Проблемы с работой? С начальником? Вам - сюда!

Гусарова Татьяна
Если у вас проблемы с начальством… Впрочем, у кого их нет! Стало быть, всем - бегом в Высоко-Петровский монастырь, ведь именно здесь, в храме Сергия Радонежского, находятся мощи святителя Митрофана Воронежского, к которому можно обратиться с просьбой помочь урегулировать эту проблему.  Говорят, крут на расправу с начальниками-самодурами!

Это, а еще многое другое, мы узнали на ночной экскурсии по Высоко-Петровскому монастырю, которую провел для нас заведующий его экскурсионным бюро Кирилл Карабанов.

С шумной Петровки заходим в тихую обитель, где, кроме нас, только монахи в кельях.

Храмы снаружи хорошо освещены, и сразу бросилась в глаза перемена в их внешнем облике: колокольня и храмы отреставрированы. А в мой предыдущий приход пару лет назад здания были в плачевном состоянии. Как пояснил Кирилл,  такой разительный контраст  – результат активной деятельности нынешнего настоятеля Высоко-Петровского монастыря, игумена Русской Православной Церкви Петра Еремеева.

Вначале Кирилл рассказывает нам о том, почему монастырь называется именно так, об истории обители. Не буду на этом останавливаться, все подробно описано на его сайте и в публикациях Интернета. Поделюсь лишь впечатлениями от посещенных объектов.

Первым храмом для посещения выбран, конечно же, Петровский, самый древний. Первое его здание было построено в 1315 году, нынешнее – в 1514-1517 гг.
С волнением входим в ночной храм и замираем…
Таинственная атмосфера. Неярко горят под куполом и пред иконами светильники, аналогичные лампадам: желтые, зеленые, розовые… Интересуемся, почему разноцветные.

Спрашиваем, какого века иконостас. Иконостас новый, но – о чудо! – совсем недавно выяснилось, что сохранился его родной уникальный резной иконостас 17 века, который, как выяснилось, находится в музее «Коломенское».
А сохранил его, передал в музей на хранение в смутное послереволюционное время не кто иной, как гениальный реставратор и архитектор Петр Дмитриевич Барановский.

Я все время удивляюсь вот чему: какой-то человек пел, или плясал, или что-то пописывал, но был персоной публичной – так после смерти и улицу его именем назовут, и памятников понатыкают, и могилы цветами завалят...
А о Великом Гражданине России, спасшем от разрушения Храм Христа Спасителя, который коммуняки хотели взорвать, сказавшем «Взывайте вместе со мной», да еще и не побоявшемся написать телеграмму самому Сталину, о выдающемся реставраторе с мировым именем. отреставрировавшем около ста храмов, сохранившем для народа Казанский храм на Красной площади, Крутицкое подворье, Донской монастырь, другие памятники русской архитектуры  – никто, кроме специалистов, не знает!

Где, скажите, памятник этому великому человеку, Петру Дмитриевичу Барановскому?! Где улица, названная его именем?!  Где, наконец, памятная табличка, кроме той, что на Крутицах, и то установленная дочерью Барановского, а не государством. Скромный камень на могиле в Донском монастыре, которую вряд ли найдет обычный посетитель некрополя.…
Вот такие мы: всё почитаем за золото, что блестит.

Но продолжим нашу экскурсию.

Росписи в храме Петра тоже недавние и очень интересные. Расспросили о сюжетах. Некоторые из них оригинальные, т.е. связаны именно с Высоко-Петровским монастырем.

Ой, а это что? Почему так почернели в нескольких местах нимбы над головами святых? А это следы молнии, ударившей в наполненный людьми храм во время вечернего богослужения в июле 2006 года, что было расценено как подлинное чудо. А почем чудо? Мы тоже выяснили это у экскурсовода и поразились – чудо воистину!

Терпеливо отвечал Кирилл на все наши многочисленные вопросы. Ну и, конечно, подробно рассказал о митрополите Петре, уроженце Волыни (Западная Украина), первом московском святом, благодаря которому стало возможно возвышение Москвы, ибо именно он перенес сюда митрополичью кафедру и именно у его мощей в Успенском соборе Кремля, который и был-то заложен по его велению, принимали благословение Церкви все русские князья и цари.

