О новых забытых

Виктор Виттинг
Из цикла: «Без знаков препинания»

«Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей…»
А. С. Пушкин

Я не искал строку, она сама
нашла меня в болотах… и любила…
и выворачивала мысль. У пса
найдёшь ли под хвостом перо, чернила
придать событиям последним ход
достойным кулика в гнилом болоте?
Я заглянул в берлогу, … укорот
мне дали в миг: изменишь ль что на Йоту?

«
Библейское выражение «не изменить что-либо ни на йоту»
[1] произошло
[2] из-за размера арамейской буквы йуд
 (;), самой малой во всём арамейском алфавите.
Она соответствовала греческой йоте, которая и возникла в этом месте греческого текста Евангелия от Матфея. Во время создания Нового Завета в греческом
письме использовались заглавные буквы, поэтому греческая йота ; была не меньше, чем остальные буквы алфавита.
»
Йота — Википедия


          О новых (забытых) книгах Юрия Тоскалёва

     Поэт и член Союза писателей России Юрий  Тоскалёв, назвавшись Виктором Виттингом по фамилии своего предка, выпустил очередной сборник «Галут», в который вошли две книги: «Записки отчужденного» и «Хроники Галгала».
     Почему автор так назвал двенадцатый свой сборник? Ответ на этот вопрос, возможно, всплывет, если внимательно почитать оба произведения. Мы же обратимся к традиционному толкованию. Мудрецы полагают, что главная суть галута находится внутри человека. Каждый человек имеет свое предназначение. И если он вместо того, чтобы реализовать свою задачу, выбирает чужую, это и есть галут. А еще галутом называют изгнание евреев.
     Наверное, можно еще обнаружить немало смысловых оттенков понятия галут, которые будут применимы к книгам Виктора Виттинга. Название интригует, и читатель, если захочет углубиться в философские суждения и историко-библейские представления о прошлом и сегодняшнем дне, наверняка  найдет в непростом для прочтения тексте любопытные места, интересные и важные для себя мысли, поучительные метафорические образы, глубокомысленные силлогизмы и, возможно, ответы на волнующие вопросы.
     Автора в Челябинской области знают, прежде всего, как поэта, пишущего необычно - как в отношении содержания, так и по форме, нашедшего свой, индивидуальный язык и образный ряд, свою, пусть небольшую аудиторию верных поклонников, разделяющих его достаточно нестандартные взгляды на мир, на вероисповедание, на мораль, общество, человека. Отчасти этот его выход за привычные рамки обывательского (и не только) мышления и восприятия действительности объясняется тем, что он уже много лет не видит окружающий мир в пестроте меняющихся красок, доступной зрячим. Но он его хорошо видит изнутри, при этом облекает в те краски, полутона и оттенки, которые диктуются его высокими требованиями к морали и  критичным отношением к реалиям этой жизни. «Критичным» сказано мягко - Виктор Виттинг, взяв за основу правильной в его представлении о нравственности Ветхий Завет (что весьма похвально и заслуживает уважения), находит в российской действительности, в окружающих людях, включая друзей, множество отступлений, зачастую вопиющих, от принципов и ценностей, преподанных Богом-Отцом. Кроме того, еще более печальные и даже прискорбные отступления от мира горнего, сотворенного Всевышним для человека, автор усматривает в христианстве, в том числе в православии.  И, разумеется, «не дает спуска» тем, кто почитает за Господа Иисуса Христа, включая апостолов.
     Для многих читателей такая откровенная позиция Виктора Виттинга может стать неприемлемой: они отложат книги автора в сторону. Однако это вряд ли правильно с точки зрения того, кто хочет обогатиться иным взглядом на мир, кладезем мыслей и суждений, как взятых автором из Библии, из трудов философов, так и выстраданных им самим в тиши своей кельи (именно так можно назвать его квартирку, в которую редко заходят другие люди), можно сказать, ставших итогом непростых размышлений о жизни, о прочитанном.
     «Записки отчужденного» - яркий образец суждений, которые пришли в голову человека, пожелавшего удалиться от «доставшего» его окружения в мир Предыстории человечества, изложенной в книгах Ветхого Завета. Весьма полезно и нам вспомнить библейские истоки окружающего мира и смыслы, заложенные Богом в человека, созданного Им по Своему образу и подобию.
     Еще более познавательным станет прочтение второй книги «Хроники Галгала». Вновь у читателя возникает вопрос: что такое Галгал? Если кто не знает тексты Библии, не поленитесь заглянуть в Интернет, который дает такое толкование: Галгал - это место первой стоянки израильтян после их перехода Иордана. Здесь они установили двенадцать камней, взятых из реки, здесь были обрезаны и праздновали первую Пасху в земле обетованной, здесь было снято с них "посрамление Египетское". Расположен Галгал между Иорданом и Иерихоном.
     Узнав сие, легко понять, что новая книга Виктора Виттинга - некое продолжение предыдущей. С той разницей, что в первой автор, преимущественно в прозаической форме, рисует еще и картинки собственной жизни. Во второй книге, в основном стихотворной, он во всей полноте раскрывает свои религиозно-философские взгляды и определяет то место, которое в их свете занимают явления сегодняшней жизни, известные и малоизвестные личности, окружающие люди.
     К слову, все другие, к кому обращается автор в своих поэтических силлогизмах, служат некими оппонентами. И каждому из оппонентов отводится соответствующая ниша в иерархии ценностей, с позиции которых вещает автор. Увы, места эти не самые лучшие и завидные.
     Однако все выше сказанное не может умалить определенной ценности книги, являющей собой довольно объемную кладовую оригинальных суждений о нашей бренной жизни. И сама форма обеих книг Виктора Виттинга весьма оригинальна: он лаконично, в четком смысловом ракурсе, сочетает прозаический и стихотворный тексты, обильно приводит цитаты и большие выдержки из Библии, из трудов любимых философов. Кто не поленится и прочтет книги Виттинга, изрядно потренирует свой мозг, напряжет память, а главное - сопоставит свою систему ценностей и представлений о мире и людях с совершенно иной, возможно, трудно постижимой, странной, непонятной, чуждой, но имеющей место быть, а потому небезынтересной и небесполезной жизни. По крайней мере, можно будет задуматься и о том, в отношении кого, себя, оппонентов или читателей, автор применяет сложное понятие «галут».

