Славянский шансон

Олег Макеев 2
 
Хотя мы часто слышим слово "шансон", границы этого музыкального жанра до сих пор размыты.
«Россия встала на путь культурной деградации и если ситуация будет развиваться в таком же ключе, то уже в обозримом будущем блатные песни окончательно «убьют» интерес общества к классической музыке» 
Новый Регион. Екатерина Попова. 
 
ПРЕЛЮДИЯ 
 
Февраль 1961 года. Три часа после полудня. После экзамена по теоретической механике бреду по коридору центрального институтского корпуса, едва передвигая ноги. Трояк на экзамене лишил меня последних жизненных сил. В перспективе – отсутствие стипендии на следующий семестр и голодное существование. Настроение – хуже некуда. 
Мимо проследовал преподаватель математики Минц – небольшого роста, с огромным носом и всклокоченными, как у Эйнштейна, волосами. Острослов и превеликий добряк, за что студенты его любили. Именно на него в туалете кто-то нарисовал дружеский шарж: из-за угла кирпичной стены выглядывает здоровенный нос и подпись: «Минц спрятался». 
У меня на его экзамене возникла комическая сценка. В билете вопрос: «разложение тригонометрических функций в ряд Маклорена». Когда Минц вышел минут на пять, я успел скатать со шпоры вывод и спокойно показал ему результат. Он ознакомился с моим опусом, затем глянул поверх своих очков и с ехидцей заметил: «Вы далеко пойдёте, молодой человек. У Вас прекрасная математическая интуиция. При выводе вы поменяли вот здесь знак «+» на«-», а результат, на удивление, правильный! ». 
Улыбнувшись воспоминанию и следуя далее, я открыл машинально первую попавшую дверь и вошёл в институтский актовый зал. Свет в партере был погашен, освещена только эстрада, на которой возвышался рояль. В полумраке я присел на последний ряд и… замер от восторга. За роялем сидел пятикурсник, который, как я узнал позднее, параллельно занимался ещё и в консерватории. 
Он играл «лунную сонату» Бетховена, которую часто передавали по радио, поскольку её, якобы, любил вождь победившего пролетариата. 
На миг навалились воспоминания. Я был тоже выходцем из этого победившего пролетариата, рос в небольшом провинциальном городке и из музыкальных произведений слышал только блатные песни, исполняемые во дворе под гитару местными бардами. И никакого музыкального образования, хотя имел неплохой слух, и теоретически мог бы стать композитором, правда, только с очень маленькой буквы. 
Карьере музыканта помешал один мой неблаговидный поступок. Мама работала няней в детском саду и договорилась с музработником, чтобы она позанималась со мной на предмет выявления моих музыкальных способностей. После первого урока я обсудил создавшуюся ситуацию с дворовыми авторитетами. Один из них, который был постарше и уже занимался в музыкальной школе, сказал: «Плюнь на эту музыку, это же настоящая каторга! » На следующем занятии я выполнил этот совет буквально, то есть просто плюнул на клавиши фортепьяно. За что был мамой бит черенком веника и отлучён от музыки. Но потом появилась семиструнная гитара и блатные, туристские, цыганские песни, которых вполне хватало, чтобы удовлетворить потребность в музыкальной поддержке коллектива в застолье или на туристском привале. 
Короче, моя ретроспектива в плане музыки на момент описываемых событий была почти девственна, ибо всё же я играл на аккордеоне, подбирая на слух простые песенные мелодии. Поэтому, услышанным я был буквально потрясён. Изменилось моё настроение. Всем нутром я впервые в жизни ощутил мощное эмоциональное воздействие классической музыки. 
Я ещё долго сидел в пустом зале, размышляя о происшедшем. И сформулировал для себя три пожелания на будущее. • Классику надо слушать в определённом эмоциональном настроении. • Классику надо слушать только в помещении с хорошей акустикой. • Дать себе обещание бывать периодически в филармонии, разобраться с номенклатурой классических произведений и выбрать для себя любимых композиторов. 
Но успешная активная и быстротекущая жизнь диктовала свои законы поведения, и ни одно из этих пожеланий, увы, не было мною выполнено. 
И виной тому оказалась банальная постоянная занятость и, скажем прямо, отсутствие ПОТРЕБНОСТИ в классической музыке. А в свободную минуту было достаточным услышать лирическую песню или любую иную песню, текст которой заставлял меня вслушаться и задуматься. В последнем случае это были авторская песня с простым и понятным сюжетом, с ясным и красивым мелодическим почерком, а также туристская песня или песни на военную тематику. В 90-тые годы такие песни, как музыкальный жанр, получили название «Шансон». Скажем прямо, однозначного понимание этого термина не достигнуто до сих пор. 
Чтобы понять исходный смысл этого понятия, обратимся к авторитетным изданиям. 
ФРАНЦУЗСКИЙ ШАНСОН (Википедия) 
«…Шансо;н (фр. chanson — песня) — французская эстрадная песня в стиле кабаре. 
Этот жанр использовали певцы французских кабаре в конце XIX века — первой половине XX века. Наиболее известными из них являются Аристид Бюан и Мистингетт. Из кабаре данная модификация шансонов перешла во французскую эстрадную музыку XX века. 
В 50-х годах оформились два главных направления оригинальной франкоязычной песни, существующие до настоящего времени. 
Первое из них — жанр классического шансона, где первостепенное значение придаётся поэтической компоненте песни и автор, как правило, сам является исполнителем. Этот жанр связывается в первую очередь с именами Мориса Шевалье, Шарля Трене и Эдит Пиаф, которая продолжала традицию реалистической песни. Крупнейшими представителями этого направления являются французы Лео Ферре, Жорж Брассенс и бельгиец Жак Брель. Всемирно известны Шарль Азнавур и Сальваторе Адамо, хотя их творчество ближе к традиционной эстрадной песне. Именно представители этого поэтическо-музыкального направления в полной мере соответствуют термину шансонье (chansonnier). 
Другое направление французской песни второй половины XX века — эстрадная песня, которую исполняют chanteur (певцы). Представители этого направления тоже нередко являются исполнителями песен собственного сочинения (поэтами и/или композиторами), но в силу облегченности поэтического содержания они не являются шансонье в полном смысле этого слова. Всемирно известными исполнителями французских эстрадных песен являются Ив Монтан, Анри Сальвадор, Мирей Матье, Энрико Масиас, Джо Дассен, Далида, Патрисия Каас, Лара Фабиан, Милен Фармер, Нольве;нн Леруа;. 
Граница между шансоном и эстрадной песней достаточно условна, и далеко не всякого франкоязычного певца можно однозначно отнести к тому или другому направлению. За пределами франкоязычных стран часто все песни исполнителей, поющих на французском языке, называют шансоном». 
СЛАВЯНСКИЙ ШАНСОН 
 
