Лучше сделать хоть как-то, но сейчас?

Татьяна Сергушенкова
Недавно в разговоре со своей ученицей я высказала мысль, что мероприятие, на котором мы с ней обе были, организовано плохо. Без заботы об участниках, без учета их важных потребностей. На что она мне сказала: "Таня, так ты же сама говоришь, что лучше сделать хоть как-то, чем не сделать никак!".

Опа! Какая неожиданность... Мне даже в голову не приходило, что эту мою фразу, которую я говорю в контексте обучения и приобретения опыта, можно толковать так. Поэтому решила пояснить свой взгляд на эти вещи.

Я считаю, что обучаясь, нарабатывая желаемые навыки, действительно во многих случаях (есть исключения!) важно приобрести хоть какой-то опыт и сделать хоть как-то, чем не сделать вообще. Уже этот опыт позволит понять слабые места, ошибки и изменить свое поведение лучшим образом для достижения цели. Именно опыт самостоятельного обучения всему-всему-всему научил меня этому. Лучше сделать хоть как-то, но сейчас, чем идеально, но никогда.

Но! Ни в коем случае такое поведение не должно быть в ущерб другим людям. Т.е., я позволяю себе так действовать только тогда, когда результат моих действий важен только для меня. Когда мои действия не приносят вреда другим.

В случае же, когда суть моих действий — польза другим, здесь, скорее, работает противоположное правило. Чем сделать плохо, лучше не делать вообще. Этому учила меня моя мама, когда просила меня в детстве сделать что-нибудь по дому. Я ленилась. Делала быстро и плохо. Мама говорила, что в таком случае не нужно было делать вовсе. Тогда и ей было бы проще, не пришлось бы переделывать и испытывать негативные эмоции. Я расстраивалась, обижалась, зато сейчас понимаю, что она была права. В случае, если ваши действия направлены на пользу другим, лучше не делать вовсе, чем делать плохо.

Когда я обучаюсь сама, я беру и делаю. Как могу, как умею. Вот захотела лабораторию движения. Не откладывая в долгий ящик, арендовала помещение (его не видев), пригласила желающих на случай, если такие будут, провела. Как есть. Получила опыт. Чему-то научилась. Или вот сделала сайт. Впервые. И редактирую его. И дорабатываю. И учусь.

Прежде чем обучать других, я долго, серьезно и глубоко учусь сама. Тестирую, проверяю, исправляю, дорабатываю. А только потом обучаю. Когда могу гарантировать желаемый результат. К примеру, свой первый курс по общению и ораторскому мастерству я создавала 4 года. Это не беря в расчет свою личную практику публичных выступлений с десяти лет.

Всегда ли лучше сделать сейчас как-нибудь, чем потом? Нет. Но вот написать об этом точно лучше было для меня сейчас хоть как-то, чем идеально, но никогда.

10.01.2020 г.