Жизнеутверждающая советская комедия. Дьяконов Н. М

Галина Алексеевна Шергина
28 марта 2021 года Республика Коми будет отмечать 120-летие со дня рождения Николая Михайловича Дьяконова (1911-1982). Он прославил республику на весь Советский Союз своей комедией «Свадьба», которую написал в 1948 году, т.е. вскоре после войны. В 1950 году драматург А.Т. Глебов сделал авторизованный перевод пьесы на русский язык под названием «Свадьба с приданым». Почему перевод называется авторизованным? Дело в том, что он сильно сократил её. Сокращённо показал всех персонажей, кроме Курочкина и Максима, Ольгу – чуть-чуть, остальных – сильно. Совсем убрал баяниста Мишу. Эти сокращения ничуть не испортили произведение автора, а приблизили её к зрителям совсем другого плана. В 1950 году комедия была поставлена в Москве в театре Сатиры режиссером Б.И. Равенских. Успех был огромный. В 1951 году Н.М. Дьяконов и спектакль Б.И. Равенских получили Сталинскую премию, а в 1953 году пьесу экранизировал все тот же Б.И. Равенских. Успех стал всесоюзным. К Н.М. Дьяконову пришла настоящая слава, а к кинофильму «Свадьба с приданым» всенародная любовь.
В это произведение Николай Михайлович, видимо, вложил весь свой литературный и актерский талант. Он написал классическую лирическую комедию о колхозной жизни. Здесь было все, что должно было быть в комедии: положительные и отрицательные герои, каскадные пары (у Н. Дьяконова 4), старик с ружьем, забавная тетка, дружок, гармонист, мальчик на побегушках и резонёры, которые учат других уму-разуму. Но эти персонажи живут не отдельно друг от друга, а составляют ансамбль, где нет лишних персонажей, слов, движений. Всё к слову и к месту. Актёры, которые играли на сцене и в кино составляли просто замечательный ансамбль, хотя Н. Курочкина играл артист из Малого театра. Без ансамбля не получается ни спектакль, ни кино.
Самой комической и интересной по-своему является первая сцена, где появляются Николай Курочкин и Лукерья. Первым незваным гостем в дом Василисы Павловны,, председателя колхоза «Искра», заходит Н. Курочкин. Он снимает калоши (тогда было принято носить сапоги с калошами), тужурку (полупальто), смело ходит по дому, ставит на стол две бутылки вина, подходит к зеркалу и рисуется перед ним. Он нарядно и модно одет, прическу сделал в парикмахерской. Он очень нравится себе, главное хочет, чтобы все признавали его блондином, когда он был рыжий или по словам Лукерьи чуть отдавал в буланую масть (так говорить принято о лошади). Выглядит всё это смешно. Если отвлечённо посмотреть на образ Н. Курочкина,  то можно сравнить его с монетой, на одной стороне которой его портрет, а на другой – цена.
Каков же портрет? Н. Курочкин не очень серьёзный парень, не пошёл на важное собрание, беседа о воспитании детей, которую проводят по местному радио, его не интересует, он опаздывает на репетиции художественной самодеятельности, не учит слова. Но самое интересное это то,  что он приходит сватать Ольгу, даже не поговорив с ней. Но если ещё вспомнить, как он засеял участок земли не вовремя, еще он без уважения относится к старшим, то получается вполне отрицательный тип. Он просит Лукерью погадать на него на картах в надежде, что они покажут его в качестве жениха Ольги, но они показывают вместо него брюнета из соседнего колхоза. Лукерья кидает карты второй раз, и опять этот брюнет. Николай негодует и спрашивает фамилию, но карты не милиция и фамилию не говорят, он догадывается кто это. Итак, с одной стороны он отрицательный тип, а с другой? На другой стороне монеты его цена, а она высокая. У него на груди медаль «За доблестный труд в годы Великой отечественной войны». О его хорошей работе в годы войны говорит и Лукерья, и Авдей Спиридонович. Получается, что Н. Курочкин парень настоящий, трудолюбивый, честный, кроме того, он прекрасно поёт, танцует и можно сказать, что он вполне положительный человек. Две эти стороны личности Николая Курочкина чудесным образом сочетаются, поэтому он интересен и любим зрителем. Курочкина зовут Николаем и Дьяконова тоже Николаем. Случайно?!