Рассказ экскурсовода был полон интересных деталей, благодаря чему мы поняли: ничего в этом мире не меняется, как сейчас он полон геополитических и прочих интриг, так было и семь веков назад, и семь тысяч лет. Человеческая сущность неизменна.

А еще в этом храме периодически  служат литургию на английском языке! Я уверена, что посещение таковой будет очень интересно тем, кто интересуется языком Шекспира, тем более, что ведет ее священник, знающий аж семь языков!
Сообщила сразу эту приятную новость своим «англичанам». Возрадовались.

Не без сожаления покидаем это удивительное место.

В Боголюбский храм, усыпальницу Нарышкиных, предков Петра I, не заходим, просто слушаем историю его постройки и расцвета монастыря в 17-18 веках, в Петровскую эпоху.

В это же время был возведен и храм Сергия Радонежского (1690-1694 гг.), построенный в честь великого российского святого, ведь именно в Троице-Сергиевом монастыре Петр I скрывался от стрельцов и в благодарность Сергию Радонежскому велел построить эту церковь.

В храме тепло, как и во всех других, и мужчины из нашей группы интересуются устройством храма с точки зрения отопления, вентиляции, другими инженерными вопросами. Кирилл всё объясняет, и теперь даже мы, неискушенные женщины,  знаем, зачем в Сергиевском храме наверху такие здоровые стальные штуковины – это стяжки стен храма.
Хлопотное это дело - борьба с влажностью и другими негативными воздействиями.

А главные его святыни:
- икона митрополита Петра с частичкой его мощей;
- выполненный в форме стопы и увенчанный короной ковчежец с частичкой мощей (косточкой стопы) Митрофана Воронежского, сподвижника и духовника Петра I;
- Петровская икона Божией Матери - список с иконы, которую митрополит Петр, будучи еще совсем юным монахом, написал в монастыре на Волыни;
- чудотворный список Влахернской иконы Божией Матери.
и другие святыни.

Здесь же копия посоха митрополита Петра, оригинал которого находится в Успенском соборе Кремля. Я, грешным делом, усомнилась, разве может дерево более 700 лет(!) пребывать с сохранности, но, оказывается, может.

А ещё в храме есть частичка мощей Спиридона Тримифунтского, к которому мы обычно обращаемся за содействием в поисках работы.
Проверено на себе: обращение именно к этому святому, правда, не здесь, а в храме Ильи Обыденного, помогло мне найти хорошую работу.

Таким образом, наличие иконы Спиридона Тримифунтского и частички мощей Митрофана Воронежского, помогающего обрести понимание с начальством – просто-таки залог успеха в поисках работы и, кто знает, возможно и картерного роста. Так что, ежели вас одолевают подобного рода проблемы – обращайтесь за помощью в Храм Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре!

Приложившись к святым образам, направляемся в Нарышкинские палаты, где сейчас проходят две выставки: одна «Жизнь как подвиг» в память о священномученике протоиерее Философе Николаевиче Орнатском, а другая – международная фотовыставка «Духовные ценности», на которой представлены великолепные фотографии, некоторые такие умилительные…Жаль, не могу здесь разместить снимки.

А постоянная выставка представляет материалы тайных монашеских общин, которые действовали в Высоко-Петровском монастыре в период с 1920 по 1950 годы. После революции и последовавших гонений на Церковь монастырь тоже не обошла печальная участь. В 1929 году был закрыт последний его храм. А последний настоятель, епископ Варфоломей, как и десятки тысяч других священнослужителей, был расстрелян на Бутовском полигоне.

В очередной раз хочется сказать тем, кто прославляет годы правления Сталина – не поленитесь съездить на Бутовский полигон. Может, это прочистит ваши мозги.

