Искусство жить

Александр Гаджиев Малаховка
30 лет назад я начал активно покупать книги по философии, которые прежде было не достать, а тут, в начале 90-х, они начали активно издаваться. А поскольку мои родители были помешаны на покупке книг, многие из которых не читались, а просто покупались, потому, что считалось престижным их иметь, то и я, видимо, впитал от них эту порочную страсть, и едва появлялась возможность купить, на мой взгляд, умную и полезную книгу, я это сразу делал, будучи ещё студентом, а затем аспирантом. Наверное, одно сознание того, что я имею такие книги, повышало мою самооценку. Но поскольку большинство из них я почти и не читал, а всё откладывал на будущее (книги казались очень сложными, а чтением я и без того был завален), то получалось, что я покупал их не себе - не себе тогдашнему, а себе какому-то будущему, который, став умнее, сумеет их прочитать.

И вот теперь, наконец, когда бывает настроение и время, я беру с полки Сартра, Камю, Кьеркегора, Бердяева (на очереди еще полтора десятка) и начинаю читать, то это чтение, заставляет меня оглядываться назад, на эти 25-30 лет, и с снисходительным укором смотреть на того себя, который тащил в дом все это барахло, тащил их для меня, сегодняшнего: "Что ж это ты мне подсунул? Эх, молодость..."
Сейчас я взялся за Бердяева. Рассуждения его воспринимаются наивными и эгоцентричными. Во время чтения я успеваю ему много раз посочувствовать, мысленно ответить на те вопросы, которые ему видятся неразрешимыми, разгребаю ту путаницу, которая у него в голове, одновременно успевая предположить причины, по которым он оказался в том интеллекиуально-психологическом состоянии.
Но и от такого чтения я нашёл своеобразную пользу и интерес: когда вижу явно ошибочную мысль или неподходящий образ, то берусь сам отвечать на те же поставленные вопросы, благодаря этому рождаются ответы, которых не было прежде, и которыми можно любоваться.
Например, вот в одном месте он пытается размышлять об искусстве жить, и говорит, что никогда не обладал этим искусством, так как "не умел использовать жизни". Было очевидно, что он сравнивает себя с кем-то, кто по социальным меркам более успешен. Но разве "искусство жить" заключается в использовании жизни? И разве социальный успех может базироваться на таком примитивном исключительно потребительском отношении к жизни?

Ведь ясно, что относиться к жизни на уровне "я тебя буду использовать", это то же самое, что сказать любимому человеку: "Мне от тебя нужно" вместо "ты мне нужен" - какая же тут любовь?
Я решил подумать, а что для меня сегодня "искусство жить"?
И вот увидел такой образ:
искусство жить похоже на искусство хорошего музыканта, который мастерски владеет языком музыки, музыкальным мышлением, и поэтому способен понять любой музыкальный стиль, и включиться в музыкальный диалог, - то есть, сходу импровизируя, поддержать любую тему, ведя при этом свою линию.
Так и человек, владеющий "искусством жить", если так можно выразиться, может живо, адекватно и гармонично откликаться на любые, самые неожиданные жизненные ситуации.

Если вспомнить всё, чем забиты наши головы, тела, различные аспекты психики и души, эти тонны ненужной информации, осевшей там в виде не только вербальной и образной, но и энергетических блоков, спонтанно образовавшихся и неосознаваемых условных рефлексов, мышечных зажимов, органических заболеваний, то "искусство жить" представляется искусством проходить жизненные этапы и не замусоривать себя всем этим, а если уж случилось, то вовремя и грамотно освобождаться от ненужного хлама, поддерживая своё внутреннее пространство в значительной мере пустым. То есть, если сравнить с квартирой, это значит не только мусор выносить вовремя, но и внимательно посмотреть, какие из вещей здесь просто занимают место, заполняют пустоту - необходимое для жизни пространство, и освободить помещение от них. Таковы многие наши "знания", убеждения, мнения, застарелые обиды, сформированные когда-то отношения, привычные реакции на кого-то, на что-то и т.д.

Я думаю, что "искусство жить" не ограничивается этими двумя описаниями, ибо оно сродни поэзии, которая одна может породить их великое множество.
Таким образом, "искусство жить" оказывается игрой, в которой чем тоньше "игольное ушко", тем больше степеней свободы у Мастера, который свозь него проходит.