Самым красивым и по-своему забавным является конец первой сцены, когда в дом Василисы Павловны заходят Максим Орлов, предколхоза «Заря» Семён Иванович Пирогов и дед Силантий из «Зари». Ольга, Василиса Павловна и Авдей Спиридонович пришли раньше. Василиса рада этим гостям. Она приглашает их сесть, а Лукерью и Курочкина выпроваживает. Этих новых гостей она не ожидала, поэтому была удивлена,  но деде Силантий сразу сказал, что они по серьёзному делу, а Семён Иванович добавил, что в доме Василисы есть хороший товар, а у них – покупатель. Наконец, выясняется, что мужики пришли свататься, что было совсем не характерно, потому что этим обычно занимались женщины. Гости не знают, как себя вести, и это выглядит, конечно, забавно. Ольга несколько растерялась, потому что они с Максимом были в ссоре. Она тоже не знает, как себя вести. Мать говорит ей, чтобы она переоделась. Ольга уходит в свою комнату, а в это время сваты решили сказать напрямую, что пришли сватать Ольгу. Мать заплакала, а сваты начали расхваливать жениха (у него три ордена, пять медалей и т.д.). Максим этого не ожидал, и недоумевал, зачем это нужно. Дело в том, что когда он только заходил в дом, было видно, какой он красавец, храбро сражался на фронте, что он командир, лидер. Он был уверен, что Ольга согласится. В это время в комнату входит нарядно одетая невеста. Мать сообщает ей, что Максим Николаевич просит её руки. Максим говорит, что она согласна. Но Ольга отвечает таким тоном: «Меня спрашивают – я и буду отвечать». Ольга ведь тоже лидер и тот ещё командир! Как она воспитывала Курочкина за неудачный рекорд (била его рукой по спине). От этих слов и этого тона Максим немного теряется, но дед Силантий говорит вовремя нужные слова: «Не вечно же ей быть девушкой бригадиром». С этим согласились все, Ольга даёт согласие. Пирогов всех приглашает к столу, где уже кипит самовар. Во время сватовства пришли молодые люди, которые тоже смущали Максима,  а всем была интересна церемония сватовства. Все садятся за стол. Все рады за Максима и Ольгу. Начинаются танцы. Как красиво танцуют и Авдей Спиридонович, и Пирогов, но особенно Максим и Ольга. Эта сцена просто изумительно хороша. Потом молодые поют песню о любви.  Люди закричали: «Горько!» Жених и невеста уже хотели поцеловаться, но между их молодыми лицами появляется старое лицо деда Силантия. Оно говорит, что во время сговора целоваться нельзя. Когда Пирогов предлагает выпить за молодых и за старых, раздаётся вдруг голос гармониста Феди, который восклицает: «Какого бригадира пропили, хоть бы выкуп дали!» Колхозники из «Зари» в свою очередь спрашивают: «А приданое вы даёте?» Василиса Павловна хочет весь этот разговор превратить в шутку, но ей это не удается. Гости начали спорить, включились молодые. Тут мы видим интересную картину. Оказывается наши любимые положительные герои ведут себя неподобающим образом. Они говорят на повышенных тонах, дело доходит до оскорблений, т.е. у них ярко проявляются отрицательные черты: гордыня, самолюбие, самоуверенность, несдержанность. Они оказывается обычные люди, как все, но не совсем так. Они все же отличаются, потому, что они лидеры. Сговор расстраивается. Ольга берёт своё согласие назад и выбегает в одном плптье на улицу, где трещит мороз. Она бежит к Муравьеву – следом Максим. Вот и неприятность, которую нагадала Лукерья.
Второе действие. Ольга просит Александра Сергеевича Муравьева о помощи, а именно, чтобы он помог помириться с Максимом. Муравьев даёт согласие. Ольга обнимает его и говорит, какой он хороший. В этот момент дверь открывает Максим, видит эту картину, слышит слова Ольги и в ужасе захлопывает дверь. А вот вам и любовный треугольник!
