудренный опытом пилот-испытатель, ему не хватило бы ни времени, ни возможности исправить ситуацию. Ведь самолет, заваливавшийся влево, снижался на скорости 20 м/с (72км/ч), а, коснувшись крылом поверхности моря на скорости 150м/с (540км/ч), развалился на части…

 Каковы же причины произошедшего?
1. Усталость?
Да и еще раз да! Не нужно быть экспертом и специалистом, чтобы понимать, в каком состоянии находится человек в 5.24 утра, если всю ночь (с 01.38) ему пришлось провести в полете после многочасового ожидания вылета, обусловленного погодными условиями. Но мы по сей день смотрим на некоторых российских «соколов», как на «терминаторов», высеченных из кремня и стали, повторяя, словно мантру: «Гвозди бы делать из этих людей! Крепче бы не было в мире гвоздей!».

2. Перебрали?
Ну, конечно же, перебрали. Не так уж важно, каков был взлетный вес борта – 110 или 114 тонн. Факт в том, что есть на свете некто дядя Вася, который «вставил шланг». «Сколько заливать?» — «До краев», - ответил ему пожавший плечами напарник дядя Петя. А как там летчик будет пилотировать корабль с грузом +40 тонн? Его проблемы. Надо ли было поставить пилота перед фактом? Не надо. «Пусть спит».

3. Непрофессионалы за рулем?
После аварии некоторые либеральные средства массовой информации даже выдвигали «версии», в числе которых был и такой вариант. Пришел, дескать, в кабину высокопоставленный чин, имя и звание которого «тщательно скрывает ФСБ»: «А дай-ка взлечу! Я что – не летчик?» - «Ну, давай взлетай». А дальше – как в песне: «Ключ поверни – и полетели… Скоро рассвет».

4. Фантастика?
В истории российской авиации было когда-то и такое. В катастрофе А-310 в Кемеровской области, которая произошла в 1994 году, командир экипажа, включив автопилот, пускал за штурвал поочередно сначала 13-летнюю дочь Яну, потом 15-летнего сына, Эльдара, который «порулив», сумел снять автоматическое управление, отключающееся при давлении на штурвал с усилием выше 8-10 кг. Результат – трагедия! 63 пассажира и члены экипажа погибли.
К эпизоду с крушением Ту-154Б-2 ВВС России эта история отношения, похоже, не имеет. Но почему же так молчаливо наблюдали все эти секунды за действиями взлетавшего командира его коллеги? А вот вопрос профессионализма остается. Как ни крути, налет гражданского пилота примерно равен 150 часам в месяц. А военного… хорошо, если 90 часов в ГОД! (7,5 часов в месяц), что меньше в 20 раз!

5. Неправильные действия при управлении перегруженным самолетом, однако, поставить в вину Роману Волкову нельзя. Ведь так и не стало известно, знал ли он о перегрузке самолета в 10-15 тонн? Быть может, знал бы, отказался взлетать? Либо взлетал, используя другой набор действий?

6. Старый самолет?
Да, новым борт 1983 года выпуска, явно, назвать нельзя. Пусть и прошел он все возможные проверки перед взлетом. Но никто не станет отрицать очевидный факт, что старая техника ломается быстрее, чем новая. Да и систем предупреждения аварий в современных самолетах – разных там «Боингах» и «Суперджетах» ! — все же больше.
Кто знает, как оно было бы сейчас, если бы находившиеся за штурвалом летчики имели достаточный опыт пилотирования гражданского самолета, взлетали не утомленными, перегруза не было, а машина была новой?
В том-то и дело, что никто, но, вполне возможно, все были бы живы.  История не терпит сослагательного наклонения.
Но когда почти в полном составе гибнет Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова, отправлявшийся поднимать боевой дух российских военных в Сирии, хочется кому-то намекнуть, что вначале нужно бороться с преступным разгильдяйством  и элементарной безалаберностью у себя дома, а уж затем решать проблемы  в чужих странах!
Иначе, у нас так и будут падать камнем вниз самолеты с лучшими творческими кадрами, а «чудо-автобусы», вдруг сорвавшиеся с места, давить людей не где-нибудь, а в подземных переходах.
Впрочем, это уже совсем другая история.
 
Заключение следует...
               
                ПОМНИМ! ЛЮБИМ!! СКОРБИМ!!!