Что такое душа?

Адела Василой
И снова полемика... Из обсуждения на Фейсбуке.

Alex Leaveit:

Чем же тогда оскверняется душа? И что она вообще есть такое? Что такое желание, если не мысль? Что такое заблуждение, если не состояние ума? И что такое просветление? Что изменяется: сама душа или содержание ума?

Адела Василой:

Прежде чем рассуждать об этом, надо бы дать чёткое и ясное определение понятия "душа". А в основе этого понятия, по всей видимости, до сих пор стоит сумбурное религиозное восприятие сего "предмета", как некой эфирной субстанции, которую в нас "вдохнуло" такое же гипотетическое существо, которого назвали "бог". Этим понятием прошита вся человеческая культура, в первую очередь язык, так что без него уже не обойтись, но каждый вкладывает в это понятие сугубо индивидуальное понимание. Поэтому прийти к общему знаменателю очень трудно, если вообще возможно. Происходит нечто похожее на то, как воспринимают абстрактную живопись - каждый интерпретирует по своему и видит "что-то своё".

Поэтому без чёткого разделения понятий "душа" и "интеллект" говорить об этом бесполезно. В науке давно используется понятие "эмоциональная сфера", которая, по-видимому, ближе всего к общепринятому туманному понятию "душа", но у религиозного люда оно не в фаворе.

Я бы дала такое определение: "Душа - это индивидуальная программа развития уникальной эмоциональной сферы человека, вкупе со всеми её составляющими, начиная от возможностей восприятия внешнего мира через органы чувств до гормональных особенностей организма". Совершенно очевидно, что эта программа реагирует как на влияния и пертурбации, исходящие от внешнего мира, которые её способны значительно травмировать и дать ей "неожиданную ориентацию", так и на облагораживающие воздействия адекватного воспитания и развития собственного интеллекта.

Душа не вписывается в некую застывшую форму, она развивается и меняется в течении всей жизни под влиянием внутренних и внешних факторов. Психоэмоциональная сфера человека по мере взросления организма, вбирает в себя ту информацию, которую она получает от внешнего мира и прошла "обработку" в его интеллектуальной сфере, ибо только мозг способен с наибольшей эффективностью оценить и структурировать полученные от органов чувств данные, выстраивая на их основе чёткую картину. Что не исключает, вообще говоря, ни ложного восприятия, ни ложных построений - всё зависит от девиантных особенностей самого организма, в частности, от его интеллектуальной сферы, но и от сделанных ею ранее построений, которые могут обладать значительной инертностью. Этим и объясняются трудности перевоспитания детей и подростков, не говоря уже о взрослых.

Исходя из этого, нетрудно ответить на поставленные выше вопросы, несмотря на их ненаучную форму, включающую такие религиозные термины, как "осквернение души", "просветление" и тому подобное.

Продолжение следует.