Раньше мне образ А.С. Муравьёва казался слабоватым, но когда я в очередной раз прочитала комедию по-коми, моё мнение изменилось. Муравьев пользовался огромным авторитетом, он образованный человек, агроном, который превратил свою квартиру в лабораторию, где проводил опыты, читал научную литературу. Он секретарь парткома. Партия ещё не потеряла авторитет. Он имеет право давать советы. Учит Ольгу, как надо работать над собой, изменить свой характер. В кино этот момент показан кратко. Александр Сергеевич не является комическим образом, но в этом нет никакой надобности. Он появляется на сцене гораздо реже, чем Максим или Ольга, зато в какие моменты! Моменты вполне драматические. Потеря колхозом зерна, специально приготовленного для сева (яровизация), – это драма, близкая к трагедии. Агарном находит выход из создавшейся ситуации и становится ещё авторитетнее. Он фронтовик, но у него нет командирского голоса и замашек, зато есть внутренняя сила: глубокомыслие, культура, трудолюбие, честность. В комичные ситуации он всё же попадает («драка» между Максимом и Муравьевым) в результате чего ему удается помирить Максима и Ольги. Дьяконов даёт более подробную характеристику А.С. Муравьева.
Занавес. Второе действие тоже состоит из двух сцен, в которых важную роль играет ещё один положительный герой Авдей Спиридонович. Он тоже авторитетный человек. У него нет такого образования, как у Муравьева А.С., но есть огромный житейский опыт. Сцены второго действия тоже очень комедийны. Большую роль тут играет Курочкин. На меже сложены мешки с зерном, а на них сидит Авдей Спиридонович и определяет с помощью своей лысины температуру воздуха, а прижимая комки земли к лицу, определяет температуру земли, т.е. ждёт время для сева. Комки земли приносит ему подросток Мишка. Он сирота, и Авдей Спиридонович держит его за сына, учит хозяйствовать на земле. Эта сцена по-своему интересна. Приходит Курочкин со своей бригадой. Он радостный и довольный, что первым засеял участок земли, поставил рекорд. Авдей Спиридонович порицает его за это, но Курочкин не слушает его (учи кого-нибудь другого). Он объявляет бригаде, что будут танцевать кадриль. Федя играет на гармошке, все танцуют. Приходят на поляну Ольга и Максим. Максим говорит Ольге, что у неё делается в бригаде. Курочкин был её заместителем и сев сделал без её разрешения. Ольге не понравилось, что Максим вмешивается в её дела. Они опять ссорятся. Ольга заявляет, что ненавидит Максима. Она опять ведёт себя не так, как учил её Муравьев. Максим уходит в МТС. Ольга плачет как зимой у Александра Сергеевича, а теперь уже весна. Она обращается к Авдею Спиридоновичу с вопросом, что её делать, как ей быть, ведь она очень любит Максима, жить без него не может. Авдей Спиридонович ей даёт тот же совет, что и Муравьев, не разговаривать с Максимом таким тоном., в таком духе, надо сдерживать себя, а не дерзить. Ольга опять соглашается. Максим теперь председатель колхоза вместо Пирогова, к Авдею Спиридоновичу приходил за советом и остальные тоже. Эту сцену опять украшает Курочкин, хотя его рекорд один ноль в его пользу никто не одобрил, а Ольга ругала его и даже била. Но Курочкин ничуть не огорчился. Он с Федей и девушкой Любой из другого колхоза идет на маленькую поляну и начинает подкатываться к девушке. Эта сцена исключительно хороша и забавна. Здесь Курочкин показывает себя во всей красе, поёт, говорит так, что даже строгая Люба залюбовалась им. Авдей Спиридонович отметил, что Курочкин похож на артистов из филармонии, которые приезжали из города. В конце второго действия приходит важное сообщение, а именно телефонограмма из района о сильных заморозках. Участок Курочкина ещё зелёный, а у других ячмень колосится. Дальше события происходят в третьем действии.
