Он все равно со мной. Он всегда рядом.
"Фоменко не умер! Он жив!"- сказал режиссер Михаил Левитин перед спектаклем "Лир". И это правда. Петр Наумович все время рядом со мной. Учитель, друг, родной человек… Когда я остался один, он стал мне и отцом и матерью... Обувь мне дарил, помогал...
Я счастлив, что мне довелось многие годы общаться с Петром Наумовичем, он бывал у нас дома, а я был на занятиях его «драмкружка» в МГУ, на его репетициях в Мастерской Фоменко.
А позже Петр Наумович смотрел видеозаписи показов моих студентов. сначала просто смотрел, позже - сказал мне чуть удивленно: "Заиграли». А еще через год - и это было самой высокой наградой - он позвонил мне ночью, и увлеченно, подробно обсуждал каждый отрывок нашего студенческого показа. Более того, позже я увидел в его спектакле Гуана и Лауру - сидящих на убитом Карлосе- как у нас - и был счастлив, что мы удостоились такой чести! Я горжусь тем, что Петр Наумовича дал мне рекомендацию на присвоение почетного звания "Заслуженный деятель искусств", та его рекомендация очень дорога мне.
И еще хочу сказать... Моя мама, театровед, старший редактор литературной части ЦДТ, работавшая и дружившая с М.О. Кнебель, с А.В. Эфросом и П.Н. Фоменко, сказала: «для меня ошибка Эфроса дороже, чем откровение Равенских» (был тогда такой режиссер). То же самое я могу сказать сейчас о Петре Наумовиче. Для меня любая его работа дороже всех вместе взятых якобы авангардных изысков современной режиссуры.
Фоменко как-то мне сказал: «Андрюша, обо мне сказано, что я нафталин. Это не оскорбление, когда вокруг столько моли... Не стоит стараться идти в ногу со временем, соревноваться, бояться оказаться не в центре внимания. Надо уметь умыкаться. Просто заниматься своим делом."
На это я ему ответил, что это именно так, и написал:
Воскликнул режиссер один:
"Все что до нас – то нафталин!"
Ответил Мастер - что ж, изволь.
Мы нафталин – тогда вы моль.
И словно из Библий и требников -
Правда! Мудра и стара:
За тридцать блестящих сребреников
Не купишь Фоменко Петра!
Спасибо, Петр Наумович, за все что было. Помню Вас и люблю. Вы всегда со мной, пока я жив.
Примечания:
Автограф П.Н. Фоменко на книге о его театре:
«Ольга, Андрей. Дорогие мои. Жизнь не совсем обманула – мы вместе сегодня. Все помнится. Спасибо что навестили сегодня, 13 июля 2008 г. В Абакумове Тверской губ., Рамешкского р-на, Заклинского уезда…
Обнимаю, Оля, Андрюша!
Ваш П.Фоменко».
Автограф Петра Фоменко на подаренном им мне двухтомнике о Мейерхольде:
«Андрею Борисовичу
(Андрюше!)
с надеждой и доброй памятью
П. Фоменко
1990 -2005
Москва»
Собственноручный отзыв Петра Фоменко. (11 ноября 2002 года):
«Безусловно поддерживаю ходатайство
и рекомендацию Московской гос. Академии Хорового
Искусства о присвоении почетного звания
Заслуженного деятеля искусств России Андрею
Борисовичу Моргунову, - режиссеру-педагогу
Академии, много и плодотворно работающему
с новыми поколениями актеров и музыкантов.
Моральная, профессиональная и нравственная оценка
и поддержка его деятельности, как педагога, воспитателя
и режиссера очень важно именно в настоящее время,
когда практическая работа А. Б. Моргунова со студентами
Академии Хорового Искусства исполнена сил, энергии, таланта.
Нар. Арт. России, лауреат Гос. премии
Режиссер, проф. РАТИ-ГИТИС
П. Фоменко
11.XI. 2002 г.»