РУССКИЙ ШАНСОН 
До 90-х никто в музыкальном социуме вообще не пользовался подобным словосочетанием — "русский шансон". Но в 1991-м в Санкт-Петербурге организовали фестиваль "Русский шансон. Лиговка". И с тех пор это определение получило путёвку в жизнь. 
А что же тогда русский шансон? Вот как излагает свою точку зрения Екатерина Лейкина (Источник: http://shkolazhizni. ru/culture/articles/22415/ © Shkolazhizni. ru ). 
«… Широкое распространение в обществе на рубеже веков приобрело направление так называемого «русского шансона». Для того чтобы представить себе разнообразие точек зрения и количество вопросов, занимающих аудиторию в этой связи, достаточно заглянуть на форум любого из тематических интернет-сайтов. Так что же такое шансон? А тем более, направление «русского шансона»? Шансон — французское слово, означающее в переводе — песня. Шансонами во Франции вначале называли хоровые крестьянские песни, в отличие от романсов, имевшие письменное, литературно-поэтическое происхождение. Затем крестьяне, переселяющиеся в города, принесли с собой эту народную песенную культуру, а уличные и кафешантанные шансонье развили её. Лучшие песни создали городской песенный пласт…….. Пионерами русского шансона были С. Сарматов, Ю. Убейко, ансамбль В. Гартевельда, квартет «Сибирских бродяг» А. Гирняка и Т. Строганова, Я. Ядов, М. Ямпольский, Л. Утёсов, А. Баянова. Существовал тогда так называемый босяцкий, или «рваный», жанр, позже запрещённый в 20;30-х годах. С 30-х годов русский шансон развивался у нас в «подполье» и за рубежом, среди эмигрантов. Начиная с 1957 года, когда на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве блеснул своими песнями Ив Монтан, началось влияние мирового шансона на советскую эстрадную, бардовскую и «подпольную» песню: М. Бернес и Ж. Татлян; барды Е. Агранович, А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Ким, А. Городницкий, А. Дулов и другие; «подпольщики»: А. Северный и К. Беляев, ансамбль «Братья Жемчужные», «Магаданцы», Обертон»… Ещё ряд других авторов и исполнителей при содействии звукооператоров-энтузиастов создали предпосылки для становления в 80;90-х годах хорошо нам известного нового русского шансона. …Это песни «про жизнь», отражение реальности сегодняшнего дня. Многие под термином «шансон» ошибочно подразумевают только «блатную» песню. Такие люди среди сторонников шансона подчёркивают, что «блатная песня — это часть нашего национального достояния». Противники сетуют на то, что популярность блатной песни — знак криминализации общества, падения нравов. 
Меняется эпоха, другой тип и условия жизни, другая музыкальная и поэтическая стилистика, другая аудитория. Например, Михаил Шуфутинский стал популярен благодаря так называемым «одесским» песням Александра Розенбаума, затем пел лирические песни и опять возврат к песням о неволе. Любовь Успенская сказала, что никогда не вернётся к «ресторанному репертуару». 
Шансон — это не только тюремная лирика. В шансоне неоспорима важность текста, а не музыка. Но есть исполнители, которые придают значение не только смыслу, но и красивым аранжировкам: Анатолий Днепров, Михаил Круг, Слава Медяник, Александр Кальянов, Александр Розенбаум. Хотя среди представительниц прекрасного пола также есть чудесные исполнительницы, такие как Катя Огонёк, Татьяна Лебединская, Любовь Успенская, Лариса Крылова.. Некоторые считают шансон примитивным жанром. Но, если взглянуть критически, то видно, что русский шансон находится в полосе высоких предпочтений и, хотя твёрдого понимания границ этого творческого течения в отечественном песенном искусстве ещё нет, проявляется тенденция в пользу понимания русского шансона не как узкоблатной песни и не как содержательной песни многих творческих течений, а как русскоязычного городского песенного фольклора и авторских песен, ориентированных на эту разновидность фольклора…». 
 