На выставке вы увидите более 70 фотографий, вещей и подлинных документов,
свидетельствующих о деятельности тайных монашеских общин, целью которых было сохранение традиций духовной жизни монашества и деятельность которых – героическая страница жизни Высоко-Петровского монастыря.
А мою подругу до глубины души поразили эскизы П.Д. Корина к картине «Русь уходящая».

Очередной храм на нашем пути – это просто прелесть прелестная, маленький, аккуратненький, еще один шедевр нарышкинского барокко – храм Толгской иконы Божией Матери (построен в 1744 году на средства Настасьи Нарышкиной), в котором представлен список Толгской иконы Божией Матери, увешанный золотыми и серебряными изделиями благодарных прихожан. Видимо, многим помогло обращение к Пресвятой Богородице через эту икону.
Раньше храм был крестильным, внутри стояла большая купель.

Привлекли нас настенные росписи. Были заданы много вопросы нашему экскурсоводу и о сюжете, и о символах, использованных иконописцами в этих работах. А вообще сейчас проблема с мастерами православной живописи, пояснил Кирилл, их очень мало, а храмов, ждущих реставрации, много.

И вот, наконец, самая высокая в буквальном смысле этого слова точка нашей экскурсии – колокольня, которая открыла нам таааакой секрет!
Поднявшись на несколько метров вверх, мы оказались еще в одном храме – надвратном, Покрова Пресвятой Богородицы, подобного которому нет в мире!
Открыли дверь – и ахнули! Его престол, все иконы, лампады и даже паникадило выполнены из керамики!
Вотсторгу не было конца - настолько поразило нас мастерство автора – Георгия Куприянова, уже, к сожалению, почившего. Иконы, коих около 100, выполнены канонически, на Кирилл обратил наше внимание на некоторые очень интересные, нестандартные детали. Оставлю в тайне…

Разумеется, я полезла после на ночной экскурсии по Высоко-Петровскому монастырю в Интернет, чтобы как можно больше узнать о мастере, и оказалось, что материалов о нем почти нет! Очень обидно. Удалось узнать лишь немногие факты, делюсь.

История появления здесь икон такова.
Уже в немолодом возрасте, около 60 лет, мастер стал делать иконы из керамики и предлагал их в разные храмы и монастыри, но все отказались их принять, слишком непривычный материал. Тогда, как это у нас часто бывает, заинтересовались уникальными произведениями искусства иностранцы, а именно Болгарский культурный центр, организовавший выставку работ Георгия Куприянова. Игумен Высоко-Петровского монастыря о. Иоанн восхитился работами и предложил мастеру сделать иконы для монастыря, а благословение дал святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Георгий Куприянов передал иконы монастырю безвозмездно!

И мне очень хочется, чтобы эти работы увидели как можно больше людей и запомнили имя этого славного человека - потрясающего художника, керамиста Георгия Куприянова. Светлая память.

Полные впечатлений, поднимаемся выше. Ух! Страшно! Но вершина близка. Чудесный вид ночной Москвы со всех сторон. Золотая змейка Петровки, купола Боголюбского храма – протяни руку – и дотронешься!
Мощные колокола (8 и 3,5 тонны), но бить в них не положено: в столице почти полночь.

Налюбовавшись чудесными видами, спускаемся вниз. Немного замерзли, но в трапезной монастыря (говорят, тут можно вкусно и недорого поесть, а это ведь самый центр столицы!) нас уже ждет чай, горячий, ароматный, с чабрецом. Отведали мы и монастырских пирогов, с капустой, с повидлом.

Во время чаепития вели неспешную беседу с Кириллом.
Моей подруге было как-то непривычно и, извините, стрёмно, уминать пироги под строгими взорами святых, глядящих на нас со стен трапезной палаты. Кирилл не растерялся – чувство юмора его не подводит - и тут же указал нам на изображение святого, который смотрит на жующих наиболее пристально…
 
Время близилось к полночи, но покидать обитель не хотелось.
Такая благодать… Ночная экскурсии по Высоко-Петровскому монастырю подошла к концу.

Тепло простились с Кириллом Карабановым, поблагодарили его за возможность посетить Высоко-Петровский монастырь в неурочный час, и пожелали обители процветания.