Курочкин приходит в ужас от того, что его посев может погибнуть. Все обращаются к агроному с вопросом, что делать? Александр Сергеевич муравьев знает, что надо делать. Он приказывает рубить хворост, деревья и разжигать большие костры, чтобы они дымом закрыли поле. Колхозники обоих колхозов работают весь вечер и всю ночь, под утро тут же легли спать. Утром люди проснулись и стали ждать агронома, который пошёл осматривать поле. Наконец, он приходит и говорит, что участок, засеянный Курочкиным, спасён. Все рады кроме Курочкина. Он не спал всю ночь, всё думал о своём поведении и, когда узнал результаты работы колхозников, при всех даёт обещание исправиться. Ему верят.
Все радуются и поют прекрасную песню, глядя на восход солнца. Потом разыгрывается вполне комическая сцена. Максим хочет объясниться со своим фронтовым другом Александром Сергеевичем, которого давно ревнует к Ольге. Он несколько раз видел, как они гуляют в берёзовой роще, разговаривают, слышит слова Ольги о себе и уверен, что дело у них идет к свадьбе. Максим спрашивает об этом друга, но тот удивлен, потому что любит совсем другую девушку, а именно сестру Ольги Тасю. Когда это выясняется, то друзья устраивают «драку», чтобы видела Ольга. Она спешит защитить Максима. Здесь происходит почти примирение Ольги и Максима, но Ольга опять дерзит Максиму. Летом они всё же помирились.
Теперь о Лукерье. Это отрицательный персонаж и пора давать ей характеристику. Лукерье захотелось легкой жизни после тяжёлых военных лет. Она перестала работать в колхозе, а торговала грибами, овощами, гадала на картах и т.д. Ведь это она нагадала свадьбу и неприятность. Её хотели исключить из колхоза, но она не смогла привыкнуть к легкой жизни и стала обратно проситься в колхоз. Н. Дьяконов талантливо написал литературную основу этой личности, а талантливая актриса Татьяна Пельтцер точь-в-точь показала замысел автора. Это всё видно в первой же сцене спектакля, где происходит исключительно замечательный диалог между Курочкиным и Лукерьей. Весь её облик, движения, речь, мимика говорят об этом. Особенно смешными показаны разговор о стихах Александра Сергеевича, или фраза Лукерьи о том, что она неравнодушна к Коленьке с 17 лет, или как она поёт страдания и песню (хороша я хороша, да плохо одета...). Некоторые её изречения, сказанные в этой сцене, уходят в народ, например, «карты не милиция, фамилии не говорят», «молчал бы ты, старый идол», в адрес Авдея Спиридоновича.
Четвертая сцена, где появляется Лукерья, вполне современна. Авдей Спиридонович сидит на большом пне средь поляны в березовой роще. У него ружьё. Из рощи на поляну выходит Лукерья, которая в буфете приняла 200 граммов. Авдей Спиридонович прячется за деревья и направляет ствол на Лукерью. Она увидев ствол с криком спряталась за пень. Между ними происходит вполне комедийный диалог. Но дальше ещё интереснее. Лукерья просит Авдея Спиридоновича замолвить словечко, помочь восстановиться в колхозе, и за это она обещает взятку в размере тысячи рублей. Авдей Спиридонович глубоко возмущен, начинает ругать её и обещает в неё выстрелить из ружья мелкой дробью. Лукерья убегает. Ещё раз она появляется в сцене свадьбы, опять встречается с Авдеем Спиридоновичем, который предлагает ей проваливать отсюда, но Лукерья говорит, что если провалиться, то здесь. Она хорошо работала в уборочную, и чувствует себя теперь уверенно. Она говорит, что свадьбу – то ведь она нагадала.
Пьеса заканчивается свадьбой, и почему все комедийные оперетты, спектакли, кино заканчиваются свадьбой? Свадьбы обычно делают осенью. На сцене богато накрытые столы. Ольга и Максим ещё раз объясняются в любви. Собирается народ. Появляется Н. Курочкин со своей девушкой Любой. Они поют и танцуют. Курочкин опять в центре внимания. Он теперь не просто рыжий парень, а уважаемый человек. Именно он поздравляет новобрачных, прекрасно поёт, получает букет, который бросает Ольга. Свадьба очень весёлая, есть и приданое, и выкуп, как было обещано. А какая будет семейная жизнь молодых? Я думаю, что она не будет простой, а скорее сложной. Но большая любовь между ними поможет им преодолеть все трудности.

Февраль 2020г.
Шергина Г.А.