УКРАИНСКИЙ ШАНСОН 
( Источник Комсомольская правда в Украине Михаил Бакузов). 
 
«…Дело в том, что сегодня в Украине то и дело появляются новые имена артистов, пытающихся самоутвердиться именно через шансон. И у них это неплохо получается. Например, шансонье Олег Винник уже давно собирает полные залы. Не так давно сольный концерт во Дворце "Украина" со скромным названием "Очень хороший шансон" отыграл киевский музыкант Алексей Большой, имя которого ранее в основном связывали с творчеством Алёны Винницкой. И снова полный зал! 
Про Гарика Кричевского и говорить нечего – у него стабильная популярность и гастрольный график расписан на годы вперёд! 
Именно эти полные залы и подтолкнули поразмышлять о таком понятии, как украинский шансон. Ведь целую четверть столетия, с того момента, когда в обиход вошло понятие "русский шансон", заменившее в качестве эвфемизма режущее ухо слово "блатняк", мы считали, что "это только в России". С того момента этот жанр разросся до умопомрачительных размеров и сегодня покрывает собой, наверное, процентов 70 всей российской эстрадной музыки. Критерии его уже давно размылись, так что никто толком уже не может объяснить, что попадает под понятие "шансон", а что нет и почему…. Гарик Кричевский: 
– Вначале надо разобраться, что мы подразумеваем под этим словом. "Шансон" – это такое условное название, объединяющее в себе многие музыкальные стили. Для меня любая песня со смыслом – это шансон. Но по-другому это понимают программные директора радиостанций, журналисты, многие зрители. Некоторые ошибочно считают, что шансон – это только блатные песни, а ведь это всего лишь один из пластов жанра. Другие считают, что признак шансона – это примитивная аранжировка и стихи на бытовую тему. На самом деле это очень разносторонний жанр, который включает в себя такие поджанры, как поп-музыка и джаз, и та же авторская песня с уклоном в блатную, и эмигрантские композиции. 
– Как же слушателю разобраться в направлениях шансона? 
– Никак. Не надо ничего отличать и искать конкретизации – вот это шансон, а это не шансон. Все очень условно. Любая песня, текст которой заставляет тебя вслушаться и задуматься, – это уже, на мой взгляд, шансон. Тюремные или блатные песни тоже причисляются к этому жанру, но их слышно сразу и они на радио сейчас редкость. 
– И все-таки мы можем говорить, что есть русский, а есть украинский шансон? 
– Украинский шансон от русского мало чем отличается, а многие артисты и авторы-исполнители, которых мы считаем представителями русского шансона, на самом деле являются представителями украинского, и наоборот. 
Если же говорить об украинском аутентичном шансоне, то у него есть яркие представители. Для меня, например, классиками украинского шансона является группа "Брати Гадюкiни" (я говорю о том времени, когда ещё был жив Сергей Кузьминский). Это глубокие тексты, юмор, затрагивается социальная сфера и т. д. В своё время очень успешно в этом жанре в начале 90-х работал и хорошо себя проявил Левко Бебешко, известный в то время как Левко Дурко …». 
И, наконец, в украинском шансоне есть одно направление, которое отличает его от русского шансона. Это «сельсний шансон», ярким представителем которого является Михаил Поплавский. 
 