          Валерий Еремин — журналист, писатель, член городского (Златоуст)
          литературного объединения «Мартен».


Из цикла «Я ездил. Я видел. Я — плакал!»

Имею виды на болото
своё — кулик и тот печётся.
И голосом Георга Отса,
с трудом, вытягиваю ноты
в канцоне — пробую на запах,
на цвет. И что? Кулик болотный
в мои тончайшие тенёта
не попадётся?! Что ж — на запад
уйду я с матерком дежурным,
оставив тьму. Болото дремлет.
И гаснут все огни в деревне.
Моя согбенная фигура
напоминает ключ скрипичный.
Всё в тему, всё… и нет сомнений,
что мой великоросский гений —
кулик болотный. Всё — вторично!

«Таким образом, все эмпирическое не только совершенно непригодно как приправа к принципу нравственности, но в высшей степени вредно для чистоты самих нравов; ведь в нравах подлинная и неизмеримо высокая ценность безусловно доброй воли как раз в том и состоит, что принцип [совершения] поступков свободен от всех влияний случайных причин, которые могут быть даны только опытом. Никогда нелишне предостерегать от этой небрежности или даже низменного образа мыслей, при которых принцип ищут среди эмпирических побудительных причин и законов; ведь человеческий разум, когда устает, охотно отдыхает на этом мягком ложе и в сладких обманчивых грезах (которые заставляют его, однако, вместо Юноны обнимать облако) подсовывает нравственности какого-то ублюдка, состряпанного из членов совершенно разного происхождения, который похож на все, что только в нем хотят видеть, но только не на добродетель для тех, кто хоть раз видел ее в ее истинном облике».
/ / /
И. Кант.
Основы метафизики нравственности.
http://vehi.net/zph/ikant.html

«
Вертикаль власти — что это? Пирамида, с размещением на верхушке Первого Лица, гордо оглядывающего границы своего царства-государства. И составленная из
многочисленных «чего изволите»? Вступивших в партию ради карабкивания снизу вверх, попутно отпихивающих руками и ногами других претендентов.

Или это та–же пирамида, но перевернутая вверх ногами. И Первое лицо, придавленное всей вертикалью уже и само не понимает, как ему оттуда выбраться. И страной
управляет в данном случае не он, а мелкие клерки.

Или вертикаль — это как стройная юная леди в мини-бикини. Или луч прожектора в темном небе. Или фантазии Первого Лица во время эротических снов. Скорее
Всего — последнее.
»
Вертикаль власти - фаллический символ России? | Мир вокруг нас | ШколаЖизни.ру
ШколаЖизни - познавательный журнал
Мир вокруг нас
Дмитрий Зотиков
Грандмастер