БЕЛОРУССКИЙ ШАНСОН 
Как утверждают сами исполнители, жанр шансона в Белоруссии существует не так давно. 
Виктор Калина. Недавно начался гастрольный тур «В кругу друзей» Виктора Калины и других исполнителей в жанре шансон. 
– Вас называют основателем белорусского шансона. Как вы сами относитесь к такому народному статусу? 
– Мне это нравится, потому что я его и основал. В Беларуси такого слова не было, а любой шансон ассоциировался с жёсткой «блатной» музыкой. Мой первый альбом вышел в 2001 году и сразу стал популярным. Я был первым шансонье, представлявшим этот жанр здесь. Хотя на тот момент уже работал на профессиональной сцене в России. 
Александр Назаров — автор-исполнитель лирического шансона. Всего написано более сорока песен. В ноябре 2008 года песня «Цыганская доля» вошла в первый сборник белорусского шансона «Шансон. BY». Александр Назаров постоянный участник концертов «Шансон. BY», а песня «Цыганская доля», не только визитная карточка певца, но и постоянная участница «столов заказа» FM станций Беларуси. В 2009 году вышел совместный альбом с певицей Ириной Сапуновой «Аромат любви». 
С добрыми песнями, с открытой душой! С таким девизом по жизни идёт народный любимец Беларуси, певец и композитор Сергей Славянский. Продюсер и идейный организатор музыкального марафона звёзд эстрады и шансона «Всенародная Гулянка! », который ежегодно проходит в Минске. 
 
Резюмируя сказанное выше, можно очертить условные границы шансонного жанра. Это: 
– тюремная лирика; 
– туристские баллады; 
– песни на военную тематику; 
– городской романс. 
ШАНСОН И КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА 
Слушатели симфонической музыки – это люди, получившие музыкальное образование, «белые воротнички» – те, кто определяют тенденции развития и культурный уровень общества (учёные, писатели художники, композиторы), а также люди из всех социальных групп, с возрастом ощутившие недостатки в своём эстетическом воспитании и потребность в гармонизации собственной личности. 
Очевидно. что в прежние времена классическая музыка была уделом высших слоёв общества. При этом музыкальные возможности массовой культуры были весьма ограничены. Неудивительно, что классическая музыка была востребована, и она получила широкое развитие в Европе и Америке вплоть до начала 20-го века. С появлением звукозаписи, а затем кино и телевидения, слушатель, а затем и зритель получил возможность без особого труда приобщиться к шедеврам мировой музыкальной культуры. Отпала потребность тратить усилия и время на походы на симфонические концерты и в оперные театры. Другим отрицательным фактором на концерте симфонической музыки является отсутствие зрительных образов, а включается только слух. И не у каждого слушателя развито настолько воображение, чтобы понять замысел композитора. Поэтому потребность в серьёзной музыке стала уделом меломанов, а их численность на фоне всей аудитории любителей музыки оказалась невелика. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
И так, действительно ли шансон окончательно «убьёт» интерес общества к классической музыке? Конечно, это не так.. Просто классика застыла на рубеже 20-го века, а шансон в разных проявлениях получил существенное развитие, начиная с 60-х годов 20-го века. Аудитория любителей классической музыки в количественном составе стабильна ( примером могут служить концерты нидерландского дирижёра Андре Рьё), в то время как аудитория слушателей шансона существенно выросла. Поскольку процентное соотношение почитателей классики по отношению ко всей аудитории уменьшается, то и создаётся ложное впечатление о якобы «убивании» интереса общества к классической музыке. 
2017